ИМЕНА БОГА
Я есмь Сущий
Основной вопрос, который интересует верующего человека, звучит так: «Кем является Бог?» Известно, что Бог является самой большой из всех тайн. Одновременно из Откровения мы знаем, что Бог является тем, с кем можно говорить, более того Бог является тем, кто хочет говорить с человеком. Так было с первой встречи в раю. Первым человеком, который задал Богу вопрос: «Каково Твое имя?», был Моисей. Он сделал это у подножия горы Синай. И получил тогда таинственный ответ. Я есмь Сущий. Бог не открыл своей тайны. Он сказал только, что Он — вне времени и с временем не связан. Ибо во времени все изменяется. Что-то было, что-то есть, что-то будет или чего-то не будет. Бог же — Сущий. Независимо от того, в каком столетии будет задан вопрос: «Кем является Бог?» — всегда будет тот же самый ответ: Он есть Сущий. Следствием того, что тайну Бога лучше всего передает слово Сущий, является Его неизменность. Все поддается изменениям, но Бог — как Скала, как Твердыня. Это представляет собой опору для Его почитателей. Это дает уверенность и чувство безопасности. Все подведет, но Бог не подведет никогда. Время уничтожит все, но не коснется Бога. Иудеи в своей ежедневной молитве обращаются к Богу, обращаются к Его Имени, говоря: люби Сущего всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими. Так сформулированная заповедь любви приводит к тому, что человек живет в присутствии Бога. Где бы он ни был, в какую бы минуту это ни было, если он входит в контакт с Богом — с Сущим — он осознает Его присутствие. Это приводит к тому, что пропадает ощущение одиночества. Всегда, везде, в любой ситуации Бог находится с человеком.
Свят, Свят, Свят Второе имя Бога было передано пророку Исаии. В видении, которое имело место в иерусалимском храме, увидел он глазами сердца величие Бога, а вокруг Него Серафимов, повторяющих слово: Свят, Свят, Свят. Исаия тогда признал: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, — и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа. (Ис 6, 5). Что означают слово Свят, Свят, Свят? Оно зарезервировано для Бога и для того, что является исключительно собственностью Бога. Уже в книге Левит записано воззвание Бога, обращенное ко всему Израилю: святы будьте, ибо свят Я Господь, Бог ваш. (Лев 19, 2). Свят означает бесконечно совершенный. Призвание к святости является призванием к совершенству. Бог превосходит все меры. Мы живем в мире мер и поэтому даже не можем себе вообразить, как выглядит действительность, которая не имеет меры. Мы обладаем определенными шкалами, к которым мы привыкли. Среди них есть, например, шкала положительных и отрицательных температур, шкала скорости, мощности, времени, напряжения магнитного поля. Мы пользуемся шкалами здоровья, знания, доброты, красоты, справедливости и даже любви. Когда пророк Исаия говорил: горе мне! погиб я! Ибо (...) глаза мои видели славу Господа Саваофа, он открывает ту истину, что его сердце несовершенно, оно просто слишком мало, чтобы оно могло поместить в себя совершенство Бога. Оно лопнет, как шарик, надутый слишком большим количеством воздуха. Сердце человека слишком мало, чтобы оно могло поместить в себя реальность Бога. Бог находится вне всяких шкал, а вся действительность находится в Его руках. Бога нельзя охватить, Его нельзя себе вообразить, Его нельзя познать. Он вне шкалы нашего разума и вне шкалы нашего сердца. Из Откровения мы знаем, что в небе мы будем постепенно узнавать Бога и любить Его все более совершенно, но ни наше познание, ни любовь никогда не будут насыщены. Поскольку Бог столь совершенен, мы не в состоянии ни Его себе вообразить, ни тем более нарисовать Его портрет. Каждый портрет Бога был бы карикатурой. Поэтому первая заповедь Декалога, которая говорит, что Бог — Сущий, оговорена в Библии запретом создания портретов и скульптур Бога. Бога нельзя нарисовать. Все наши воображения о Боге в миллиарды раз более непохожи на Бога, чем похожи. Познавание Имен Бога призывает к неустанному благодарению за благодать веры, которая открывает нам глаза на Его тайну. Эта благодать позволяет нам также жить в Его присутствии. Поскольку Свят, Свят, Свят всегда и везде Сущий, то мы не только живем в присутствии Бога, но и грешим в Его присутствии. Следовательно надо взять ответственность за то оскорбление, которое кроется в нашем грехе. Бог всегда самый совершенный, а мы, всегда несовершенные, из-за греха становимся еще более несовершенными, тем самым утрудняя себе контакт с Ним.
|