СЛОГОВАЯ СТЕРЕОТИПИЯ СЛОВА
В предшествующем параграфе ставился вопрос о чисто физических свойствах глоточной трубки. Выяснилось, что происходит со звуковым спектром при ее сужении и расширении. Теперь необходимо войти глубже в самый механизм глоточных модуляций и ближе присмотреться к тому, как звуковые элементы включаются в систему слова, образуя слоговой стереотип. В акустических 23$ записях § 22 было показано, что в наборе из ограниченного числа элементов составляются звуковые оболочки слов, каждое из которых обладает особой слоговой структурой. Слоги не нанизываются один за другим и звуковое давление не падает до нуля после каждого слога, а вся слоговая система слова составляет целое. В речевом процессе отбираются слова, импульс задается целому слову, хотя внутри себя каждое из слов расчленено на авуко<вые элементы. Надо выяснить, как на каждом из элементов отражается синтезирующий импульс отобранного к произнесению слова. Механизм этого объединения состои'т в упреждении предстоящих к произнесению элементов. На рисунке 48 представлено произнесение слогов па и пу двумя дикторами. Видно, что во всех случаях губы сомк-
па"
по" Рис. 48. Упреждение гласного при произнесении слогов па и пу нуты, следовательно, зафиксирован момент произнесения n перед фонацией гласного. Бросается в глаза значительно больший объем глоточной трубки при произнесении n перед у, чем перед а. Это значит, что еще до того, как наступила фонация последующего звука, глоточная трубка уже приспосабливается для его произнесения. Импульсы при произнесении n и а или у перекрывают друг друга. Такое упреждение может объединять не только соседние, но и более отдаленные'элементы. На рисунке 49 показано произнесение э в словах это и эти. Во втором случае э закрытое, так как за ним следует мягкое г, которое в свою очередь смягчается последующим и. Положение и кон- фигурация языка в обоих вариантах сходная. Объем ротового резонатора различен. Измерение расстояния от верхнего клыка до края верхней губы показывает, что в мягком варианте (эти) указанное расстояние меньше, чем в твердом варианте. При произнесении э в слове эти губы были убраны, как при улыбке и как при произнесении и. Таким образом, на э вступило упреждение и через предшествующее т. Так как объем ротового резонатора уменьшился, следует ожидать в спектре этого варианта некоторого увеличения высоких составляющих. В глоточной трубке^ при произнесении э в закрытом варианте также произошло заметное упреждение и, что видно по расширению трубки. Соответственно этому в спектре следует ожидать усиления низких составляющих и перестройку амплитуд формант.
Рис. 49. Упреждение последнего звука при произнссении слов это и эта Ожидаемые явления действительно обнаруживаются и в спектрах (рис. 50, 51), и в таблицах к ним. Для более подробного анализа было составлено два спектра для э в слове эти. Общая длительность э составляла 0,5 секунды. Один спектр (рис. 50) был составлен для периода в 0,33 секунды, другой (рис. 51) для периода 0,14 секунды (конец звучания). Рассмотрение спектра на рисунке 50 (начало звучания) показывает, что в закрытом варианте э несколько усилились высокие гармоники с фильтров 6, 9, 13, 16, 21, по сравнению с произнесением э в слове это. В том же закрытом варианте э (эти) усилились и низкие гармоники из фильтров 3, 4, 5. Произошла перестройка и амплитуд формант. Низкая форманта из фильтра 5 больше преобладает по амплитуде над высокой формантой из фильтра 10 в закрытом варианте произнесения, чем в открытом, что соответствует ранее показанным сдвигам в спектрах при расширении глоточной трубки. К концу звучания э в слове эти за время 0,14 секунды (рис. 51) все высокие гармоники.пропали, увеличились амплитуды низких гармоник, соотношение между амплитудами формант резко изменилось в сторону более низкой форманты. На основании этих материалов последовательное развитие процесса произнесения э в слове эти • может быть представлено так. В начале произнесения э вступило упреждение последнего звука и, что выразилось в уменьшении объема ротового резонатора и в увеличении объема глоточного. В спектре произошло: а) усиление некоторых высоких гармоник, б) усиление низких, в) перестройка амплитуд формант. 1\ концу произнесения э на него стало оказывать влияние соседнее г, вследствие чего высокие гармоники затухли и усилились низкие. Так произошло взаимное перекрытие упреждающих и удерживающих импульсов. Аналогичное явление можно проследить на рентгеносхемах рисунка 52. Здесь показан конец произнесения у в словах ум и умно. Эти H. И. Жинкин рентгенограммы интересны тем, что в них удалось захватить стык нескольких стадий произнесения. Видно, что произнесение у только что закончилось, так как губы сомкнулись, но еще сохранили несколько вытянутую форму. Язык остался в положении для у. В схеме 1 при про-
Г 9
Рис. 50. Спектры произнесения » в слове это (сплошная линия) за время звучания 0,22 сек. и в слове эти (пунктирная линия) за первые 0,36 сек. звучания изнесении слова ум губы смыкаются сильнее, чем при слове умно (пространство между зубами в схеме l меньше, чем в схеме 2), hraK как конечное м в слове ум сильнее, чем м в слове умно. На схеме 2 (при произнесении умно] видно, что на глоточной трубке отразилось упреждение последующего я, так как валлекула здесь немного больше, чем на схеме 1, и, кроме того, у превертебральной тени заметно просветление, что свидетельствует о большей плотнос'ти тканей трубки (и меньшем ее расширении) при произнесении ум. Раньше было показано, что на н трубка расширяется больше, чем на м. Следовательно, добавочное расширение трубки'три произнесении слова умно следут отнести за счет подготовки к следующему н. При этом следует учесть, что м в слове умно, как отходящее к слогу лшо, ослаблено. Таким образом, на этих схемах зафиксировано: а) запаздывание в произнесении у\ б) начало произнесения жив) упреждение импульса для последующего н. Упреждение импульса для запуска предстоящего согласного видно также в схемах рисунка 53. В русском языке при образовании структуры стереотипа звуковой оболочки слова, кроме взаимовлияния звуков и приспособления' слогов друг к другу, главную роль играет ударение и соответственно редукция безударных слогов. Рассмотрим относящиеся сюда файты.
Рис. 51. Спектр произнесения.9 в слове эгг.и за последние 0,14 сек. звучания На рисунке 54 показано произнесение ударного а в слове арка и редуцированного в слове аркан.. Из сравнения схем видно, что в редуци- _»Ум' „Умно" Рис. 52. Упреждение при произнесении слов ум и умно рованном варианте раскрытие рта меньше, чем в ударном, положение же языка одинаково. На рисунке 55 дано еще одно произнесение реду- 16* цированного а в том же слове аркан. Здесь раскрытие р!та больше, чем в первом случае, но язык несколько оттянут назад, что ослабляет ротовой резонанс. В ударном варианте звуковой луч поступает прямо в ротовой излучатель из очень суженной глоточной трубки, тогда как при редукции он ослабляется при подъеме языка или прикрытием рта. Наибольшее различие рентгенограмм наблюдается в области глоточной трубки.
Ум" Рис. 53. Упреждение при произнесении слов ум и ухо В обоих случаях произнесения редуцированного варианта глоточная трубка больше по объему, чем IB ударном варианте. В рентгенограмме на рис. 55 при экспозиции в 0,2 секунды зафиксировалось двойное положение надгортанника. Это значит, что при позиции языка для произнесения а уже начался подъем надгортанника, характерный для р, т. е. глоточная трубка получила упреждающий импульс.
Рис. 54. А ударное в слове арка и а редуцированное в слове аркан „Дрксн" Рис. 55. А редуцированное в слове аркан На рисунке 56 даны ^ таблицы и спектры к звукам, зафиксированным в рассмотренных схемах. В графе -«Чистая амплитуда» показана средняя величина амплитуд составляющих без учета кадров, где не было данной гармоники. Видно, что в редуцированном варианте спектр сместился влево, появились низкие гармоники из второго фильтра, уменьшилась амплитуда высоких гармоник из 16-го и особенно из фильтра 22. Основное различие ударного и редуцированного вариантов состоит в изменении соотношения амплитуд формант. Амплитуда высокой форманты из фильтра 10 в редуцированном варианте стала меньше как с учетом нулевых мест, так и без них. Соотношение
=1,33; в редуцированном амплитуд формант в ударном варианте варианте -^ =0,87. Кроме "того, низкая форманта в редуцированном варианте перешла с 7-го фильтра на шестой. Таким образом, скрепление
16 22 „Д"редуцированное
Рис. 56. Спектры произнесения а ударного в слове арка (сплошная^линия) и а редуцированного в слове аркан (пунктирная линия) звуковой оболочки слова ударением выражается не только в изменении дуги громкости, но и в перестройках спектра. То и другое определяется модуляцией глоточной трубки, которая образует разные объемы, в зависимости от места ударения в слове и, соответственно, от разной силы принимаемых упреждающих и удерживающих импульсов. Аналогичная, хотя и несколько более сложная картина наблюдается при редукции о в слове водр, (рис. 57), в сравнении с ударным вариантом воды. В ударном варианте отчетливо заметно огубление (промер от зубов до края губ). Это увеличивает полость ротового резонатора по сравнению с редуцированным вариантом. Кроме того, в редуцированном ва- рианте язык несколько теряет средний подъем и по ряду продвигается вперед, приближаясь к положению при а, но не совпадая с ним. Однако глоточная трубка значительно шире не только по сравнению с объемом при произнесении а, но и по сравнению с ударным вариантом о.
Рис. 57. О ударное в слове воды и о редуцированное в слове вода Эти явления отразились на спектрах следующим образом: в редуцированном варианте возросли амплитуды низких гармоник (рис. 58). Соотношение двух наибольших по амплитуде частот почти не измени-
|