Студопедия — ОБНОВЛЕНИЕ МИРА
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ОБНОВЛЕНИЕ МИРА






 

Легко понять, почему ритуал коронования повторяет космогонию или празднуется

в новый год. Считается, что монарх обновляет весь космос. Обновление в

основном осуществляется как раз в Новый год, с наступлением нового сезонного

цикла. Но обновление, ритуально осуществляемое в это время, является по сути

повторением сотворения мира. Оно повторяется каждый новый год. И именно

космогонические мифы напоминают людям как был создан мир и что произошло

впоследствии.

 

Именно эта концепция оказывается источником будущих исторических и

политических эсхатологий. И, действительно, более позднее ожидание

космического обновления, "спасения" мира иногда связывается с пришествием

монарха, спасителя или политического вождя. Хотя наша современность в

секуляризованной, мирской форме еще сохраняет эсхатологическую надежду

универсального обновления, осуществляемого или определенным социальным

классом, или даже какой-нибудь партией или отдельной личностью".

 

Мир есть всегда "наш мир", тот, в котором мы живем. Но, хотя образ

существования один и тот же и у австралийских туземцев и у современных

европейцев, культурные контексты этого существования существенно отличаются.

Очевидно, что "мир" австралийцев, живущих собирательством и случайной

охотой, иной, нежели мир землевладельцев неолита, равно как мир последних не

похож на мир городских жителей древнего Ближнего Востока или на "мир"

народов Западной Европы и США. Различия эти достаточно очевидны и нет нужды

их подчеркивать. Мы напомнили о них только для того, чтобы избежать

недоразумения: обращаясь к примерам, представляющим различные типы

культуры, мы ни в коей мере не склоняемся к компаративизму Фрейзера, но

рассматриваем каждый из используемых нами примеров в его историческом

контексте. Но мы считаем бесполезным уточнять социальную и экономическую

структуру каждого цитируемого нами племени и можно ли сравнивать его с

другими племенами.

 

Итак, "мир" есть тот мир, который мы знаем и в котором живем; он зависит от

разных типов культуры; существует, следовательно, множество "миров". Но для

нашего исследования важен тот факт, что, несмотря на различие

социально-экономических структур и разнообразие культурных контекстов,

первобытные народы считают, что мир должен обновляться ежегодно и что это

обновление совершается по одной модели, модели мифа о происхождении, который

играет роль космогонического мифа.

 

Конечно, "год" первобытными народами понимается по-разному и даты "Нового

года" изменяются в зависимости от климата, географической среды, типа

культуры и т.д. Но всегда речь идет о некоем цикле, т.е. временной

протяженности, имеющей начало и конец. И в конце определенного цикла и в

начале следующего цикла совершается ряд ритуалов, связанных с обновлением

мира. Как мы уже сказали, это обновление есть новое сотворение,

осуществляемое по модели космогонии.

 

Самые простые примеры представляет жизнь австралийцев ~ их мифы о

происхождении земли обновляющейся каждый год. В ритуалах воссоздаются

животные и растения, созданные in illo tempore сверхъестественными

существами. На плато Кимберли, например, восстанавливаются пещерные рисунки

(считается, что они были исполнены мифическими предками), и делается это с

целью активизировать их созидательную мощь, как она впервые проявилась в

мифические времена, то есть при сотворении мира.

 

Воссоздание животных и растений равнозначно для австралийцев воссозданию

мира. И не только потому, что располагая достаточным количеством пищи, они

надеются прожить еще год, а прежде всего потому, что мир действительно

возник тогда, когда в самые достопамятные времена впервые появились растения

и животные. Создание растений и животных было одним из творческих актов

сверхъестественных существ.

 

Принятие пищи ~ акт не только физиологический, но также и "религиозный":

поедается то, что создавалось сверхъестественными существами, поэтому есть

надо таким же образом, как впервые ели в начале мира мифические предки.

