Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ПРЕРОГАТИВЫ И ИХ ОБОСНОВАНИЕ




Влияние монарха определяли его прерогативы. Они использовались каж­дый раз, когда подвергались сомнению непопулярные меры. Когда чинов­ника спрашивали, по какому праву он действует, ответ гласил: «именем ко­роля». Королевские прерогативные полномочия были определены вплоть до мельчайших деталей, однако оставалось место и для двусмысленностей и уступок. Прерогативы не были статичны. Без мудрого и осторожного использования они теряли эффективность. Применение прерогатив было взрывоопасно, так как при этом больше людей страдало, чем выигрывало. Людовик XIV говорил, что после каждого произведенного им назначения он наживал девяносто девять врагов. И все же монархи, боявшиеся исполь­зовать свою власть, быстро ее теряли, как, впрочем, и те, кто злоупотреб­лял ею.

Прерогативы, в которых воплощалась королевская власть, в раннее Но­вое время имели два основания. Первым был тезис, заимствованный из сочи­нений Бодена, гласивший, что в государстве должна существовать только одна власть, суверенная, или верховная, а не разделение полномочий меж­ду монархом и феодальными сеньорами, характерное для Средних веков. Вторым основанием была вера в то, что Бог сделал короля своим наместни­ком на земле, и эта должность наследуется в правящем семействе. Так как Боден не определил, кто именно должен обладать суверенитетом, то в сово­купности оба основания породили теорию божественного права королей. Запрещено выступать даже против дурного короля (долг непротивления). Можно сопротивляться дурным приказам, однако подданным следует сми­риться с их последствиями (долг пассивного повиновения). Короли несут ответственность перед Богом, который в свое благословенное время разбе­рется с дурными правителями, а пока подданным следует покоряться им. Эта идеология вытеснила средневековые представления о феодальном конт­ракте, согласно которому подданные могли разорвать свою клятву верности, если король не выполнял взятые на себя обязательства. Однако в XVIII сто­летии идея контракта приняла иную форму. Монарх правил в соответствии с «общественным договором», по которому он был обязан улучшать благо­состояние людей, а те — повиноваться ему. Вариант, при котором стороны отказались бы недовольны выполнением условий, не оговаривался.

Но существование прерогатив не означало, что король мог поступать так, как ему вздумается. Монарх обладал властью, поскольку был источни­ком и хранителем права: следовательно, он должен был действовать закон­но или потерять свою власть. Право в основном формировалось не из изда­ваемых им самим законов. «Основной закон», который он обещал сохра­нять в своей коронационной клятве, подчинял короля законам божествен­ным и естественным (впрочем, достаточно туманным), а также обычному праву страны, в котором воплощались права его народа.[255]







Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 166. Нарушение авторских прав


Рекомендуемые страницы:


Studopedia.info - Студопедия - 2014-2020 год . (0.001 сек.) русская версия | украинская версия