ВОССТАНОВИТЬ ПРОШЛОЕ
Мы обратились к этим примерам для сравнения двух категорий технологии: 1) психоанализа и 2) древних восточных методов, содержащих различные приемы "возвращения к истокам и преследующих множество разных целей. Мы не собирались подробно обсудить эти приемы, а лишь показать, что экзистенциальный возврат к началу, хотя и характерен для первобытного менталитета, не является свойством исключительно только этого мышления. Аналогичную технологию разработал Фрейд с целью дать современному человеку возможность восстановить содержание некоторых форм "врожденного" опыта. Мы установили, что существует несколько возможностей возвращения назад, наиболее значительные из которых следующие:
1) быстрая и прямая реинтеграция первоначальной ситуации (или Хаос, пракосмическое состояние или само мгновение творения);
2) постепенный возврат к "истокам", подъем во Времени, начиная с настоящего времени до "абсолютного начала".
В первом случае речь идет о полном, мгновенном, головокружительном уничтожении Космоса (или человека как результата некоей временной протяженности), о восстановлении первоначальной ситуации ("Хаоса или, если говорить на уровне антропологии, "семени", "эмбриона"). Совершенно очевидно сходство между структурой этого метода и ритуальномифологическими сценариями стремительного отхода к "Хаосу", и повторением космогонии.
Во втором случае, при непрерывном возвращении к "истокам" мы сталкиваемся с тщательным и исчерпывающим припоминанием индивидуальных и исторических событий. Конечно, и в этом случае высшая цель ~ "сжечь" эти воспоминания, так сказать, уничтожить их, переживая и отдаляясь от них. Но речь уже не идет об их немедленном стирании с целью как можно быстрее достичь исходного момента. Напротив, очень важно держать в памяти, не забывать даже самые незначительные детали существования (настоящего или предшествующего), так как только благодаря этим воспоминаниям удается "сжечь" свое прошлое, овладеть им, помешать ему воздействовать на настоящее.
В отличие от первого случая, моделью которого является немедленное уничтожение мира с последующим его воссозданием; здесь самую существенную роль играет память. От Времени нас избавляет воспоминание, анамнез. Самое главное ~ вспомнить все события, свидетелем которых мы являлись в продолжение всего времени. Эта технология сходна с подробно исследованной нами концепцией первобытного мышления, согласно которой для овладения чем-либо очень важно иметь знания об истории и происхождении этого. Конечно, поворот времени вспять предполагает опыт личной памяти, а познание истоков сводится к предчувствию первоначальной истории, служащей в качестве примера, к познанию мифа. Но структуры их подобны: речь всегда идет о том, чтобы детально и точно вспомнить, что произошло у истоков.
Здесь мы подходим к проблеме существенной не только для понимания мира, но особенно важной для последующего развития мифологического мышления. Знание истоков и истории конкретных вещей и фактов сообщает некоторую магическую силу воздействия на них. Но это же знакомство открывает путь постоянным размышлениям о происхождении и структурах мира. Мы еще вернемся к этому вопросу. Однако, следует уточнить уже сейчас, что память рассматривается как знание. Тот, кто способен вспомнить себя, располагает более ценной религиозно-магической силой, чем тот, кто знает о происхождении вещей. В древней Индии, например, существовало ясное различие между "объективным" знанием происхождения различных реальностей и "субъективным" знанием, в основе которого лежит воспоминание о предшествующих существованиях. "Мы знаем, о мечта, где ты родилась (janitram)", ~ восклицает автор Атарва Веды. "Мы знаем, о Агни, что ты родилась в трех местах". Благодаря подобному знанию истоков ("место рождения") человеку удается противостоять мечте и он оказывается способным безнаказанно обращаться с огнем.
Но знание о своих предшествующих существованиях, то есть знание личной "истории" дает еще и нечто большее: овладение своей собственной судьбой и наукой сотериологического типа. Помнящему о своих "рождениях" (то есть началах) и предшествующих жизнях (промежутки времени, образуемые значительным числом пережитых событий) удается избавиться от кармической зависимости. Иными словами, он становится хозяином своей судьбы. Поэтому "абсолютная память", ~ память Будды, например, ~ равняется познанию всего и сообщает его обладателю космократическое всемогущество. Ананда и другие ученики Будды "помнили о своих рождениях". Вамадева, автор знаменитого гимна "Ригведа", говорил о себе: "еще находясь во чреве матери, я познал все рождения богов" (Ригведа, IV). Кришна также "знал все жизни" (Бхагават-Гита, IV). Боги, Будда, йоги, мудрецы ~ все они из тех кто знает.
Знание предшествующих существований не есть опыт исключительно только индийской цивилизации. Наличие его засвидетельствовано у шаманов. Мы увидим, что оно играло важную роль в философии греков. Но сейчас важно подчеркнуть, что исключительная ценность познания "истоков" и предшествующих существований есть следствие того значения, которое придавалось познанию "экзистенциальных" и "исторических" мифов, повествующих о становлении рода человеческого. Как мы говорили, удел человека, его судьба имеют "историю": некоторые решающие события имели место в мифологическую эпоху и лишь затем человек стал таким, каким он является в настоящее время. Следовательно, эта первоначальная, драматическая и порой даже трагическая история должна быть не только познана, она должна постоянно восстанавливаться в памяти. В дальнейшем мы увидим последствия решения, принимаемого первобытным человеком на определенном этапе своей истории, постоянно вновь переживать кризисы и трагедии своего мифического прошлого.
|