Студопедия — АБСОЛЮТИЗМ БОЖЬЕЙ МИЛОСТЬЮ?
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

АБСОЛЮТИЗМ БОЖЬЕЙ МИЛОСТЬЮ?






Множество неясных моментов возникло в ходе дискуссии о теории бо­жественного права. Часто повторялось, что ее возникновение принесло с собой новую концепцию монархии. Однако эта идея появилась одновре­менно с самим институтом монархии. Начиная с VIII века король считался наместником Бога на земле, а средневековые коронационные обряды под­черкивали, что он правил Божьей милостью. Французские государи вели свою родословную от меровингских королей-священников, которые сами были окружены ореолом божественности. В более ранний период монар­хии были порождением таинственного мира магии, а монарх представлялся чудесным талисманом. Необходимость повиновения и непротивления ос­тавалась вечно актуальной темой. Сопротивление можно было оказывать лишь тому монарху, который не угоден Богу, поэтому преступнику следо­вало кротко принимать наказание. Так сформировалось дополнительное требование пассивного повиновения. В 1547 году английскую конгрегацию проинформировали о том, как опасно оказывать сопротивление наместни­ку Бога на земле, в то время как обязанность подчиняться, на которой на­стаивал Боссюэ, акцентировалась и в английских проповедях XVIII века, причем неважно было, какой партии сочувствовал писавший их священник.

Единственной новой составляющей, которая добавилась к концепции божественного права в раннее Новое время была, возможно, передача этого права по наследству. Обе главные монархии Средних веков — папский пре­стол и Священная Римская империя — были выборными.[247] Однако слишком часто подданные пытались заменить одного государя на другого, руковод­ствуясь конфессиональными мотивами, и закрепление порядка престоло­наследия придавало идее божественного права большую определенность. Отныне считалось, что титул правителя переходил ко всему роду, а не к конкретному человеку, носившему корону. Главной целью этого процесса было сокращение числа претендентов на престолы, а не изменение обяза­тельств подданных по отношению к коронованным особам. Так как англи­чане относились к данной проблеме более консервативно, то смену дина­стии в 1688 году они восприняли достаточно спокойно. Божественное право сочеталось с различными политическими режимами, а в Соединенных Про­винциях оно использовалось для защиты прав провинциальных штатов.

Слишком много было сказано о расхождении между «абсолютизмом», божественным правом и долгом непротивления, с одной стороны, и ограни­ченной монархией, теорией договора и правом на сопротивление — с дру­гой. Теперь мы знаем, что идея божественного права пережила Славную ре­волюцию 1688 года. Хотя Англия при Ганноверской династии, бесспорно, была ограниченной монархией, ни виги, ни тори не считали, что эта монар­хия основана на соглашении, или что подданные имеют законное право на сопротивление.[248] К тому времени в Англии существовал так называемый «абсолютистский» режим, разумно использовавший теорию божественно­го права. В 1760-х годах Просвещение дискредитировало эту концепцию, и в 1766 году в своей речи о монархии, которая впоследствии стала клас­сической, Людовик XV едва упоминает о ней. В Пруссии не было времени для составления подобных теорий. Фридрих II считал себя ремесленником, выполнявшим данное им обязательство улучшить жизнь людей, а вовсе не королем-священником, которому требовалось их поклонение. Государи из богов превратились в управляющих. Королевское облачение стало строгим, некоторые облачились в военные мундиры, религиозные коронационные церемонии начали считать пустой тратой рабочего времени. Фридрих II го­ворил, что корона — это шляпа, которая не защищает от дождя.

Теория божественного права ставит вопрос о подотчетности. В любых формах эта доктрина подразумевала, что монарх неподотчетен своим под­данным. Так полагали и в Англии, и во Франции, как до революции 1688 го­да, так и после нее. Не считая радикальной группировки вигов — последо­вателей Локка, общественное мнение следовало Блэкстоуну в том, что ни­какой суд или другой орган не может контролировать или исправлять его решения: «...никакой судебный иск или дело не может вестись против ко­роля даже в гражданских делах, поскольку ни один суд не имеет над ним юрисдикции... Земное правосудие не может вести против него уголовное дело, а тем более приговаривать его к наказанию». Широко распространено мнение, что в XVIII веке министры были ответственны перед парламентом. Это происходило не совсем так, как обычно думают. Они не отвечали перед парламентом как политической ассамблеей. В правление Ганноверской ди­настии министры видели себя королевскими слугами и отвечали перед пар­ламентом только как перед судом, который мог их обвинить или объявить им импичмент.[249] Поэтому кроме права объявлять импичмент министрам, которое принадлежало ему с XIV века, парламент не обрел никаких новых средств, чтобы призывать короля к ответу. Если подданные так называ­емых «абсолютных» монархов теоретически не могли заставить их выпол­нять данные обязательства, то же можно сказать и о подданных «неабсо­лютных» монархов. Слово «абсолютный» лишь вводит нас в заблуждение.

