СИМВОЛ ВЕРЫ
После знакомства со зданием веры следует перейти к более детальному обсуждению его богатства. Оно содержится в так называемом Символе веры. Со времен апостолов Церковь старалась, чтобы подобно тому, как моральный закон, переданный на горе Синай, был записан в Декалоге, т.е. в десяти коротких предложениях, так же и закон веры был записан таким же образом. Такой синтез должен был представить наиважнейшие откровенные истины столь просто, чтобы они были доступны каждому верующему и чтобы они составляли Исповедание веры (Кредо) всей Церкви. Доработка такого Символа длилась почти четыре века. В наиболее важных церковных провинциях создавались разные редакции Символа. Все они являются записью веры первых веков, и ни один из этих Символов не потерял ничего из своего значения. Они относятся к Традиции и составляют необыкновенно ценную ее часть. В конце концов работа редакторов была закончена в 381 году и Символ был подписан епископами, которые собрались на Соборе в Константинополе. Этот Символ обладает необыкновенно важным экуменическим значением. Словами этого Символа Римская Церковь и Церкви Востока исповедуют свою веру в каждой воскресной Евхаристии. Катехизис Католической Церкви основанный на Апостольском Символе, который является самым старшим Символом обряда крещения Римской Церкви, называется даже «самым старым римским катехизисом». Это Исповедание веры мы произносим чаще всего как вечернюю молитву или в конце Розария. Известно, что его текст отличается в определенной мере от того Исповедания, которое мы произносим в воскресенье при алтаре. В нем содержится среди других статья о сошествии Христа в ад (преисподнюю), которой нет в Исповедании, доработанном на Соборе в Константинополе. Современный Катехизис, опирающийся на Апостольском Символе,принимает во внимание однако богатство Символа от 381 года. Название Апостольский Символ обращается к традиции, которая — принимая во внимание значение этого текста — оправила его появление в прекрасную легенду. Весь Символ записан в двенадцати статьях веры. Каждый из них приписан одному из Апостолов. По легенде они — перед тем, как разойтись по всему миру, чтобы гласить Евангелие — должны были записать Символ, который должен был служить для «измерения» правильности науки Апостолов. Таким образом он был нормой веры. Эта прекрасная легенда обладает еще дополнительным значением, ибо обращается неосредственно к науке Апостолов, через которых Бог передал Откровение. Со смертью последнего из них публичное Откровение было прервано до Конца Света. Первый раз с Символом веры человек встречается перед своим крещением. Его Исповедание является условием приступления к крещению. В нем выражена вера в Бога Отца и Сына и Святого Духа, вера в Христа и дело Его искупления, а также вера в Церковь. Поскольку Символ подается кандидатам к крещению и принимается Церковью в форме исповедания, в нем также выражается вера Церкви, которая хранит откровенную истину. Перед тем, как кандидат к крещению выразит Исповедание веры, он отрекается от злого духа, мира и греха. Следовательно он принимает два важных решения. Он оставляет мир, который живет по своим законам бренности, и переходит в мир веры. Следовательно можно сказать, что он решает поселиться в здании веры. Более того, через это Исповедание и через крещение он входит сразу же на самый высокий этаж этого здания. Здание веры становится его домом. Если нас крестят в детстве, то это решение за нас принимают родители. Но после осознания последствий собственного крещения следует добровольно пройти по всем закуткам здания веры, чтобы знать, каким является наше наследие. Таков также смысл обучения Закону Божьему, которое в рамках постоянного совершенствования своего призвания является обязанностью каждого верующего. Такое обучение является доказательством его заботы о возрастании собственной веры. Символ веры принадлежит к классическим текстам, которые католик должен знать наизусть и часто не только возносить его, но и задумываться над ним. Наряду с текстами Молитвы Господней, Радуйся Мария и Декалога, т.е. Десяти Заповедей, Символ веры является составной частью ежедневной молитвы верующего человека. Частое Исповедание веры должно быть на устах и в сердце особенно у тех, кто переживает кризис веры. Этот текст является молитвой преклонения перед Богом за благодать веры и за богатство Откровения. Молитва этими словами обладает силой очищения и усовершенствования веры.
|