Установка на пассивное поведение
На одном из моих тренингов как-то сложилась интересная ситуация. Один из его участников признался, что в общении ему мешает страх, будто он может подвергнуться насилию, будто его будут бить ногами. При этом выяснилось, что до сих ногами его пока что не били. Очевидно, отсутствие опыта и порождало страх. Страх перед неизвестным.
Поняв, что парню такой опыт просто необходим, мы решили его побить ногами. Естественно, другие участники тренинга никак не могли приступить к делу без ясного разъяснения вопроса "за что?". Просто так побить парня оказалось делом внутренне запретным. В конце концов выполнить поставленную задачу оказались способны двое - директор колледжа и директор торгово-софтверной компании.
Кроме несомненной пользы для парня, получившего опыт избиения ногами и в результате утратившего панический страх перед этой рутинной процедурой, эта ситуация позволила выявить еще одну важную установку сознания. На мой вопрос - как бы другие участники тренинга действовали в этой ситуации? - все присутствующие отвечали по-разному: кто-то рассказывал, как бы он постарался убежать, а кто-то - как бы он отбивался и кого бы из нападавших "вырубил" первым, а кого затем.
Во всех ответах было только одно общее: все идентифицировали себя с избиваемым, с жертвой, а вовсе не с теми, кто его избивал. Все ставили себя на место жертвы. Никому не пришло в голову, что на самом деле я спрашивал о том, как бы они действовали, если бы им пришлось оказаться на месте активно действующих в этой ситуации.
Тот факт, что в этой ситуации вообще-то две стороны, что можно поставить себя на место как той, так и другой, оставался за пределами сознания каждого из участников тренинга. Идентификация с жертвой казалась единственно возможной, возможность оказаться не на месте жертвы, а на месте нападающего, даже не доходила до сознания. Когда я обратил внимание на сей простой факт, это оказалось для присутствующих маленьким потрясением.
Итак, вот одна из основ нашего внутреннего рабства: в результате социализации в той культуре, в которой мы выросли, у нас выработалась стойкая бессознательная, недоступная критическому осмыслению установка на пассивное поведение в любой ситуации.
Вы думаете, Вы бы вели себя в аналогичной ситуации по-другому? Тогда начните обращать свое внимание на собственное повседневное поведение.
Входя в любую ситуацию, Вы бессознательно задумываетесь не о том, что в ней будете делать Вы, а о том, что будут делать с Вами. Именно поэтому Вы часто встаете в нерешительности перед новой ситуацией, тормозите себя перед новыми горизонтами и возможностями, проходите мимо огромного количества возможностей, которые предоставляет Вам судьба.
Именно эта установка порождает нерешительность, порождает страх перед ситуацией. Ожидая, что что-то будут делать с Вами, Вы вполне вправе ожидать, что будут делать что-то нехорошее. При такой изначальной готовности всякий новый контакт вызывает опасения, желание его избежать. Эта установка делает трудным простой разговор с незнакомым человеком по телефону: кажется, что Вы непременно встретитесь с агрессией, что вас обидят, что лучше избежать разговора. Голос пресекается, становится неуверенным.
Все это заставляет Ваше бессознательное сигнализировать бессознательному партнера Вашу неуверенность, слабость, готовность принять его руководство. Если партнер сам не готов к такому руководству, Ваше поведение, ваша неуверенность вызывают его неприязнь, встречную агрессию, встречное стремление избежать контакта с Вами, защититься от него грубостью. Контакт проваливается.
|