Выводы

Начиная с позднего Средневековья и вплоть до революции 1789 года в Европе господствовала «неабсолютистская» идеология, не подвергавша­яся изменениям. Это объясняется тем, что континуитет был одной из глав­ных ценностей. Ни одно правительство не помышляло о сознательном из­менении основ своей власти. Эпоха Просвещения дала теоретикам возмож­ность задуматься о новых идеях, но даже Монтескье осудил бы монарха, который изменял существующий порядок вместо того, чтобы его сохра­нять.[250] Понятие «абсолютизм» представляется современным в большей сте­пени, нежели «консультативная монархия» является анахронизмом. Поли­тическое устройство отражало божественный порядок, а главной функцией государства было сохранение 81аЫз цио. Обращение к истории и прецеден­там происходило автоматически. И хотя на практике могла возникнуть ил­люзия оригинальности, в теории новации были исключены. Ни один автор, рассуждая об абсолютной власти, даже не намекал на нововведения. Абсо­лютные монархи полагали, что не установили новую систему управления, а лишь восторжествовали над теми, кто пытался узурпировать их власть.[251]Перетекание власти от дворян-феодалов к Бурбонам и от пап к династии Тюдоров считалось восстановлением прав, исконно принадлежавших мо­нархам. Достижения политической мысли использовались в конкретных ситуациях. В 1789 году манифестом был аннулирован союз Австрийских Нидерландов с Иосифом II. Его преамбула была заимствована из докумен­та, денонсировавшего союз с Филиппом II в 1581 году.[252]

Абсолютный» и «конституционный» — это термины XIX столетия, ко­торые не создавали ничего, кроме путаницы в случае, если применялись для описания политических теорий раннего Нового времени. Понятие «аб­солютизм» — продукт уникального периода реакции, наступившей после 1815 года. Словосочетание «конституционная монархия» обозначает сфор­мировавшееся в эту же эпоху представление о совершенно ином полити­ческом устройстве, предполагавшем ответственность министров перед со­бранием представителей, а не перед монархом. Но если мы говорим об абсо­лютной и ограниченной власти, то они мирно сосуществовали в рамках одной конституционной системы. Некоторые исследователи смогли при­близиться к пониманию этой истины, но им помешала излишняя востор­женность: они пишут о королевской власти, абсолютной и ограниченной одновременно — это оригинальная мысль, но представляет ценность толь­ко для метафизики.[253] Королевская власть была абсолютной и ограниченной в силу того, что эти понятия относились к различным областям деятельно­сти государя: это вполне соответствовало требованиям логики. Его народ состоял из «подданных», если король использовал свои прерогативы: он по­велевал — они подчинялись. Но так как они были членами сословных пред­ставительств и корпораций, они являлись «гражданами», оберегавшими свои права и принимавшими участие в государственных делах. Это опреде­ление стало популярным во Франции задолго до Руссо и революции. Абсо­лютная власть и права подданных находились в равновесии, но иногда меж­ду ними возникали трения. Если абсолютная власть выходила за пределы своей области и ущемляла права и свободы подданных, она превращалась в открытый деспотизм. Если верх одерживали институты, защищавшие пра­ва народа, начиналось противоправное республиканское правление.

Существовала только одна разновидность легитимного королевского правления — монархия; у нее было два антипода: деспотия и республика. Если верить Монтескье, то политический словарь простого человека был именно таков: от него он и послужил французскому философу отправной точкой при создании его великого произведения. Монархия вырождалась в деспотию, если монополизировала ту власть, которую следовало разде­лять, и превращалась в республику, если власть, подлежавшая монополи­зации, разделялась. Теперь мы можем ответить на вопрос, поставленный в начале главы. «Абсолютизм» — это инородный термин, который не вписы­вается в теоретические построения раннего Нового времени. С большой натяжкой его можно поместить где-то между монархией и деспотией. Этот термин создает историографическую путаницу, так как мешает увидеть то различие, которое необходимо для понимания политических теорий эпохи апаеп гёдте.

Таким образом, существование теории «абсолютизма» сомнительно по двум причинам. Во-первых, существовавшие во Франции представления о монархии не имеют с ней ничего общего. В них нет того, что считается ха­рактерным признаком теории «абсолютизма» — ни особого акцента на го­сударственной власти, ни пренебрежения к правам и привилегиям поддан­ных. Во-вторых, в основном концепция французской монархии не отлича­ется от английской теории государства, которая, согласно общему убежде­нию, «абсолютистской» никогда не была. В раннее Новое время определя­ющим было различие между ограниченной монархией и деспотией, которые олицетворяли собой два противоположных взгляда на права подданных. Между монархией ограниченной и абсолютной, которые были фактически двумя аспектами одного явления, разницы не усматривали. Идеология «аб­солютизма» была просто идеологией монархии: она заключалась в том, что в некоторых случаях управление окажется более эффективным, если будет сосредоточено в одних руках. Часто отмечалось, что практике «абсолютиз­ма» не хватало теории. Если быть более точным, теории не хватало того, что обычно считается практикой.








Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 458. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Билиодигестивные анастомозы Показания для наложения билиодигестивных анастомозов: 1. нарушения проходимости терминального отдела холедоха при доброкачественной патологии (стенозы и стриктуры холедоха) 2. опухоли большого дуоденального сосочка...

Сосудистый шов (ручной Карреля, механический шов). Операции при ранениях крупных сосудов 1912 г., Каррель – впервые предложил методику сосудистого шва. Сосудистый шов применяется для восстановления магистрального кровотока при лечении...

Трамадол (Маброн, Плазадол, Трамал, Трамалин) Групповая принадлежность · Наркотический анальгетик со смешанным механизмом действия, агонист опиоидных рецепторов...

Эффективность управления. Общие понятия о сущности и критериях эффективности. Эффективность управления – это экономическая категория, отражающая вклад управленческой деятельности в конечный результат работы организации...

Мотивационная сфера личности, ее структура. Потребности и мотивы. Потребности и мотивы, их роль в организации деятельности...

Классификация ИС по признаку структурированности задач Так как основное назначение ИС – автоматизировать информационные процессы для решения определенных задач, то одна из основных классификаций – это классификация ИС по степени структурированности задач...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия