НЕВЕРИЕ
Одного взгляда на все здание веры достаточно, чтобы убедиться, что совершенствование веры требует длительной работы. Ибо освоение каждого из шести этажей этого здания требует определенного времени. Прежде всего следует достаточно хорошо познать богатство, которое доступно человеку на каждом из этажей. Такую работу мы проведем в ближайшее время, переходя постепенно с этажа на этаж, все выше, задерживаясь несколько дольше при некоторых сокровищах, которые собраны на отдельных этажах. Ведь это должно быть здание нашей веры, а не просто эскиз на бумаге. Однако перед тем, как мы совершим это путешествие и попробуем сделать более подробную «инвентаризацию» здания нашей веры, следует еще на минуту задуматься над отсутствием веры, т.е. над неверием. Подобно тому, как не прост мир веры, также не прост мир неверия. Атеизм — это отвержение веры в существование Бога. Мы уже знаем, что такие люди почти что не встречаются. Атеист не переступает порога здания веры. Однако на каждом этаже появляется иной вид неверия. Кто-то верит в Бога, но не верит Богу. Другой верит в Христа, но не верит в Церковь. Третий верит в Церковь, но отрицает ее учение и тем самым не верит Церкви. Можно встретить людей, которые любят Церковь, но у которых серьезные трудности с доверием Богу на втором этаже здания веры и которые, совершая грех супружеской измены, отрицают неразрывность брака. Следует замечать не только сложность акта веры, но и сложность акта неверия. Это явление следует познать не для того, чтобы осуждать кого-либо, но для того, чтобы понимать состояние его духа, чтобы любить его несмотря на кризис его веры. Надо знать разные формы неверия, чтобы поставить правильный диагноз слабости веры своей собственной или других людей. Это неизбежно, если мы хотим совершенствовать веру и помочь открыть ее красоту и силу. Немного есть таких людей, которые обладают кристальной и сильной верой на всех шести этажах здания веры. Чаще всего люди доходят до этого идеала через много лет. Здесь необходима полная гармония веры с разумом, а она достигается верностью вере во всем вплоть до самых крохотных мелочей. Встреча с такими героями веры всегда является событием. Их вера опирается на зрелую личность, которая излучает силу и покой. Дозревание до веры является огромной тайной. Вот пример двух хороших приятелей. Один из них был художником, он окончил Академию Художеств, другой был автомехаником. Они очень нравились друг другу, а разногласия между ними происходили только тогда, когда они начинали разговор на религиозные темы. Художник считал себя атеистом, механик же был глубоко верующим католиком. В 1991 году во время каникул они ехали на автомобиле по Югославии, но на крутом повороте их автомобиль не удержался на шоссе, и они повисли над пропастью. Каждое их движение грозило, что автомобиль сорвется в пропасть. Им оставалось только ждать, что кто-то их заметит и вызовет помощь. Это ожидание длилось долгие часы. Механик взял четки и начал читать Розарий. Он судорожно стискивал в ладони крестик, зная, что их жизнь висит на волоске и целиком зависит от Божьего Провидения. Художник после того, как справился с шоком, сказал: «Ты держишься своего Христа, а мне что делать?» Его друг спокойно ответил: «Держись своего атеизма». Долгое время оба молчали, а потом художник печально сказал: «Но атеизм — это пустота, как можно держаться пустоты? Ты всегда находишься в лучшей ситуации, чем я.» «Это правда, — сказал приятель, — ибо вера лучше атеизма, она похожа на то, что ты хватаешься за руку Бога. Видишь, теперь не я держусь Христа, а Он держит меня и тебя над этой пропастью.» Иисус не только их держал, но и сделал так, что их заметили и спасли. Во время операции по их спасению автомобиль сорвался в пропасть. Через несколько лет механик рассказал мне об этом событии и спросил меня: «Чем является атеизм, который несмотря на все пережитое по-прежнему является «религией» моего приятеля? Ничего не изменилось кроме того, что мы уже никогда не говорим на тему веры.» Я ответил ему: «Вам остается молиться. Ваш приятель по-прежнему висит над пропастью и держится за Вашу руку, которая является продолжением руки Бога, в которого он не верит.» Верующий человек может понять неверущего, может понять того, кто переживает кризис веры. Человек же неверующий не может понять верующего. По мере открытия сокровища веры растет благодарность за этот великий дар, полученный от Бога, и за людей, которые укрепляли нашу веру. Растет также сознание ответственности за людей со слабой верой, чтобы по мере возможности помочь им заметить и принять это сокровище. Говоря о причинах неверия, наш Катехизис перечисляет среди прочих такие причины, как: · бунт против присутствия зла в мире, · отсутствие религиозных знаний или религиозное безразличие, · бренные заботы и богатства, · плохой пример верующих, · интеллектуальные течения, которые враждебны религии, · склонность грешного человека из-за страха укрываться перед Богом и убегать от Его призвания (ККК 29). Над этим текстом стоит как следует задуматься. Он очень помогает занять правильную позицию по отношению к людям неверующим и к тем, кто переживает кризис веры. Верующим же он помогает провести более точное испытание совести на тему своей веры. Во время острой борьбы веры с неверием такое испытание совести весьма необходимо.
|