 

У австралийцев космогония сводится к воссозданию привычного пейзажа. Это их

мир и он должен периодически обновляться, иначе он может погибнуть. Космосу

грозит уничтожение, если он не воссоздается ежегодно ~ такова идея главного

праздника калифорнийских племен карок, хупа и юрок. На языке этих племен

обряд носит название "воссоздание мира", поанглийски он называется "New

Year". Цель его ~ восстановить или утвердить Мир на последующие год или два.

У части племен юрок утверждение мира достигается строительством ритуальной

"парной" хижины, это обряд космогонической структуры. Ниже мы приведем

аналогичные примеры.

 

Суть этого обряда заключается в длительных странствиях, которые

священнослужитель предпринимает по всем святым местам, то есть там, где

Бессмертные совершили свои подвиги. Эти ритуальные странствия длятся 10-12

дней. В течение всего этого времени священнослужитель воплощает собой

Бессмертных. В пути он думает про себя: "Так же вот шел Икскарея анимас,

один из Бессмертных, в незапамятные времена". Прибыв в святое место, он

принимался подметать со словами: "Икскарея Якам (другой Бессмертный)

подметает за меня. Отныне все больные выздоровеют". Затем он поднимается на

гору, срезает там ветку, из которой делает трость и говорит: "Мир

раскололся, но когда я взмахну этим посохом над землей, все трещины в ней

закроются и Земля снова станет плотной".

 

Затем он спускается к реке, находит там камень, твердо и неподвижно

закрепляет его со словами: "Земля расшаталась, мы снова утвердим ее. Жизнь

будет дольше и люди будут сильнее". Потом он садится на камень. "Когда я

сяду на камень, ~ объяснял он Жиффорду, ~ мир не будет больше шевелиться".

Камень этот находится здесь с незапамятных времен, с самого начала мира.

 

"Совокупность обрядов, приведенных нами, являет собой космогонический

сценарий. Калифорнийцы стали жить в том мире, который в мифические времена

создали Бессмертные, они наметили его контуры, зафиксировали его Центр и

основания, создали в изобилии рыбу и растительную пищу и отвратили все

болезни. Но этот мир не тот неизменный и вневременной Космос, в котором жили

Бессмертные. Это живой мир, населенный существами из плоти и крови; они

подчиняются законам становления, старения и смерти. Поэтому он требует

периодического восстановления и обновления. Но мир можно обновить только

повторяя то, что in illo tempore сделали Бессмертные, только повторяя

сотворение. Поэтому священнослужитель воспроизводит путь Бессмертных,

повторяя их слова и жесты. В конечном счете, священнослужитель начинает

воплощать Бессмертных. Иначе говоря, по случаю Нового года Бессмертные как

бы вновь приходят на Землю. Вот почему ритуал ежегодного обновления мира ~

самая важная религиозная церемония калифорнийских племен. Мир не только

становится обновленным и стабильным, он также освящается символическим

присутствием Бессмертных. Воплощающий их священнослужитель на какое-то время

обретает бессмертие: к нему нельзя ни притрагиваться, ни даже смотреть на

него. Ритуалы он выполняет вдали от людей, в абсолютном одиночестве, ведь

когда Бессмертные совершали их впервые, на Земле еще не было людей.

 







Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 402. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ МОЗГА ПОЗВОНОЧНЫХ Ихтиопсидный тип мозга характерен для низших позвоночных - рыб и амфибий...

Принципы, критерии и методы оценки и аттестации персонала   Аттестация персонала является одной их важнейших функций управления персоналом...

Пункты решения командира взвода на организацию боя. уяснение полученной задачи; оценка обстановки; принятие решения; проведение рекогносцировки; отдача боевого приказа; организация взаимодействия...

Расчет концентрации титрованных растворов с помощью поправочного коэффициента При выполнении серийных анализов ГОСТ или ведомственная инструкция обычно предусматривают применение раствора заданной концентрации или заданного титра...

Психолого-педагогическая характеристика студенческой группы   Характеристика группы составляется по 407 группе очного отделения зооинженерного факультета, бакалавриата по направлению «Биология» РГАУ-МСХА имени К...

Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь Педагогическая культура- часть общечеловеческих культуры, в которой запечатлил духовные и материальные ценности образования и воспитания, осуществляя образовательно-воспитательный процесс...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия