Студопедия — Восьмая лекция
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Восьмая лекция






Когда мы вспоминаем о противоречии, в ставшем перед нами в конце последнего рассмотрения, то мы должны для его разрешения еще раз оглянуться на обе силы, на оба принципа, которые явились нам в течение времени, как вызывающие силы и опять же как регуляторы Кармы.

Мы видели, что наша Карма приходит в движение, благодаря тому, что влияния люциферических сил оказывают воздействие на наше астральное тело, – и что мы, благодаря их искушению, приходим к выражению чувств, побуждений и страстей, которые делают нас в известном отношении более несовершенными, чем мы были бы без них. И когда теперь люциферические влияния воздействуют на нас, то они вызывают, с одной стороны, ариманические влияния, те силы, которые действуют теперь не изнутри нас, но снаружи, и которые в переменном общении с миром воздействуют через то, что идет нам навстречу извне. В основе – это Ариман, вызванный Люцифером, – и мы, люди, – при жизни, вовлечены в спор этих обоих принципов. И мы должны попробовать идти в жизни вперед и именно, благодаря тому, что мы, попавши однажды в сети Люцифера и Аримана, ищем средства в пути, чтобы вновь подняться выше, преодолевая то, что совершилось в нас. Но мы можем вполне ясно видеть, как фактически эта переменная игра между силами Аримана и Люцифера происходит вокруг нашей личности, если мы еще раз поставим перед главами этот случай, о котором мы уже говорили в последний раз: тот случай, когда кто-нибудь подпадает влиянию Аримана, и переживает всякие отражения и обманы из внешнего мира и думает, что то или иное – скажем – сообщается именно ему и оказывает в том или ином направлении влияние на него, – но что для другого, сохранившего здоровую силу суждения, ясно видно, что данное лицо подпало заблуждениям и ошибкам.

Последний раз мы говорили больше о тех случаях, когда кто-нибудь подвергается, благодаря ясновидению "ясновидческим" заблуждениям в духовном мире. И мы упоминали, что это могут быть ошибки, вызванные ариманическими силами. И мы сказали, что против таких обманов, вызванных благодаря неправильному ясновидению, не существует другого и лучшего средства, как здоровая сила суждения, приобретаемая нами в физической жизни в нашем Я-сознании. И очень важным и значительным является то, что мы говорили в последней лекции о ясновидческих заблуждениях. Это касается именно того ясновидения, которое получено не с помощью правильного обучения, не через систематические упражнения под опытным руководством, но там, где ясновидение наступает благодаря древним унаследованным признакам, ясновидение – в картинах или звуках и т. н., в таком неправильном ясновидении мы всегда сможем найти, что оно уменьшается или даже совсем прекращается, если данный человек находит возможность или имеет склонность заняться действительно теософическим изучением и принимает теософическое познания – даже переходит к действительному, правильному и целесообразному обучению.

Итак, в одном случае, когда мы имеем дело с заблуждениями в сверхчувственном познании, мы можем сказать, что истинные источники познания, если они находят доступ к данному человеку, всегда будут помощью для нею и смогут вывести его на правильный путь. Против этого вы не должны проводить того, что является противопоставлением и такой тривиальной истиной, знакомой каждому. Каждый знает, что когда кто-нибудь, благодаря кармическим переплетениям, – приходит к состояниям ведущим к симптомам мании преследования или к мании величия и вырабатывает в своей душе целую систему заблуждений, к которым он приводит самые логические обоснования, – но которые все же остаются заблуждениями.

Может случиться, что кто-нибудь в другом жизненном объеме мыслит вполне правильно и логически и имеет только одну идею, что его всюду преследуют по той или иной причине. И он будет тогда в состоянии из самых малейших событий создавать самые остроумные комбинации: "Вот здесь опять некая клика, которая ничего больше не хочет, как подмешать мне чего-нибудь!". И он будет доказывать вам самым остроумным способом, как глубоко основано его подозрение. Таким образом, кто-нибудь может иметь вполне логическую голову и изживать в себе известные симптомы сумасшествия. И никто ничего не сможет сделать при этом, если начнет такому человеку возражать, исходя из логических оснований. Наоборот: если в таких случаях исходят из логических основ, какими обладают обыкновенно разумные люди, – то тогда находящееся внутри того человека может быть еще больше вызвано и он начнет искать еще больше доказательств того, что он вкладывает как содержание и т. п.

