Студопедия — БОГ ОТДЫХАЮЩИЙ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

БОГ ОТДЫХАЮЩИЙ






 

Многие первобытные племена, особенно те, которые задержались в своем

развитии на стадии охоты и собирательства, имеют представление о Верховном

Существе, которое почти не принимает никакого участия в религиозной жизни. О

нем очень мало известно, мифы о нем немногочисленны и обычно довольно

просты. Считается, что это Верховное Существо создало Мир и человека, но

очень быстро отошло от дел, удалилось на Небо. Иногда оно даже не

заканчивает работу по творению и поручает ее своему "Сыну" или своему

представителю. Нам уже приходилось говорить о превращении Верховного

Существа в отдыхающего бога, ограничимся здесь только несколькими примерами.

У племени селькнам, с Огненной Земли, Бог, именуемый "живущий на Небе" или

"пребывающий на Небе", всемогущ, вездесущ и вечен, но акт творения завершали

те мифические предки, которые сами были созданы Верховным Существом до того,

как он удалился за звезды. Бог этот безразличен к людским и мирским делам. У

него нет ни образов, ни жреца. С молитвами к нему обращаются только, когда

заболевают ("Ты, пребывающий на небесах, не отнимай у меня моего ребенка, он

еще слишком мал"), во время стихийных бедствий ему приносят

жертвоприношения.

 

Племя иоруба с Невольничьего Берега верит в небесного творца, именуемого

Олорун (дословно: "хозяин Неба"), который, начав работу по сотворению мира,

передал затем его завершение и управление некоему низшему богу Обатала. Сам

же окончательно отошел от земных и людских дел; не существует ни храмов, ни

статуй, ни служителей этого высшего Бога, ставшего "отдыхающим богом". К

нему тем не менее обращаются во время всеобщих бедствий.

 

Ндиамби, верховный бог племени эреро, уединившись на небе, передоверил

управление человечеством низшим богам. "Зачем мы будем совершать

жертвоприношения ему?"─ поясняет туземец,─ Мы не боимся его, ведь в отличие

от наших умерших предков он не сделал нам никакого зла. Верховное существо

племени тумбука считает ниже своего достоинства "вмешиваться в повседневные

людские дела". К Дзингбе ("Всеобщий Отец") племени еве, взывают только во

время засухи: "О, небо, страшна засуха, пролей дождь, пусть освежится земля

и зацветут поля". Удаленность и отрешенность Верховного Существа от земных

дел получают замечательное выражение в поговорке племени жирияма из

восточной Африки, таким образом описывающей свое божество: "Мулунгу ~

наверху, маны же, души умерших предков моих ~ внизу". В племени банту

говорят: "Сотворив человека, Бог перестал им заниматься". То же самое

повторяют и в племени Негриллос: "Бог отдалился от нас!"

 

Как видно из этих примеров, Верховное Существо утрачивает свою религиозную

актуальность, культовое значение; мифы указывают на то, что он удаляется от

людей, становится отдыхающим богом. Явление это подтверждается и в более

сложных религиях древнего Востока, Индии и Средиземноморья: место небесного

Бога, создателя, всезнающего и всемогущего, заменяет Бог Оплодотворяющий,

спутник Великой Богини, эпифания производительных сил Вселенной.

 

Можно сказать, что в каком-то смысле бог отдыхающий ~ это первый пример

"гибели Богов", неистово провозглашаемой Фридрихом Ницше. О Боге-творце,

культ которого утрачен, в конце концов забывают. Забвение Бога, как его

полная потусторонность, трансцендентность, есть пластическое выражение его

религиозного отсутствия, религиозной неактуальности или, что то же самое,

его "смерти". Исчезновение Верховного Существа выразилась не в ослаблении

религиозной жизни. Напротив, можно сказать, что истинные "религии" возникают

как раз после этого исчезновения: наиболее содержательные и драматические

мифы, самые необычные обряды, многообразие богов и богинь всех видов, культ

предков, жертвоприношения, храмы, маски, различные закрытые общества ~ все

это признаки культур уже прошедших стадию охоты и собирательства, где

Верховное Существо или отсутствует (забыто?) или интегрировалось в другие

божества до такой степени, что его уже невозможно узнать. "Сумерки богов", о

которых говорит Мартин Бубер, удаление Бога и его молчание, темы,

привлекающие внимание некоторых современных теологов, не есть явления только

нашего дня. "Трансцендентность", потусторонность Верховного Существа всегда

служили оправданием безразличия человека по отношению к нему. Даже когда о

нем вспоминали, тот факт, что до Бога так далеко, оправдывал некоторые

небрежности, если не полное безразличие.

