ВЕРА ЦЕРКВИ
Вера в Церковь, т.е. вера в присутствие воскресшего Христа в созданной Им общине, имеет определенные последствия. Она дает возможность заметить присутствие Иисуса как в сакраментальных знаках, особенно в Евхаристии, так и в священниках, которых Он выбрал, чтобы они гласили Слово Божье, были ответственными за таинства и служили проводниками верующим. Заметить в священниках присутствие Иисуса, заботящегося о дальнейших деяниях своей Церкви, это значит услышать призыв войти на последний шестой этаж здания веры, т.е. довериться Церкви. Следует признать, что это особенно трудный шаг, поскольку опыт выдвигает на первый план людей, избранных правда самим Христом, но без какого бы то ни было логического ключа, который объяснил бы, почему именно они занимают эти должности в Церкви. Исходя из человеческого понимания, мы ждем ясно определенных требований, которым должны удовлетворять кандидаты в священники. Между тем Иисус призывает тех, кого Он хочет призвать, и часто этот Его выбор не только не соответствует нашим ожиданиям, но даже становится препятствием для нашей веры. Если бы Христос избирал в священники исключительно людей самых способных, самых мудрых, а самое главное действительно святых, вера Церкви была бы значительно более легкой и простой. При таком назначении на должности каждый, кто имел бы дело с Церковью, должен был бы признать ее исключительно высокий уровень. У других сообществ не было бы никаких шансов в конкуренции с Церковью. Такой высокий уровень церковных «кадров» свидетельствовал бы о Божественном происхождении Церкви. Таково наше человеческое мышление. Добавим, что это мышление в категориях успеха. Ибо мы считаем, что там, где присутствует Бог, там нет места на несовершенство и поражение. Между тем Евангелие является страшным поражением, посредством которого Христос выигрывает. Это поражение Его креста. Церковь, в которой Он присутствует на земле, идет дорогой Евангелия и так же терпит поражения, она слаба, но, благодаря присутствию Христа, она выигрывает посредством этой слабости. Так же, как трудно поверить в Христа и Христу, распятому на кресте, так же трудно поверить в Церковь и Церкви, когда мы замечаем ее слабости и поражения. Эти слабости и поражения лучше всего видны в жизни поставленных на всеобщее обозрение епископов и священников. Их слабости, и даже грехи — в значительной мере — отбирают силу у того Слова, которое они гласят. Все указывает на то, что Христос постановил проявить свою мощь, используя слабых слуг. Открыл это св. Павел в Послании к коринтянам: «Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное» (1 Кор 1, 27). Человеческая слабость «кадров» Церкви является своего рода тестом веры для тех, кто поверил Христу и ищет Его присутствия в Церкви. Церковь же сильна силой Христова Духа, а не силой организации, не гениальностью сотрудников и не материальным богатством. Поскольку Иисус постановил вести свою Церковь при посредстве избранных Его собственным решением Проводников, следует им довериться. Ибо Он дал им особенный дар, который необходим для ведения и учения. Этим даром является непогрешимость Папы Римского, т.е. епископа Рима, который учит в гармонии со всеми преемниками Апостолов. Эта непогрешимость символически показана в слове «скала», от которого Иисус произвел имя Симона. «Я говорю тебе: ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф 16, 18). Не трудно заметить, что человеку для жизни необходима уверенность. Она является существенным элементом чувства безопасности. Безопасность же необходима для жизни как хлеб, вода, воздух. Личное соотнесение с Богом и Христом связано с опасностью субъективизма, который никогда не дает уверенности. Христос хотел, чтобы Его ученики могли опираться на Скалу, т.е. чтобы у них была полная уверенность в пути, которым они идут, стараясь реализовать Евангелие. В мире можно встретить тысячи различных человеческих мнений и даже концепций жизни. Многие из них разработаны специалистами, которые пользуются огромным доверием у людей. Мы видим это чаще всего в области медицины, воспитания, экономики, юриспруденции. Одновременно мы познаем их слабости, иногда мы замечаем страшные последствия ошибок, которые ими совершаются. Следовательно, эти авторитеты ошибаются. Можно ли строить свою жизнь, опираясь на них? Церковь принимает во внимание человека, который живет сегодня, а также того, который родится завтра. В нашем поколении многие отвергают учение Церкви как далекое от жизни, как «косное», «отсталое». Время покажет, кто был прав: те, кто стоит на скале истины, т.е. Церковь, или те, кто ее критикует. В центре внимания Церкви находится человек и его благо. Церковь любит каждого человека: того, кто живет сегодня, и того, кто родится в 3000 году; зачатого и умирающего. В Церкви важно исключительно истинное благо человека. Эта забота требует у людей Церкви осторожного подхода ко всяким модным решениям типа: противозачаточные средства, аборты, эвтаназия, генетические манипуляции, разводы, сиротство и т.п. Наверняка некоторые требования Церкви трудно применять в своей жизни, но они всегда надежны, надежностью не человеческой, но Божьей. Заметивший эту истину человек призван довериться Церкви и войти на шестой этаж здания веры.
|