Когда говорят в смысле духовноведения, то вещи нужно брать совершенно точно. Если раньше, а также и в последний раз было отмечено, что в духовноведческих познаниях, которым кто-то отдается со всем старанием – и даже с принципами – но систематическим обучением, – имеется сила против заблуждений в ясновидческих силах, то под этим подразумевается совсем иной случай, чем только что охарактеризованный.

Теперь дело идет ведь не о том, чтобы подходить к данному лицу с духовноведческими познаниями. Как правило, к нему хотят подойти с основаниями, которыми обладают в области обыкновенной разумности. Но этому человеку они абсолютно недоступны.

Если обнаруживается такая картина заболевания, с вышеописанными симптомами, то здесь мы имеем дело с выступлениями в данном человеке кармических причин из прежних воплощений и его прежних заблуждений. То. что следует рассматривать как внутренние заблуждения, не может находится в этом случае в данной инкарнации, а только в предыдущей. Теперь нарисуем себе картину – как все это переходит из прежней инкарнации – в теперешнюю.

Для этого нам нужно иметь в виду, как собственно, протекает наше душевное развитие. Мы состоим, как внешние люди, – из физического, эфирного и астрального тела, – затем, с течением времени, мы внесли, благодаря работе нашего Я – и эти оболочки – душу ощущающую, – в тело ощущений, – душу рассудочную – в эфирное тело, и душу сознательную – в физическое тело.

То, что мы развиваем внутри себя как три душевных члена, – мы построили в трех оболочках: и оно живет теперь в них.

Теперь представим себе, что в какой-то инкарнации, благодаря влиянию Люцифера – то есть, когда мы в нас самих развиваем, например, эгоистические или иные, приписываемые Люциферу стремления, заблуждения, инстинкты, – и впадаем в искушения, – и этим обременяем еще ошибками нашу душу. Эти ошибки могут теперь жить в душе ощущающей, или в душе рассудочной, или даже в душе сознательной. Это и есть причина осложнения в какой-то инкарнации в одном из трех душевных членов. Скажем, например, – это ошибка, особенно укоренившаяся в силах души рассудочной. Это перерабатывается в состоянии между смертью и новым рождением так, что ошибка, совершенная душой рассудочной, обнаруживается, как воздействие в эфирном теле. Это вработалось между тем, во время между смертью и новым рождением – в тело эфирное. И тогда мы наталкиваемся, в новой инкарнации на воздействие в эфирном теле, которое следует отнести к причине, жившей в душе рассудочной в предыдущей инкарнации. Затем душа рассудочная работает в следующей инкарнации опять самостоятельно – в этой инкарнации. И имеется разница в том, совершил ли человек эту ошибку раньше или нет. Если он ее совершил, – то он имеет теперь ошибку в своем эфирном теле. И она сидит теперь глубже, – и, не в душе рассудочной, а в теле эфирном. То, что человек может выработать на физическом плане, как разумность, как рассудочность – это действует – ведь только па его душу рассудочную; это не воздействует ведь на то, как вела себя душа рассудочная в одной из своих прежних инкарнаций, и на то, что выработалось уже теперь в теле эфирном. И поэтому может случиться, что силы души рассудочной, выступающие навстречу в этом человеке. – работают логически интактно, и все его внутреннее – совершенно интактно – но благодаря совместной работе души и рассудочной и болезненной части эфирного тела, – в эфирном – в известном направлении намечается ошибка. И тогда можно, правда, – воздействовать на душу рассудочную с помощью причин, находящихся на физическом плане, – но не непосредственно на эфирное тело. И поэтому вы ничего не достигнете путем логики и убеждения – так же как нельзя ничего достигнуть с помощью логики, поставивши человека перед выпуклым зеркалом, в котором он видит свое искаженное изображение, а вы захотите ему доказать, что он неправ – воспринимая себя в таком виде. Но ведь он видит свой искаженный образ! Так же не зависит от человека, что он понимает нечто неправильно, как бы судорожным образом; т. к. его, в остальном, здоровая логика отражается в его эфирном теле нездоровым образом.

Таким образом, мы можем нести в себе кармическое воздействие прежних инкарнаций в глубине нашей организации. И мы можем указать, как в определенной части таковой – как здесь в нашем эфирном теле, – живет нечто поврежденное. На этом мы видим, что мы вызвали, благодаря люциферическим воздействиям в одной из прежних инкарнаций и что мы затем преобразили. И в промежутке между смертью и новым рождением происходит преображение внутреннего – во внешнее, и тогда Ариман действует навстречу нам из самого собственного эфирного тела. Это показывает нам, как Ариман привлекается благодаря Люциферу к нашему собственному эфирному телу. Прежняя ошибка – была люциферическая; но преображенное таково, – что оно является как бы квитанцией, выданной нам Ариманом в следующей инкарнации.

И тогда дело идет о том чтобы человек удалил из себя это повреждение эфирного тела. А это может произойти только благодаря тому, чтобы захватить поглубже его внутреннюю организацию, чем это делается обыкновенными средствами внешнего рассудка в одной инкарнации. Кто переживает нечто подобное, и подпадает, например, симптомам мании преследования в одной определенной инкарнации, тот – пройдя вновь через врата смерти, увидит перед собой все факты, вызванные им самим, вследствие своего Ариманического повреждения, – но увидит их во всей абсурдности. И это послужит ему силой, полностью исцеляющей его в следующей инкарнации. Он может быть исцелен только тем, что все совершенное им, под влиянием соответствующих симптомов – появится перед ним во внешнем мире, как последствие их – как нечто совершенно абсурдное. Здесь мы дали нечто, что может быть сделано нами для такого исцеления. Когда кто-нибудь страдает от подобных иллюзий и заблуждений, то меньше всего вы сможете избавить его от их, с помощью логических основ. Вы вызовете в нем только сильнейшие возражения. Но вы достигнете чего-нибудь, особенно, если это обнаружится в ранней юности – ставя человека в такое положение, когда последствия его симптомов являются перед ним крайне бессмысленными; и перед фактами, которые он сам вызовет и которые возвращаются к нему, как нечто – явно бессмысленное.

Этим вы можете вызвать известным образом, – исцеление. Но вы можете и тогда воздействовать исцеляюще, если вы уже обладаете в себе духовноведческими истинами настолько, что они стали внутренней собственностью вашей души и вашей самой сильной верой; и тогда ваша личность как бы излучает из себя эти духовноведческие истинны. С помощью этих истин, которые вливаются в жизнь между рождением и смертью и наполняют ее, но сами являются превышающими эту жизнь, т. к. эти показания уже из сверхчувственного мира, с их помощью вы можете достичь действий, идущих гораздо глубже, чем все, достигаемое с помощью внешних рассудочных истин.

Тогда как, исходя из внешних, логических основ, вы ничего не сможете сделать, применяя же духовноведческие истины, и воздействуя на данного человека импульсами, поскольку вам позволяют время и возможность – вы сможете, так сказать, совершить в одной инкарнации то, что обычно может быть сделано только на пути от одной инкарнации к другой, а именно: воздействовать, исходя из души рассудочной – на эфирное тело.

Истины физического плана не в силах перешагнуть пропасть между душой ощущающей и телом ощущений, между душой рассудочной и эфирным телом – или даже между душой сознательной и физическим телом. Поэтому вы всегда сможете пережить, как некто воспринял на физическом плане столько мудрости о физическом мире; эта мудрость будет находится в очень маленькой связи с его собственным миром чувств, и с тем, что мы называем "наполненностью своего тела ощущений – соответствующими импульсами и страстями".

Отсюда происходит следующее: некто может быть ученым, большим ученым, владеющим бесчисленными теориями о вещах физического мира, быть "старым профессором", – но ничего не достигнуть в своем внутреннем, в смысле своих стремлений ощущений и страстей, живущих в теле ощущений. Он может знать очень многое о физическом мире – и быть грубым эгоистом, потому что он уже в юности получил основы к этому (вполне спокойно могут уживаться: внешняя физическая наука и пронизание ею тела ощущения и эфирного тела изнутри). И также человек может воспринимать рассудочные истины, многое, что воспринимается, как силы души ощущающей по отношению к физическому плану; но он не может перешагнуть ту глубокую пропасть, которая существует между душой рассудочной и тем, чем является эфирное тело. Иными словами: вы всегда сможете убеждаться в том, что, если кто-нибудь воспринимает внешние истинны, как бы много он не изучал при этом, – одной вы только редко найдете, – чтобы это изучение действительно имело бы большую власть над силами, формирующими его тело. У человека, в котором истины действуют как, что они захватывают все его существо, – вы сможете пережить, что в течение десяти лет изменяется вся его физиология, вся его внутренняя борьба запечатлевается на его лбу, а также и известные сомнения, связанные с его сердцем. Даже в его жестах вы можете заметить, если он, например, стал спокойным человеком, исходя из собственного поведения. И тогда это проникает в формирующие силы организма и он охватывается этим вплоть до самых тонких частей его. И тогда то, что человек воспринимает духовно, должно воздействовать до самых тонких частей его организма. И если то, что схватывает душу, указывает не только на физический план, то человек через десять лет становится иным. Но это изменение идет в правильном направлении так же, как образуются и изменяются в обыкновенной нормальной жизни способности и склонности. И по истечении десяти лет, – выражение лица становится иным; но если при этом не удалось "перешагнуть пропасть" внутри себя – то это были лишь внешние влияния. И то. что претворило человека, то была идущая изнутри и охватывающая его сила.