 

У племени фанг, в экваториальной Африке об этом говорится с простодушием и

с большой смелостью:

 

Бог (Нзаме) наверху, человек внизу.

 

Бог это Бог, человек ~ это человек.

 

Каждый у себя, каждый в своем доме.

 

Так думал, впрочем, и Джордано Бруно: Богу "как абсолюту нет никакого дела

до нас". ("Пространство торжествующего зверя"). Следует сделать, впрочем,

одно замечание. О забытом или игнорируемом Верховном Существе вспоминают при

угрозе и бедствиях, ниспосылаемых свыше (засуха, гроза, эпидемия). Вспомним

о вышеприведенных примерах. Как правило, о забытом Боге вспоминают только,

когда уже ничто другое не помогает, когда обращение к другим божествам ни к

чему не приводит. Верховный Бог племени ораонов ~ Драгмеш. В случае крайней

нужды ему приносят в жертву белого петуха и восклицают: "Мы уже сделали все,

что могли, нам остается только обратиться за помощью к тебе... Смилуйся над

нами". Подобно им, евреи удалялись к Яхве и поклонялись богам Балу и

Астарте всякий раз, когда история им это позволяла, то есть в эпоху мира,

спокойствия и относительного экономического благополучия, но сейчас же

вспоминали о своем Боге, когда происходили исторические катастрофы. "Тогда

взывали они к Предвечному и молили его: мы согрешили, оставили Предвечного и

служили Балу и Астарте; вырви нас из рук наших врагов и мы будем служить

тебе" (I Samuel, XIII, 10).

 

Но даже когда Верховного Бога "забывают и полностью исчезает его культ,

воспоминание о нем остается жить в скрытой, приниженной форме, в мифах и

сказаниях о первозданном "Рае", В инициациях и рассказах шаманов и

целителей, в религиозном символизме (символы Центра Мира, магического полета

и подъема, символы неба и Света и т.д.), а также в некоторых видах

космогонических мифов. Можно было бы много рассказать по вопросу о забвении

Верховного Существа на "сознательном" уровне коллективной религиозной жизни

и о его существовании в скрытой форме на уровне "бессознательного" или на

уровне символа или же, наконец, в экстатических экспериментах некоторых

посвященных. Но это увело бы нас далеко от предмета нашего разговора. Скажем

лишь только, что сохранение Верховного Существа в индивидуальных

экстатических опытах или символах не остается без последствий для

религиозной истории архаических человеческих обществ. Подобного опыта равно

как и углубленного размышления о каком-либо небесном символе порой бывает

достаточно для того, чтобы выдающаяся личность вновь открыла для себя

Верховное Существо. Именно благодаря таким опытам или размышлениям, общество

в некоторых случаях начинает совершенно новую религиозную жизнь.

 

В целом, для всех первобытных культур, знавших Верховное Существо, но в той

или иной мере его забывших, "главное" заключается в следующем:

 

1) Бог создает мир человека, затем удаляется на небо;

 

2) это удаление порой сопровождается разрывом связей между небом и землей,

либо значительным отделением неба. В некоторых мифах первоначальная близость

Неба и присутствие бога на Земле составляют синдром рая (дополняемого

первородным бессмертием человека, его дружескими отношениями с животными и

отсутствием необходимости работать);

 

3) место этого более или менее забытого отдыхающего бога оказывается занятым

различными божествами, имеющими одну общую черту ~ они ближе к человеку,

помогают ему или, напротив, преследуют его более непосредственным и

постоянным образом.

 

Примечательно, что человек первобытных обществ, как правило хорошо помнящий

деяния сверхъестественных существ, о которых говорится в мифах, забывает

Бога творца, ставшего отдыхающим богом. Культ Творца сохраняется только

когда он предстает в виде Демиурга или сверхъестественного Существа,

создавшего мир, как это имело место в религиях Австралии. Это

сверхъестественное Существо присутствует в обрядах, посвященных

возобновлению мира. Причина этого понятна: творец здесь является также и

создателем пищи. Он не только создал мир и предков, но породил также

животных и растения, что позволило выжить человеку.

 







Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 373. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит...

Кран машиниста усл. № 394 – назначение и устройство Кран машиниста условный номер 394 предназначен для управления тормозами поезда...

Вопрос 1. Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации К коллективным средствам защиты относятся: вентиляция, отопление, освещение, защита от шума и вибрации...

Задержки и неисправности пистолета Макарова 1.Что может произойти при стрельбе из пистолета, если загрязнятся пазы на рамке...

Вопрос. Отличие деятельности человека от поведения животных главные отличия деятельности человека от активности животных сводятся к следующему: 1...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия