Мистическая йога в наши дни
В наше время дхьяна-йогу свели к оздоровительным упражнениям или развитию мистических сил. Однако в ведические времена на высших ступенях дхьяна-йоги практикующие принимали обет безбрачия и уходили медитировать в пещеры для обретения просветления. «Бхагавад-гита» предписывает йогу жить в уединенном месте и постоянно быть погруженным в медитацию.
Избранные стихи о дхьяна-йоге из «Бхагавад-гиты»
6.11,12
Для занятия йогой нужно найти чистое, уединенное место, постелить на землю циновку из травы куша, покрыть ее оленьей шкурой и мягкой тканью. Сиденье не должно быть слишком высоким и слишком низким. Усевшись как следует, можно начать медитацию. Прежде всего необходимо обуздать деятельность ума и чувств и упорядочить деятельность тела. Затем, сосредоточив мысленный взор в одной точке, йог должен очистить сердце от материальной скверны.
6.13,14
Держа туловище, шею и голову на одной прямой, йог должен сосредоточить взгляд на кончике носа. Успокоив ум, избавившись от страха и полностью отказавшись от половой жизни, он должен устремить мысленный взор на Меня в образе четырехрукого Вишну. Истинный йог — тот, кто созерцает Меня с преданностью.
6.15
Погрузившись в мысли обо Мне, душа входит в состояние транса (самадхи), в котором деятельность чувств останавливается и можно непосредственно воспринимать вездесущий свет Высшего Духа. Этот свет исходит от Меня: войдя в него, йог освобождается из круговорота материальных явлений и событий.
6.16
О Арджуна, не может быть йогом тот, кто переедает, недоедает, спит слишком много или слишком мало.
6.17
Кто умерен в еде, сне, труде и отдыхе, кто упорядочил свою жизнь и делает все во время, тот с помощью йоги постепенно избавляется от страданий.
6.18
Настоящий йог — тот, кто обуздал мысли, кто не имеет корыстных желаний и удерживает сознание не во внешнем мире, а во внутреннем — кто удерживает связь с безграничным Духом, пребывающим внутри каждого.
6.19
Как пламя свечи горит ровно в безветренном месте, так ум йога, отвернувшийся от внешнего мира к внутреннему, не рассредоточивается и всегда направлен на один предмет.
6.25
Добившись состояния дхараны (один из этапов восьмиступенчатой йоги, в котором внимание полностью сосредоточивается на одном объекте), нужно с помощью разума подчинить ум своему "я" (сознанию). Затем оторвать ум от внешних объектов и направить внутрь себя. Если созерцать свое "я" долго и непрерывно, можно постепенно войти в состояние транса (самадхи).
6.28
Созерцая себя как душу (частицу Божественного) в зеркале чистого сознания, йог затем начинает видеть Сверхдушу, что приводит его в состояние еще большего восторга. (На этом этапе йога соединяется с бхакти, преданностью).
6.29 В этом состоянии он объединяет свое сознание с Бесконечным Сознанием и способен воспринимать сознание всех живых существ. Он видит Высшую Душу внутри каждого и каждого внутри Высшей Души.
6.33
Арджуна сказал: О Кришна, рассеивающий невежество, я не способен удерживать ум на одном предмете и вряд ли смогу достичь состояния равновесия, о котором Ты говоришь.
6.34
О Кришна, неуправляемый ум мешает здраво рассуждать, смущает чувства и тело. Мыслями невозможно управлять! Мне кажется, обуздать ум так же трудно, как остановить ветер дыханием.
6.35
Всевышний сказал: О доблестный воин, ты прав: ум почти не возможно обуздать. Это под силу лишь тому, кто сосредоточился на образе Сверхдуши под покровительством духовного учителя и полностью отказалься от чувственных удовольствий. \
|