Методы активизации творческого поиска
Как уже отмечалось, в ФСА используются методы коллективного творчества, направленные на генерирование новых идей и предложений. Наиболее распространенными из них являются следующие. Метод мозгового штурма (мозговой атаки). Его изобретатель – американский физик Осборн. Мозговая атака проводится в несколько этапов: подготовка штурма, его проведение (сессии), оценка и отбор идей, проработка и развитие наиболее ценных из них. Участникам сессии предлагают решить какую-либо задачу, не требуя доказательств выдвигаемых предложений и не критикуя их. Принимаются любые идеи, даже шуточные или явно нелепые, поскольку они могут натолкнуть на оригинальное решение. В группу должны входить специалисты примерно равной квалификации или независимые друг от друга по своему служебному положению, что способствует установлению непринужденной атмосферы при выдвижении идей. Все предложения, выдвинутые в процессе проведения штурма, зафиксированные с помощью магнитофонов, стенограмм, рисунков, передают экспертам для оценки и отбора. Основным преимуществом метода является возможность быстрого генерирования новых разнообразных идей, которые могут послужить основой для выработки эффективных технических решений. Существует несколько разновидностей мозгового штурма – обратный, двойной и т.д. Задача обратного мозгового штурма состоит в выявлении противоречий, недостатков и недоработок в конструкциях, системах, идеях и т.д. В отличие от прямого мозгового штурма, не допускающего критики при выдвижении идей, данный метод придает критике первостепенное значение. На сессиях обратного мозгового штурма также поощряется свобода высказываний и суждений, однако основное внимание уделяется выявлению недостатков анализируемого объекта. Результатом обратного мозгового штурма должен явиться перечень недостатков конструкции. Синектика (соединение разнородных элементов). Заседание ведет специально обученный руководитель, задача которого - уменьшить психологическую инерцию членов группы. Обсуждаются отдельные аспекты проблемы или аналогичные ей, что наталкивает на вариант решения. Например, предлагается найти способ сверления отверстий в условиях невесомости. Для того чтобы дать участникам сессии представление о поставленной перед ними задаче, руководитель подвешивает на нитке кусок пенопласта и предлагает кому-нибудь из присутствующих, не придерживая пенопласт, просверлить в нем отверстие обычной дрелью. Все убеждаются, что это невозможно, и, вместе с тем, получают импульс для поиска нового необычного способа сверления отверстий. Характерной чертой синектики, как метода стимулирования творческого мышления, является генерирование аналогий. Различаются аналогии четырех типов: а) личная (эмпатия) – идентификация себя с объектом; б) прямая – поиск похожего в других областях науки, техники и т.д.; в) символическая – передача сути объекта посредством художественных образов, в которых признаки одного предмета отождествляются с признаками другого; г) фантастическая – представление объекта таким, каким его хотелось бы видеть. Аналогии в синектике помогают увидеть в знакомом незнакомое, а в незнакомом знакомое. При этом появляется возможность в первом случае взглянуть на проблему с другой стороны, во втором – решить ее известными способами. Морфологический анализ позволяет изучить все многообразие вариантов технических решений, являясь эффективным средством упорядочения предложений по реализации отдельных функций объекта. Сущность метода заключается в расчленении сложной задачи на более простые, т.е. подзадачи, легче решаемые по отдельности. Этот подход имеет существенный недостаток, т.к. не учитывается должным образом проблема синтеза частных решений. В результате может оказаться, что рациональные с точки зрения отдельных функций решения либо не “стыкуются”, либо составляют неудачную техническую систему. Тем не менее анализ допустимых комбинаций может оказаться стимулятором выдвижения новых идей. В общем виде морфологическая матрица вариантов решений функций изделия выглядит следующим образом (табл.32). Наташа Наташа Таблица 32 Морфологическая матрица вариантов реализации функций [14, с. 90]
Одним из методов, рекомендуемых в ряде публикаций по ФСА, является алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ), ориентирующийся на идеальный конечный результат, выявляя и устраняя при этом технические противоречия. Основные положения АРИЗа следующие. 1. Задачи высшего уровня должны быть сведены к задачам низшего уровня, для чего с помощью специальных операторов в иссле-дуемом объекте необходимо выявить физические противоречия. 2. Для преодоления физических противоречий следует создать фонд изобретательских приемов, представленный в виде таблиц исполь-зования приемов в зависимости от типа задачи или содержащегося в ней противоречия. 3. Должны быть составлены таблицы применения физических эффектов (фонд изобретательских приемов и таблицы физических эффектов образуют информационный фонд АРИЗ). 4. На каждом шаге АРИЗ следует применять все средства активиза-ции воображения и преодоления психологической инерции. Решение технических задач с помощью АРИЗ производится на шести этапах. Если на первом этапе определяется конечная цель решае-мой задачи, а на последующих происходит уточнение цели и поиск ва-риантов ее достижения, то на шестом, синтетическом этапе дается оценка найденному решению. Достаточно эффективным методом выработки новых технических (организационных и прочих) решений является применение системы контрольных вопросов, учитывающей основные этапы и моменты процессов разработки, изготовления и эксплуатации объектов ФСА. Использование заранее подготовленных наводящих вопросов способствует активизации творческого поиска. Очевидно, что в условиях рынка, когда в снижении затрат на продукцию предприятия заинтересованы также и покупатели, подобные системы могут быть предложены не только специалистам предприятия, но и представителям фирм-потребителей, союзов потребителей и т.д.
|