Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Объективная психология 51 страница




Доверь свою работу кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

академика Военно-медицинской академии. : ; "' : : }ii

Начало петербурского этапа в творчестве Бехтерева совпало с возник­новением и утверждением новой научной ориентации ученого в разработке проблем! психологии, И хотя динамика психологических взглядов Бех­терева и на этом этапе характеризуется определенной стадиальностью, общее их направление составляет переход от объективного эксперимен­тального изучения психики к рефлексологии, отказывающейся от ис­следования психических явлений и акцентирующей внимание лишь на их внешних проявлениях. Содержание и динамика рефлексологических идей 'Бехтерева отражена в ряде его фундаментальных трудой: «Объек­тивная психология» (СПб,, 1907 — 1910); «Общие основания ■рефлексоло­гии» (Пг., 1918); «Объективное изучение личности» (Пг,, 1923); *Общиё основы рефлексологии человека* (М.; Пгт, 1923; 2-е изд, JL, 1926; 3-е изд. М*; Л.; 1928) и др. Все эти работы базируются на едином концептуальном основании, представляя в то же время определенные этапы в его разви­тии и углублении. Так, если в работе «Объективная психология» цент­ром обсуждения является обоснование перспективности объективного ме­тода изучения психики, а рефлекторный процесс рассматривается как конкретное выражение и способ его реализации, при этом сама пси­хика еще не отвергается как объективная реальность, то на более поздних этапах (соответственно в более поздних работах) происходит уже полный отказ от психологии, ее объекта — психических явлений, систем ее ка­тегорий и понятий. Следует отметить, что создаваемая Бехтеревым объек­тивная психология явилась реакцией на господствующие в мировой пси­хологической науке конца XIX—начала XX в. субъективно-идеалисти­ческие психологические учения. Отвергнув субъективную психологию и интроспекцию как метод познания психики, Бехтерев ставит задачу создания новой психологии, базирующейся на строго объективном методе изучения психики. Стремясь преодолеть дуализм в решении проблемы соотношения психических и физиологических явлений и разделяя позиции Последовательного материалистического монизма, он приходит к выводу 6 существовании единого нервно-психического процесса, в котором в не-расчлененном виде представлены и физиологические, и психические ком­поненты. Основной единицей анализа нервно-психической деятельности у него становится рефлекс, рассматриваемый как универсальный дина­мический механизм, лежащий в основе всех реакций человека. Рефлекс, по'Wo 'мнению,.-»- «жизненный атом», элементарный акт пбведёния. Дея­тельность человека* сколь бы сложной она ни была, представляет собой не что иное как сумму рефлексов, различающихся по сложности, харак­теру, особенностям организации. Исходя из этого, сущность и задачи реф­лексологии Бехтерев видел в изучении актов поведения личности (т. е. всех ее рефлексов) в их опосредованности, во-первых, внешними разд­ражителями и, во-вторых, нервно-психическими процессами, протекаю­щими в организме. Центром его изучения становитя не психика, созна­ние, а их внешние проявления. Таким образом, от утверждения идеи объ-eifrHBHOTо изучений психики Бехтерев приходит к ее снятию и замене психического процесса физиологическим. Психология как наука, имеющая сной специфический предмет исследовании, задачи и методы, исчезает, заменяется рефлексологией. Внеся огромный вклад в разгром субъекти­вистских течений в отечественной психологии и тем: самым расчистив путь для развития подлинно научного объективного психологического знания, Бехтерев в то же время не сумел противопоставить ей новый взгляд па при­роду психики, его гносеологическое и онтологическое содержание. Прн-

440-

нимая интроспективное определение сознания как единственно возможное, как «нечто непреложное, как нечто, что можно либо взять, либо отвергнуть, но не изменить» |4, он выбирает единственно в этих обстоятельствах воз­можное решение — отказ от изучения психики, сознания вообще и обра­щение к исследованию поведения. . ■;.!;;,. , J3 целом в творчестве В. М. Бехтерева четко отразилось то кризисное состояние, которое переживала психологическая наука (как отечественная, так. и девровдд в конце XIX — начале XX столетия). Оно выражалось в отсутствии з этот период разработанной научной методологии психо­логия, которая бы позволила глубоко рассмотреть исходные гноееолоди­ческие и онтологические характеристики психической реальности и пра­вильно, определить на этой основе предмет психологии. Создавая новую, объективную парадигму как альтернативу субъективно-идеалистическим течением психология, Бехтерев мог реально опереться лишь на стихийно-материалистические представления, вытекающие из всей логики развитая естественнонаучных взглядов . ученого. Они же, открывая возможности для материалистического объяснения психической, реальности, ее обус­ловленности природными основаниями, не обеспечивали понимания пси­хики в ее собственном бытии, предметно-смысловом содержании как отраженной реальности, образа объективного мира. Поэтому человек оста­вался в понимании Бехтерева лишь природным существом; характер его Отношение е миром, с социальной действительностью сводился к нассив-ноц# .реагированию на воздействия, идущие извне. Его человек не рас­сматривался .лак субъект, созидающий и преобразующий мир* утверж­дающий в нем свое «Я* * * сознание не выступало в своей основной функции предметного отражения мира и регуляции жизнедеятельности обществен­ного индивида в его взаимодействии с объективной действительностью. Утверждение идеи субъектности, внесение ее в методологию психологи­ческой науки как одного из центральных положений последней осущест­вилось позже в советской психологии на основе творческого освоения идей диалектики, ленинской теории отражения. 6 результате на первый план выдвигалось понимание человека как субъекта познания и деятельности,, что явилось основанием для вывода о единстве сознания, и деятельности как методологическом принципе. Однако ассимиляция этих положений происходила на.более поздних этапах развития советской психологии, и именно отсутствие разработанной общефилософской методологической базы развития психологии в начале XX в. (т. е. в то время, когда Бехтерев ставил и решал задачи, создания новой психологии) стало причиной тех исторически неизбежных в этих условиях ошибок, которые характери­зовали все направления поведенческой психологии. ..,...- . ,.т ,; . /

Но эти ошибочные подходы к исследованию психики пе означают огуль­ного отрицания всего, что было получено в области рефлексологии и прежде всего глубоко обоснованной идеи объективного исследования психики, а также получивших дальнейшее развитие положений, касающихся ком­плексного системного изучения человека. .

Бехтерев считал, что психология — это наука о психической жизни вообще в широком смысле этого слова, а пе только о ее сознательных проявлениях. Поэтому она должна, по его мнению, включать в свой состав

такие области, кал общая психология, индивидуальная и национальная психология, зоопсихология, общественная психология, патопсихология, военная психология, генетическая психология, история психологии. Реф­лексология в его понимании выступала именно как система научных дис-

м Рубинштейн С, Лщ Проблемы общей психологии. М.> 1973. С. 88.

циплин, тесно связанная с другими областями науки — естествознанием и обществознаиием.

Бехтереву удалось не только очертить контуры науки о психической жизни, но и внести весомый вклад в развитие разных ее отделов* Он был первым отечественным психологом, поставившим вопрос о создании об­щественной психологии — науки, изучающей закономерности поведения «собирательной личности*, границы которой, по его мнению, могут рас­ширяться «до целых городов и стран» и включать все цивилизованное че­ловечество, «живущее общечеловеческими идеалами* JS, Впервые в отече­ственной науке им было дано определение предмета общественной пси­хологии, очерчен круг ее задач, разработаны оригинальные методы изу­чения социально-психологических процессов (в частности, группового взаимодействия). Бехтеров сам непосредственно провел серию экспери­ментов по изучению особенностей динамики разных психических процессов в условиях индивидуальной и групповой деятельности. Представляют интерес предложенные ученым подходы к анализу коллектива, механизмов группового влияния, специфики неорганизованных групп и массовидных явлений и ряд других его положений, не только не утративших своей ак­туальности и фактологической ценности, но и остающихся поныне едва ли не единственными попытками решения практически значимых проб­лем.

С именем Бехтерева связано становление отечественной психологии труда. Ему принадлежат конструктивные идеи в этой области, в част­ности критика положения о приспособлении человека к машине, утверж­дение необходимости комплексного изучения человека в труде с учетом всех компонентов трудовой деятельности.

Под непосредственным руководством Бехтерева развивается генети­ческая психология, центром которой становится Педологический институт, созданный в 1922 г. и ставящий задачу всестороннего систематического изучения ребенка посредством регистрации всех его реакций, возникающих под влиянием внешних и внутренних стимулов, В институте был собран богатый материал об особенностях психического развития ре­бенка, разработаны и использовались разнообразные методы его объек­тивного изучения. Здесь, в частности, были сделаны первые в нашей стране попытки проведения многолетнего (планировалось от полумесячного и до 21-летнего возраста) лонгнтюдного исследования.

Ученик Бехтерева А. Ф, Л азу рек ий заложил основы отечественной психологии индивидуальных различий, начав экспериментальное изу­чение личности на основе разработанного им метода естественного психо­логического эксперимента. Им была разработана теория классификации характеров, впервые личность исследована в условиях ее реальной дея­тельности и тем самым заложены основы, еще одного важного принципа советской психологии,

В организационном плане рефлексологический период характеризуется попыткой Бехтерева реально организационно воплотить идею комплекс­ности в форме создания Психоневрологического института, а затем — Института мозга и психической деятельности. В этих научных центрах были представлены практически все направления, исследующие психи­ческую жизнь на разных уровнях ее организации. Так, в составе Инсти­тута мозга работали следующие лаборатории: нормальной и патологи­ческой анатомии и гистологии мозга; биохимии и химии мозга; биолого-бактериологических исследований нервной системы; индивидуальной

16 Бехтерев В. М. Предмет н задачи общественной психологии // Вестн. знания. 1911. •№ 2. С, &

рефлексологии; коллективной рефлексологии и характерологии социаль­ных групп; экспериментальной психологии; экспериментальной педагоги­ки; школьной и умственной гигиены; детской психологии; психотерапии; внутренней секреции, евгеники и вырождения. Являясь мозговым цент­ром, институт был связан с другими учреждениями, входящими в Психо­неврологическую академию и возглавляемыми В. М. Бехтеревым: Па-тол ого-рефлексологический институт с психоневрологическим и нарколо­гическим отделениями и детской психиатрической клиникой при нем; Детский обследовательский институт по изучению трудных и одаренных детей; Центральная вспомогательная школа для дефективных детей; Институт морального воспитания для изучения форм моральной дефектив­ности и антисоциальных проявлений в детском возрасте; Отофонетический институт, разрабатывающий методы развития и исправления недостатков слуха, голоса, речи; Центральный институт для глухонемых; Педологи­ческий институт. Уже этого перечня достаточно, чтобы с полным осно­ванием утверждать, что Институт человека у нас реально существовал, и что накопленный в его стенах опыт организации комплексных систем­ных исследований личности требует самого серьезного осмысления.

Научная многогранность н разносторонность сочетались у Бехтерева с высочайшей научно-организационной и общественной активностью. Бехтерев был организатором ряда крупных научных учреждений и об­ществ, ответственным редактором многих журналов: «Неврологический вестник*, «Обозрение психиатрии, неврологии и экспериментальной пси­хологии* Ф кВестник психологии, криминальной антропологии и гипно­тизма» и др. Последовательный борец за интересы людей, совершенство­вание человека и общества, вобраплий в себя лучшие черты передовой рус­ской интеллигенции, Бехтерев решительно принял идеи революцииt отдал все свои силы созданию молодой советской науки, обеспечению ее успеш­ного развития и международного признания. Широко известны его при­зывы к русским ученым поддержать народную власть, его деятельность на посту депутата Ленсовета, его титаническая работа по оздоровлению и духовному совершенствованию русского общества. Отвергая понятие души в своей концепции, Бехтерев всегда апеллировал к ней на практике, сам являлся образцом высочайшей духовности. В статье Бессмертие с точки зрения науки* В, М. Бехтерев писал, что личности, которые «бо­рются за общее благо человечества, которые руководствуются идеями права и гуманности, должны быть признаны настоящими творцами ду­ховной общечеловеческой культуры и... имеют права и на вечное признание человечества, „ в смысле тех посевов, которые взрастут и останутся нав­сегда регулятором их творческой деятельности в духовной общечеловече­ской культуре..,» !6. Эти слова ученого имеют самое непосредственное отношение к нему самому, его вкладу в развитие нашей науки и ду­ховной культуры.

р р г

При подготовке книги для облегчения понимания современным читателем текста оригинала проведена необходимая орфографическая, а в отдельных случаях — стилистическая иранка в соответствии с нормами современного литературного языка, не изменяющая смысла идей и положений авторского текста. В переиздание не включено шесть рисунков из первого издания книги В. М> Бехтерева, которые имеют исключительно иллюстративный характер и не несут самостоятельной смысловой нагрузки. При подготов­ке к переизданию проведена значительная работа по уточнению библиог-

Бехтерев В. М. Бессмертие с точки зрения науки// Вести, знания. 1896. С. 24.

рафическогб аппарата книги; все дополнения и изменении в; описании библиографических ссылок в соответствии с существующими требованиями внесены в подстрочник оригинала, В ряде случаев, когда дополнительная проверка библиографии не могла быть проведена (в силу отсутствия источ­ников, их недоступности)т ссылки даны в том виде, в котором они приве­дены автором, что специально не оговаривается в тексте. По тексту ра­боты сделаны также необходимые объяснительные примечания»

Ответственные редакторы книги выражают благодарность за помощь в проведении библиографической, научно-технической работы по книге сотрудникам группы истории психологии Института психологии АН СССР М, А. Маныкнной, М. В. Муленковой, И. В» Павленко-

| Б. Ф. Ломов! В. А. Кольцова, Е. И. Степанова

КОММЕНТАРИИ И ПРИМЕЧАНИЯ

Труд В. М. Бехтерева «Объективная психология» впервые вышел тремя выпусками в 1907—1912 п\ отдельным изданием, одновременно он был опубликован в журнале «Вести, психологии, кримин. антропологии и гип­нотизма* в 1907—1910 гг. Переиздается впервые по тексту отдельного изда­ния. Работа отражает важный переломный этап в развитии творческой дея­тельности В. М. Бехтерева. К этому времени уже окончательно определи­лись новые научные ориентации ученого. Начинается его переход от экспе­риментального изучения психических явлений к построению нового уче­ния — рефлексологии. В книге обосновывается объективный подход к изу­чению психики через анализ ее внешних проявлений в связи с обуслов­ливающими ее раздражителями и деятельностью высших центров мозга, представлена широкая панорама развития психофизиологических знаний в русской и зарубежной психологии.

ОБОСНОВАНИЕ ОБЪЕКТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ

'• В, М. Бехтерев внес большой вклад в критику субъективно-идеалистических воззрений,

господствовавших в мировой психологической науке в конце XIX — начале XX в„ в обо­снован не н утверждение объективного подхода к исследованию психической деятельности. Само название создаваемого им нового направления психологии, первоначально опреде­ляемого как «объективная психология» (в более поздних работах — «рефлексология»), рассматривалось в качестве альтернативы субъективной психологии,

а* Взгляды В. М, Бехтерева на сознание характеризовались определенной динамикой* про­являющейся в переходе от понимания сознания в качестве предмета психологического изучения в дорефлексологическдй период его творчества до полного его исключения иа сферы научного исследования в рефлексологическом учении. На ранних этапах научной деятельности, характеризуя сознание» Бехтерев, во-первыхt вводит его в класс психиче­ских явлений; во-вторых, определяет соанание как «субъективную окраску» или «субъен-тивное состояние», сопровождающее течение многих психических процессов» т. е- подчер­кивает его принадлежность субъекту; в-третьих, в отличие от субъектнвно-ндеалнстнче-скнд направлений, исходящих иэ фее ом биологических представлений о сознании как о совокупности внутренних субъективных явлений, безотносительных к объекту! выводит сознание иа реальных актов жизнедеятельности человека, его взаимодействия с миром, вскрывает обусловленность сознания как характером воздействующих на человека раздра­жителей, так 9 физиологическими процессами в нервной системе, В советское психоло­гии соанание понимается как высшая форма психического отражения, свойственная человеку, подчеркивается его общественно-исторический характер,

а* В книге В* Джемса, на которую ссылается В* М< Бехтерев, автором криволапых слов является не Годл, в Георг Трумбул Ладд, психолог, философ, теолог.

'♦Книга В. Джемса (lames, Psychology: The textbook of psychology, N, Y., 1900) была задана в русском переводе — восемью изданиями (в 1896, 1898, 1901 т 1902, 1905, 1911, 1916, 1922 п\). См.: Джемс В* Психология; Учебник психологии, 1-й над. СПб., 1896, С, 5.

** Бехтерев имеет в виду трактовку предмета психолога и в субъективно-идеалистических течениях, считавших своей главной задачей научение * непосредственного опша», внут­реннего мира» субъекта вне его связи с материальной действительностью,

6* Согласно представлениям В, Вундта н его последователей, специально

самонаблюдение («аналитическая интроспекция*) рассматривалось в качестве основного и единственного научного метода в психологии, направленного еа непосредственное познан не субъектом своего внутреннего мира* Советская психология, отвергая трак­товку самонаблюдения как основного и самостоятельного метода исследования психи­ки, в то же время оценивает его как способ сбора эмпирических данных, касающихся пережевавши исследуемого субъекта, которые могут быть использованы ара соответ­ствующей научной обработке а интерпретации при изучения и объяснении психических феноменов в совокупности с другими методами.

т* С именем В. М. Бехтерева связано материалистическое понимание бессознательных явле­ний психики. Бессознательное, по Бехтереву, это те впечатления, которые либо не достиг­ли «сознательной сферы*т оставаясь за порогом сознания, либо находятся в его «темном поле», т, е. являются не осознаваемыми субъектом. Бехтерев отводил бессознательной сфере большую роль, связывай с нею процессы творчества, хранения в памяти значитель­ных запасов информации., узн&ванпя и т. д.; подчеркивал связь и взаимовлияние созна­ния и бессознательной сферы психики; рассматривал бессознательное в ковтексте раз­работки проблем внушения, гипноза.

8* Книга Т. Цигена (Ziehen Т. Leitfaden der physiologischen Psychologic) вышла в русском переводе под нааааинен «Физиологическая психология» тремя изданиями. Бехтерев ссылается на 2-е издание книги (Перевод с нем. Mh Милославского* СПб., 1896). В пре­дисловии к этому изданию книги Цнген указывает* что она явилась результатом чтения лекций по физиологической психологии в Йенскон университете. Т. Цнген подчерки­вает, что его. научная традиция отличается от «преобладающей в Германии» доктрины В, Вундта, согласно которой любой «труднообъяснимый психический процесс» обуслов­ливается апперцепцией. В качестве основной своей задачи автор стремился показать, что все психические явления имеют психофизиологическое объяснение, т. е+ связаны с парал­лельно существующими с ними материальными физиологическими процессами.

4* Там же* С* 5* {В цитате у Цигеиа выделены слова «все», «сознание», «только*, «по­стольку* , «поскольку*.)

10* Там же. С 6+

11 * Книга А. П. Нечаева «Очерк психологии для воспитателей я учителей» вышла в 2 частях (Ч- I. Процессы умствен ной жизни; Ч+ IL Процессы чувства и волн) в пяти изданиях. В. М, Бехтерев ссылается на второе издание ч. I книги (СПб., 1504), В цитате у Нечаева выделены слова «бессознательной душевной» и «бессознательной».

1Й* В советской психологии метод аналогии рассматривается как одни из приемов изучения развития психики в фнло- и онтогенезе. Он позволяет осуществлять перенос знаний об одном объекте на другой. Полученные на основе метода аналогий данные носят вероят­ностный характер и используются для построения гипотез, требующих дальнейшего уточнения и проверки. Принцип построения исследований по аналогии лежит в основе методов моделирования, широко используемых в настоящее время в современной психо­логии.

13* Книга IIL Рише (Richet) «Esaai de psychologic general» вышла в русском переводе («Опыт общей психологии») в трех изданиях в 1889, 1895 и 1903 гг. "Бехтерев ссылается на 1-е издание книги (М.т 1889 г., перевод с французского, редакция, примечания и предисловие П. Е. Астафьева).

и* Там же+ С, 8.

IS* У 8, Джемса {5-е изд. СПб.т 1905. С. 1) данная цитата дается в следующем виде: «В пред­лагаемом сочинении психологию должно налагать как естественную науку».» (далее по тексту),

|6* Под организмом Бехтерев понимал природное начало, целостное биологическое освова-ние жизнедеятельности человекат рассматривал его как один из основных факторов и условий психической деятельности. Тем самым он развивал антропологический подход в психологии. При изучении физической природы человека Бехтерев, являясь последова­тельным сторонником эволюционной теории, использовал методы сравнительного анализа разных уровней в биологическом развитии живой материи,

|7* Включение внешних реакций на те или иные воздействия и физиологических проявле­ний в сферу психологического исследования целесообразно постольку, поскольку это позволяет раскрыть материальные основы психических явлении и служит средством их объективного изучения. Вместе с теы отрыв внешних форн проявления психики от ее соб­ственно субъективного содержания, превращен не их изучения в самоцель, по сути, означает подмену самого предмета психологин и переход на физиологическую точку зре­ния. Указанная трансформация научных взглядов была характерна для творчества Бехте­рева.

'** Введение понятий «описательная» и «объяснительная психология* связано с именем В. Дильтея (Dilthey)t выступившего с проектом создания наряду с психологией, ориен­тированной на науки о природе («объяснительной») другого направления — «описатель­ной психологии*. Новое направление, цо его мнению, должно изучать нераздельные, внут­ренне связанные психические структуры, положив в основу своего развития в отлил не от эле иен тар истек иго подхода ндею целостности. Сознание рассматривалось Днльтеем как

результат культурно-исторического развития, внутреннего духовного начала, которое по Сути Своей не изучаемо* а постигаемо. «Природу ми объясняем, душевную жизнь мы по­стигаем*,— писал он в 4 Описательной психологии а (М>, 1924. С+ SO).

'** В докладе Т. Лнппса (Lipps) подчерк и вается, что психофизиолог должен как наблюдать и описывать душевные явл&ння, так и вскрывать их причинные связиt т. е. использовать методы как описательной, так и объяснительной психологии. Именно это положение доклада Липпса, отражающее роль психофизиологии в познании закономерностей психи­ческой деятельности, специально выделяется В. М. Бехтеревым.

20* В настоящее время общая психология, изучающая единые; закономерности психических явлений, рассматривается как сердцевина системы психологических дисциплин. Психика человеке детерминирована как социально, так и биологически. Поэтому определение общей психологии как *биопсихологии+ отражает биологнэаторскую ориентацию Бехте­рева в понимании природы психического.

2|* В. М. Бехтерев стоял у истоков отечественной патопсихологии. Ему принадлежало определение предмета и задач патопсихологии как одной из отраслей объективной психо­логии, направленное на научение «ненормальных проявлений в, «отклонений и видоизме­нений* психической сферы, Патопсихнческие явления развиваются, по мнению Бехтере­ва, по тем же законам и на основе тех же механизмов, которыми определяется нормаль­ное течение психических процессов, поэтому их изучение призвано полнее к глубже по­нять общие закономерности психической деятельности. В предисловии к книге Г. Штер-рннга «Патопсихология в применении к психологии* (СПб., 1003. С, 1) он писал: «... благодаря более выпуклой картине патологических проявлений душевной деятельно­сти, нередко соотношения между отдельными составными элементами сложных психиче­ских процессов выступаеот много ярче и рельефнее„ нежели в нормальном состоянии»,

*2* Подтверждением внимания, которое В. М. Бехтерев уделял изучению отклоняющегося поведения личности правонарушителя на основе методов объективной психологии, служит тот факт, что в созданном им Психоневрологическом институте был организован специаль­ный криминологический отдел, Бехтерев подчеркивал необходимость всестороннего нау­чения личности преступника — его геЕЕеалогнн, воспитания, а также той среды, в которой он жил и развивался. Для него характерно преувеличение роли соматнкн и наследствен­ности в объяснении причин противоправного поведения. Подробно об этом см,: Бехте­рев В. М. О& экспериментальном психологическом исследовании преступников // Обозр. психиатр,, неврол. и экслер. психол. 1902. ,№ 8. С. 568—670; Он э*е. Объектив но-психо­логический метод в применении к изучению преступности. СПб,. 1912* и др.

аз* Согласно сов ремегшому пониманию данной Бехтеревым характеристик и предметной обла­сти научной дисциплины речь идет не об исторической психологии, а об истории психо­логии, т, е. науке* изучающей становление и развитие психологического знания. В отли­чие от этого историческая психология — дисциплина, выделяющаяся fin стыке психологии и истории; ее задача — изучение обществен ио-исторн чес кой обусловленности развития психики и Сознаний,

24* Эксперимент в психологии — один из основных методов объективного исследования пси­хики. Он предполагает моделирование изучаемых психических явлений, их целенаправ­ленное воспроизведение в специально созданных для этого условиях и позволяет по­средством многократного варьирования независимых переменных точно измерять зависи­мые экспериментальные переменные. Эксперимент может проводиться как в лаборатор­ных, так и в естественных условиях,

as* Данное утверждение В. М- Бехтерева является чрезвычайно важным, так как оно под­черкивает место эксперимента в структуре психологической науки, неоправ данность выде­ления экспериментальной психологии в качестве отдельной научной дисциплины, опре­деляет критерии процесса внутрннаучной дифференциации. Актуальность данного поло­жения подтверждается тем* что и в настоящее время в некоторых случаях эксперимен­тальная психология понимается как отдельна» психологическая дисциплина.

26* Эмпирическая, или наблюдательная, психология — понятие, возникшее в XVIII в. (введе­но X. Вольфом). Целью ее считалось наблюдение за конкретными психическими прояв­лениями, фактами душевной жизни, их описание и систематизация. В качестве глав­ного метода психологического познания определялся индивидуальный опыт {внутренний и внешний). На основе эмпирической психологии происходило формирование как естест­веннонаучного, материалистического, так и идеалистического направлений психологии.

27• Согласно И. М. Сеченову психически* явления имеют начало и конец. «Начало их состоит для огромного большинства случаев всегда в более или менее легко определяемом влиянии и и вне ira так называемые чувствующие поверхности тела...» Конечным звеном полного психического (рефлекторного по своей природе) акта является движение: Сеченов И. М. Физиология нервной системы. СПб-, 1866. С. 3. Циген 1\ Укаа. соч+ С 17+ Там же,

эо* Там же.

3t* В данном положении, во-первых, утверждается идея детерминированности психики внеш­ним миром; во-вторых, пси кика определяется как реальный, объективный процесс; в-третьих, подчеркивается ее активная роль в жизнедеятельности организма.

3S* Теория психофизического параллелизма предателяет собой одну из попыток решения коренного гносеологического вопроса о связи психического и физического, психики и материи. Согласно ее положению психическое и физическое рассматриваются как два соответствующих, но не взаимодействующих друг с другом класса явлений* Дуалистнч-кая по своей природе данная теория не давала конструктивного понимания поставлен­ного ею вопроса и порождала кнк механисткческо-материалнстнческке его решения, Отвергающие самостоятельность психик и * так и различного рода крайние идеалистиче­ские течения, утверждающие доминирование н преобладание психического компонента-Своеобразной попыткой ответить на этот вопрос и преодолеть указанную дуалистичность идей психофизического параллелизма явилось содержащееся в работах В. М. Бехтерева утверждение о существовании единого нервно-психического механизма. Подтверждением правильности высказанной Бехтеревым мысли является сравнение взглядов на эксперимент, его роль и функции в психологическом исследовании сторон­ников объективного подхода к изучению психики в русской психологии (И. М. Сеченой, В, Мч Бехтерев, Н. Н. Ланге н др.)* представителей эмпирического направления (Г. И. Челпанов и др.) и учены х-идеа л истов (М, М. Троицкий, А, И, Введенский, М. И. Владислав лев н др+)< Если в конце XIX в. вопрос стоял о том, быть или не быть экс­перименту в психологии, то в начале XX в. он приобретает новое звучание — каким должен быть экспериментальный психологический метод. Поэтому постановка этого вопроса В. М. Бехтеревым имела принципиальный характер.







Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 803. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2022 год . (0.032 сек.) русская версия | украинская версия