Отдельные свойства, качества воспринимаемого объекта, т.е. отдельные компоненты комплексного раздражителя, действуют или одновременно, или последовательно. Иногда они действуют на один и тот же анализатор, например при зрительном восприятии формы и цвета предмета или при зрительном восприятии отдельных частей объёмного объекта. Не менее часто они действуют на разные анализаторы, например в процессе лепки скульптуры, когда происходит одновременное действие и зрительных и тактильных раздражителей. При последовательном действии компоненты комплексного раздражителя непосредственно сменяют друг друга или следуют с набольшими паузами друг за другом. В любом случае раздражитель выступает в едином комплексе всех своих сторон и качеств и воспринимается как единое целое.
Например, скульптура, изображая объекты действительности и преимущественно человека, воспроизводит изображаемое в трёхмерной, объёмной форме. Вот почему скульптор, создавая скульптуру, руководствуется прежде всего ощупывающими движениями руки, которые непосредственно воспроизводят рельеф изображаемой формы - её направление, изгибы, выступы, линии и другие особенности объёма. Как известно, большое значение для правдивой передачи изображения в скульптуре, для выразительности изображения имеет материал, из которого отливается, лепится или высекается то или иное скульптурное произведение. То есть, материал служит одним из тех средств, которые могут в большей или меньшей степени выражать содержание. И не случайно, скульптор, чтобы передать мягкость, доброту, душевность характера одного человека, выбирает соответствующий материал, материал, легко изображающий плавность, мягкость, текучесть поверхностей форм, линий; для передачи
твёрдости характера, силы, мужества - другой материал; для передачи других свойств характера - третий и т.д.
Например, картина А.Е. Архипова «Прачки». Темно. Даже нет. Не просто темно, а безлико. Преобладание серого цвета ясно даёт это понять. И уже не надо заострять внимание на сидящей прачке, которая, подперев голову рукой, думает о чём-то, на её грустном выражении лица. Все это есть. Но и одного взгляда достаточно, чтобы понять, какие эмоции хотел передать нам автор. Безысходная тоска. Достаточно этого и для того, чтобы понять: у него это получилось.