Формирование реципиентом цельного образа произведения.
Целостное восприятие действительности - основной принцип изобразительного искусства. «Увидеть явление в его целом, схватить и держать это целое в орбите непрестанного внимания, разрабатывая детали до их необходимого звучания в симфонии целого - и композиционного и колористического - это и есть основа основ искусства. Особое значение цельное видение приобретает в портрете, будет ли это быстрый этюд головы или длительный ряд сеансов - всё равно». Умение цельно видеть и выражать эту целостность в произведении — одна из основных и конечных целей в изобразительной деятельности. Целостность зрительного восприятия необходима для всякого реалистического изображения, начиная от минутного наброска с натуры и кончая законченным произведением — картиной, скульптурой и т.п. Обычно компоненты комплексного раздражителя так тесно взаимодействуют, что даже при восприятии только отдельных признаков или частей предмета возникает целый образ этого предмета. Зрительно воспринимая, например, бархат, мы отличаем не только его чёрный цвет, но и мягкость, хотя не дотрагиваемся до него рукой. Быстро и легко происходит ассоциация зрительных, двигательных и осязательных ощущений. Воспринимая форму объектов или их отдельных свойств поверхности - гладкость, шероховатость, матовость, полированность и т.п., мы замечаем такое тесное слияние данных ощущений, что невозможным получается разграничение их в едином комплексе ощущений. При передаче в изобразительном искусстве объектов действительности, наряду с другими руководствуются и этой закономерностью. Если, например, художник, изображая какой-нибудь конкретный предмет, наряду с правильной передачей в рисунке пространственного положения, конструкции, пропорций предмета не сумел передать материал, фактуру (плотность, гладкость, шероховатость и т.п.), то происходит нарушение ассоциаций разных ощущений. В результате не наблюдается целостности восприятия, т.е. изображение не даёт полного, цельного представления об изображаемом объекте. Например, картина И.Н Крамского «Неутешное горе». Чёрное платье. На нём в первую очередь останавливается взгляд. И сразу становится понятной ситуация. Уже нет необходимости видеть глаза женщины, платок в её руке. Цельный образ создался сразу. Она безутешна. И не важно, какая дорогая обстановка в комнате, какие на стенах картины и какой венок на столе. Это горе. Её образ — символ этого горя. Безмолвный укор судьбе. И возникающий вопрос: за что?
|