Из этого видно, что только духовное, соединяющееся действительно внутри нас с нашим внутренним человеком, – способно действовать претворяюще уже во время между рождением и смертью на формирующие силы, но что всегда этот переход через пропасть совершается в кармическом воздействии. Если, например, то, что пережила душа ощущающая, погружается в те миры, которые мы проходим во время между смертью и новым рождением, то в следующей инкарнации она проявляет себя, как формирующая, образующая сила.

Таким образом, мы поняли взаимное действие Аримана и Люцифера.

И теперь мы спросим себя: как образуется это взаимодействие в том случае, когда события лежат намного дальше, – когда они, например, как люциферическое влияние, должны не только "перейти пропасть" от души рассудочной, – к эфирному телу, но, когда им предстоим более долгий путь?

Предположим, что в одной жизни мы подпали, особенно сильным образом, под влияние Люцифера. В таком случае мы стали во всем своим внутреннем существе намного несовершеннее, чем мы были до этого; и во время Кама-локи мы имеем совершенно ясно это перед глазами и должны сказать себе: "Ты должен совершить нечто настолько мощное, чтобы оно привело тебя к возможности выровнять это несовершенство в тебе". Мы принимаем след., эту тенденцию в себя – и образуем в следующей, или в одной из следующих инкарнаций вместе с тем. что превратилось в формирующие силы, – наш новый организм так, чтобы он имел в себе тенденцию выровнять пережитое раньше.

Но предположим, что вызвавшее люциферическое влияние, было в свою очередь вызвано чем-то внешним, какой-то внешней страстью. Но опять-таки – Люцифер должен был быть при этом, как некое влияние. Внешнее не могло бы воздействовать на нас, если бы Люцифер не действовал в нас. И теперь мы имеем, следовательно, в нас тенденцию выровнять то, чем мы стали под люциферическим влиянием.

Но мы видели теперь, что люциферическое влияние в одной инкарнации вызывает ариманическое влияние в одной из следующих инкарнации, оно как бы притягивает его, и оба как бы меняют друг друга. Но про люциферическое влияние мы можем сказать: оно проявляется в нас – в нашем сознании, т. е. мы можем нашим сознанием проникать в наше астральное тело, но в очень незначительной степени. Мы говорим, когда боли достигают нашего сознания, то в этом проявляется Люциферическое влияние. Но мы не можем достичь тех областей, которые мы обозначаем, как сознание нашего эфирного и физического тела.

В последний раз мы говорили, что и во сне без сновидений мы обладаем сознанием, – но оно настолько низко, что человек в обыкновенной жизни не в состоянии знать, что-либо о нем. Но это вовсе не повод для того, чтобы ничего не делать в этом сознании. Таким сознанием обладает, например, нормальным образом, растение, которое состоит ведь из физического и эфирного тела. Растение живет постоянно в состоянии сонного сознания без снов. Наше сознание эфирного тела и физического существует и во время дневного бодрствования, но мы не можем спуститься до него. Но что это сознание действует в нас, обнаруживается в том, что мы, например, выполняем во сне сомнамбулические действия, странствуя ночью, ничего об этом не зная. Эти действия совершает сонное сознание без сновидений. Я-сознание и астральное сознание не достигают той области, когда странник в ночи совершает эти действия.

Но мы не должны думать, что, если днем мы живем в "Я"-сознании, - в нас не живут другие виды сознания. Мы просто ничего о них не знаем. Представим себе, что в предыдущей инкарнации, благодаря люциферическому влиянию мы вызвали сильное ариманическое влияние, но это влияние не сможет воздействовать на наше собственное сознание. Но оно обладает сознанием, живущим в нашем эфирном теле, и это сознание сможет привести нас не только к известной организации нашего эфирного тела, но и к действиями, которые изживают себя так, что сознание нашего эфирного тела нам скажет: "Теперь ты сможешь удалить из себя то, что совершило в тебе Люциферическое влияние, которому ты так сильно подпал в предыдущей инкарнации, и это ты сможешь сделать благодаря совершаемому тобой поступку, лежащему в совершенно противоположном направлении по отношению к прежней люциферической ошибке!" Предположим, что мы благодаря люциферическому влиянию были приведены от предыдущей религиозной или стремящейся к духовному. - с точки зрения - к такой, когда человек говорит: "Я хочу здесь наслаждаться жизнью!", когда он. следовательно, сделал прыжок в чувственное со всей своей силой; такой поступок вызывает ариманическое влияние таким образом, что совершается нечто обратное.

И произойдет, что человек, проходя через жизнь, будет искать момент, когда он из чувственной жизни сделает прыжок обратно в духовное. Там он одним прыжком очутился в чувственном, - здесь же он хочет таким же прыжком вернуться в духовное. Высшее сознание не замечает этого, но таинственное сознание, прикованное к физическому и эфирному телу. -гонит теперь человека к месту, где можно переждать грозу под сосной на скамейке, и... молния ударяет туда! И здесь подсознание заставило человека выполнить то, что он созерцал в предыдущей инкарнации. Мы имеем здесь обратное. Так понимаем мы действие, совершенное под люциферическим влиянием в прежней жизни – и как следствие – влияние Аримана в теперешней жизни. Он должен здесь воздействовать с той целью, чтобы мы выключили наше сознание настолько, чтобы в этом случае весь наш человек следовал бы только сознанию эфирного и физическою тела.

Таким образом мы понимаем многие вещи, совершающиеся вообще в жизни. Но мы не должны, если человек в жизни приходит к смерти или получает тяжелое ранение, сейчас же относить это к подобному случаю. Мы тогда восприняли закон Кармы очень узко. Но бывают действительно течения в нашем теософском движении, когда закон Кармы воспринимают очень узким образом, хотя они и верят, что в Карме они имеют нечто, приводящее их к высшей точки зрения, но они этого не понимают. Они воспринимают Карму так, что, если бы действительно все свершилось, согласно их восприятию, - то из-за каждого отдельного человека весь мировой порядок должен был быть устроен так, чтобы он мог служить для гармоничного свершения и для уравнения всего в жизни человека, чтобы в одной жизни все события совершились бы точно для уравнения всего возникшего в прежней жизни. Но эта точка зрения не имеет прочности. Как было бы, например, если бы кто-нибудь сказал человеку, с которым случилось несчастье: "Это твоя Карма, это кармическое действие из прежней жизни, ты сам понес возмездие, за совершенное тобой тогда!". Следовательно, здесь человек указывает на прежнюю жизнь. Но, если теперь данный человек переживает какое-либо счастливое событие, то этот же человек говорит ему: "Это указывает на то хорошее, что ты совершил раньше! - Но если это должно иметь настоящую цену, то говорящий таким образом, должен был бы сперва увидеть, что случилось в прежней жизни, что должно было вызвать такое действие. Если бы он мог очутиться в прежней жизни, то он увидел бы там причины, идущие из той же жизни, а затем он должен был бы взглянуть на следующую инкарнацию, чтобы увидеть там - действия их. Но логически для нас идет следующее: в каждой инкарнации наступают факты, которые являются последствием известных первых событий в жизни каждого человека, как они протекают из одной инкарнации к другой, и которые получают свое уравнение кармически в следующей жизни. И если увидеть в следующей жизни последствия, то тогда можно увидеть и причины. Но если теперь произойдет несчастье, и никакими средствами не удастся найти в прежней жизни его причину, то тогда следует сказать себе: значит, уравнение произойдет в одной из следующих жизней! Карма - это не фатум! Из каждой жизни вносится нечто в последующую жизнь.

Если мы поймем это, то нам станет понятным и то. что человек сумеет найти в своей жизни новые события, полные смысла и значения. Подумаем о том, что великие события в развитии человечества совершались ведь только благодаря тому, что их несли на своих плечах определенные личности. Личности должны принять на себя определенные моменты развития для их исполнения. Подумайте о том, как бы протекало бы развитие в средние века, если и бы Карл Великий не вмешался в него в определенное время! Или же - как протекла бы духовная жизнь в древние времена, если бы Аристотель не действовал в ней! Подумайте о том, если вы хотите понять ход развития человечества, что вы должны поместить Аристотеля именно в то время, и в котором он жил. Так или иначе многое произошло бы по-иному. Из этого мы видим, что такие личности, как Карл Великий, Аристотель, Лютер и др. должны были жить не из-за себя, а из-за мира именно в это время. Поэтому их личные судьбы тесно связаны с тем, что совершается в мире. Можем ли мы сказать поэтому, что все совершавшееся ими, согласуется с их прежними заслугами или с их грехами?

Возьмите следующий случай: все пережитое и выстраданное Лютером, вы не можете просто записать в его кармический счет; но вам должно быть ясно; то, что должно совершиться в определенное время развития человечества, совершается благодаря появлению в это время нужных для этого личностей. Эти индивидуальности должны быть введены из духовного мира, не принимая во внимание того, готовы ли они для этого сами по себе. Они посланы для целей развития человечества И кармический путь должен быть прерван преждевременно, или же продолжен, чтобы данные личности могли быть введены в жизнь. И эти личности принимают судьбу, ничего общею не имеющие с их прежней Кармой. Но, когда человек стоял так однажды между рождением и смертью, и сделал все, что он смог сделать между рождением и смертью, то это образует кармические причины. И как истинно то, что такой Лютер был введен в жизнь ради человечества и смог вынести такую судьбу, которая не имела ничего общего с его прежней Кармой, то истинно и то, что все совершенное им, будет иметь значение для его последующей Кармы. Карма - это общий закон и каждый должен его пережить. Но мы не должны воспринимать это, глядя только на прежние воплощения, мы должны смотреть и вперед на последующие. Поэтому мы можем сказать: нам открывается, благодаря этой точке зрения, что лишь последующая жизнь сможет оправдать и предыдущие инкарнации, потому что, на нас свалились вещи, вовсе не находящиеся на нашем кармическом пути.

Возьмем следующий случай: во время природной катастрофы нашло гибель некое количество душ. Вовсе не надо думать, что это была их Карма - погибнуть всем вместе; это был бы очень дешевый выход, хотя многие сказали бы тогда: "Это же их Карма. Вовсе не всегда Карма совершается, благодаря прежним переживаниям!

Бывают случаи, когда некое количество людей погибает в природной катастрофе. Но это привело к тому, что эти люди в последующем времени чувствовали себя взаимно связанными и благодаря общей судьбе оказались достаточно сильными, чтобы предпринять нечто общее в мире. Та катастрофа породила причину, заставившую их в позднейшей жизни не держаться лишь за материальную жизнь и это дало им возможность принести с собой в следующую жизнь мировоззрения, которое привело их к духовному.

Что же произошло в этом случае? Если мы оглянемся на прошлую жизнь, то мы найдем, что особенным событием является совместная гибель во время землетрясения; и в этот момент в их душу запала мысль о ничтожестве материального и развилось чувство духовного в них. В этом мы видим, как люди, которые должны были принести в мир духовное, стали подготовленными к этому, благодаря случаю, в котором можно видеть мудрость в развитии, случаю, который был исследован духовновсдчески и действительно совершился.

Так мы можем показать, что сперва мы видели события в жизни людей, и то, что мы даже при гибели одного или нескольких людей при катастрофе или при несчастном случае в преждевременной смерти и т. п. не можем отнести это к прежнему люциферическому прегрешению, но что нечто подобное может выступить, как первая причина и что в следующей жизни наступит действие предыдущего.

Но могут быть еще и другие случаи. Может случиться, что кто-то, в двух или трех, следовавших друг за другом инкарнациях должен был преждевременно закончить свою жизнь. Это может наступить для того, чтобы эта индивидуальность была призвана на протяжении трех инкарнаций - приносить человечеству то, что можно принести только, если в физическом мире, между рождением и смертью жить с такими силами, которые выявляются лишь в растущем теле. Совсем другое, жить ли в теле, которое развивается, восходя до 35-го года, - т. к. тогда он развивает силу, идущую изнутри, посылая ее в физическое тело; затем с 35-го года начинается жизнь, когда человек идёт вперед только внутренне, и должен бороться своими жизненными силами против сил внешних. Эти две половины жизни совершенно отличны друг от друга, когда мы приходим к внутренней организации.

Предположим, что согласно мудрости в развитии человечества, такие инкарнации нужны и таким людям, которые могут хорошо созреть, если им не приходится бороться с тем, что наступает на нас во второй половине жизни; и тогда может быть, что у нескольких людей инкарнации обрываются преждевременно.

Такие случаи бывают. Мы же сами указали при наших встречах на одну индивидуальность, которая появлялась одна за другой, как большой художник и большой поет* (Иоанн Креститель, Рафаэль, Новалис) - каждый раз ее жизнь завершалась преждевременной смертью, потому что все. что должна была совершить эта индивидуальность на протяжении трек инкарнаций, могло быть возможным только, благо­даря тому, что инкарнации обрывались до вживании во вторую половину жизни. В этом вы имеете ту особенную связь человеческой индивидуальной Кармы - с Кармой всего человечества.

Мы можем пойти еще глубже и отыскать в общей Карме человечества известные кармические причины, которые обнаруживаются позже в их действии; тогда человек должен видеть себя, поставленным в Карму человечества.

Если мы обратимся к послеатлатическому развитию, то мы видим, что греко-латинская эпоха находится в середине ее – перед ней находится египто-хаддейская эпоха, а после нее наша - пятая культурная эпоха. За нашей последует шестая и седьмая культурные эпохи. Но и в других случаях я указывал уже на то, что в известном отношении имеет место - кругооборот и последовательности различных культур, так что греко-латинская культура стоит сама по себе, обособленно, а затем в нашей эпохе повторяется египто-халдейская. Уже в этом цикле я отмечал, как жил Кеплер в нашей культурной эпохе и как раньше та же индивидуальность жила в египетском теле и под руководством египетских мудрецов - обращала свой взор к небесному своду, откуда ей открывались тайны звезд; о них говорил Кеплер - в своей следующей инкарнации, имевший место в пятой эпохе, когда в ней, известным образом, повторилась третья. Не это идет еще дальше. Повторяются известные особенности. Исходя из духовноведения, можно действительно утверждать, что большинство людей рассматривает теперь развитие мира и жизни людей, как слепые. Вы можете проследить до мелочей эти соответствия, эти повторения, эту жизнь в циклах. Если взять известный этап в развитии человечества, который относится продолжительно к 747 году до Р. X., то вы будете иметь в нем. как бы нулевую точку (гипомохлион), а то, что лежит до и после этой точки времени, соответствует друг другу совершенно определенным образом. Мы можем пойти назад, к известному периоду египетского развития и найти там известные законы церемоний и заповеди, называемые "Заповедями Богов". Они были ими. Это были заповеди, относящиеся к тому, чтобы египтяне, например, совершали днем определенные омовения - согласно церемониальным обычаям и ритуальным предписаниям. И египтянину обещали, что он сможет жить, как того хотели боги, - если он в тот или иной день будет совершать столько-то омовений. Это было заповедью Бога, изжившейся в известной культуре - чистоплотности. И если мы затем приходим к менее чистоплотному времени, а потом опять в наше время наталкиваемся на гигиенические мероприятия, как они даются человечеству, исходя из материалистических основ, то мы видим, как в них действительно повторяется то. что в соответствующую эпоху - кануло в вечность в Египте.

Замечательном образом проявляется выполнение прежнего в обшей Карме. Только общий характер - каждый раз - иной.

Кеплер обращал свой взор в своей египетской инкарнации - к звездному небу; и то, что эта индивидуальность видела там, она запечатлевала в великих духовных истинах египет­ской астрологии.

В следующем своем воплощении, в тот период, с которым совпадает миссия материализма, эта индивидуальность запечатлевает эти факты - соответственно нашей эпохе - в трех материалистически окрашенных "Кеплеровских законах".

В древнем Египте законы чистоты были законами "божественного откровения". Египтянин считал, что он только тем выполнял свой долг по отношению к человечеству, что он заботился о своей чистоте, при каждом случае, совершенно невообразимым образом. Теперь это выплывает вновь, - только под влиянием чисто материалистических мыслей. Теперешний человек не думает, что он служит богам, когда он совершает такие предписания, - но только самому себе. Но истина становится ясной.

Так совершается в мире - и именно в чувственном смысле вполне циклически. И теперь вы почувствуете, что с такими вещами, которые мы в последний раз сформулировали, как противоречия, дело обстоит все же не так, как это хотели бы принять.

Если в определенное время люди не были в состоянии принимать против эпидемии известные меры, то это было время, когда люди не могли сделать этого потому, что эпидемии по всеобщему, мудрому, мировому плану должны были действовать, чтобы люди чувствовали себя как бы влекомыми к ним, это было необходимо для них, чтобы благодаря ариманическому влиянию устранить известные прежние люциферические влияния. Если теперь приводятся иные условия, то это подчиняется опять-таки другим великим кармическим законам. Из этого мы должны понять, что эти вопросы нельзя рассматривать так поверхностно. Как же согласовать теперь, если люди, с одной стороны, - ищут случая получить в эпидемии инфекцию, - то это является необходимым противодействием по отношению к прежней Кармической причине; можем ли мы теперь принимать гигиенические меры и т. п.?

Вопрос очень глубокий, и мы должны сначала собрать правильный материал, чтобы ответить на него. Мы должны уяснить себе, что там, где - одновременно или в течение долгих промежутков времени - действуют вместе люциферические и ариманические принципы, - где они противодействуют друг другу, наступают известные осложнения в человеческой жизни. И эти осложнения действуют гак, что они выступают нам навстречу в различных случаях и самым различным образом, и мы не сможем рассматривать два случая -одинаковым образом. Но если мы будем изучать человеческую жизнь, то мы сможем выйти из этого положения если мы ищем взаимодействия Люцифера и Аримана в соответствующем одном случае, то мы сможем найти всюду нить, чтобы пройти через это соотношение. Но мы должны при этом различать внутреннего и внешнего человека. Мы должны теперь ясно различать то, что изживает себя в душе рассудочной, и то, что обнаруживается как действие ее в эфирном теле.

Мы должны рассматривать ход свершения Кармы, и нам должно быть ясно, что мы имеем возможность действовать, благодаря соответствующим кармическим влияниям на наше внутреннее так. чтобы этим внутренним подготовить иное кармическое уравнение в будущем. Благодаря этому становится возможным следующее: на человека, в его прошлой жизни воздействовали такие чувства, ощущения и т. п., что благодаря им, он пошел в сторону потери любви к своим ближним. (Представим себе, что он прошел что-то, когда он благодаря кармическому воздействию потерял любовь к ближнему; во всяком случае могло случиться, что мы, скатываясь дальше в этом направлении, будем все дальше рождать зло; что мы сперва пойдем вниз, чтобы смогла развиться противоположная эластичность для последующего подъема).

Итак, примем, что какой-то человек, благодаря отдаче себя известным влияниям, склонился к потери любви к ближнему; затем эта потеря любви в следующей жизни выступит как кармическое воздействие и образует внутренние силы в его организации.

Теперь мы можем совершить двоякое - сознательно или бессознательно; наша культура еще не может сделать это сознательно. Мы сможем позаботиться о таком человеке так, что те свойства в его организации, которые произошли от его потери любви к ближнему, были бы изгнаны из него. Мы можем тут что-то сделать, что явится противодействием по отношению к тому, во внешней организации, что выявляет себя, как потеря любви. Но этим вовсе не будет изъята из его души вся нелюбовь; будет удален только внешний орган нелюбви. Если же мы дальше ничего не сделаем, то этим сделана была только половина работы - а может быть и вообще ничего. Может быть мы помогли человеку физически, внешне; но душевно мы ему не помогли. Тем, что мы удалили из его внешней телесности орган нелюбви, мы лишили его возможности искать эту нелюбовь; он должен будет сохранить в себе свою внутреннюю организацию для следующей инкарнации. Возможность, принять таким образом меры, - может наступить в следующем случае.

Предположим, что некое количество людей почувствовало бы в себе, благодаря нелюбви к людям желание принять извест







Дата добавления: 2015-06-29; просмотров: 310. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Понятие метода в психологии. Классификация методов психологии и их характеристика Метод – это путь, способ познания, посредством которого познается предмет науки (С...

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ ДЛЯ ИНЪЕКЦИЙ К лекарственным формам для инъекций относятся водные, спиртовые и масляные растворы, суспензии, эмульсии, ново­галеновые препараты, жидкие органопрепараты и жидкие экс­тракты, а также порошки и таблетки для имплантации...

Тема 5. Организационная структура управления гостиницей 1. Виды организационно – управленческих структур. 2. Организационно – управленческая структура современного ТГК...

Способы тактических действий при проведении специальных операций Специальные операции проводятся с применением следующих основных тактических способов действий: охрана...

Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час...

Этапы творческого процесса в изобразительной деятельности По мнению многих авторов, возникновение творческого начала в детской художественной практике носит такой же поэтапный характер, как и процесс творчества у мастеров искусства...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия