Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Игра как эмоциональный стимул в воспитании и гуманных отношений у младших школьников




Для воспитания гуманных отношений младших школьников необходимо специальное воздействие на их эмоциональную сферу. Эти функции выполняет педагогическое стимулирование ценностных эмоций, то есть эмоциональное стимулирование.

К стимулированию в психологии и педагогике, как к побуждению, толчку для активизации внутренних движущих сил развития личности, направленных на потребностно-мотивационную сферу, рассматривали западные психологи и социологи (М. Дауголлу, Д. Уотсон, С. Холлу, Д.Дьюи) в бихевиоризме; в период становления совецкой психолого-педагогической науки (П.П. Блонский, М.М. Пистрак). Затем понятие стимулирования применялось в рамках обучения в контексте проблемы активизации мыслительной деятельности школьников (Ш. И. Ганелин, Б. П. Есипов, Л.В. Занков, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, М. Н. Скаткин). В 60-70 годы появляется научная школа, созданная З.И. Равкиным, там разрабатываются теоретико-методологические аспекты педагогического стимулирования как самостоятельного научного направления. В его концепции выделяются стимулы, которые З.И. Равкин характеризует, как «проникнутые стержневой идеей и эмоционально насыщенные средства, целенаправленно вызывающие у учащихся потребность в определённом поведении и обусловливающее социально-ценностные мотивы такого поведения». Тут идея педагогического стимулирования включала в себя и процесс обучения, и процесс воспитания школьников.

В специальных исследованиях стимул называют факторами, средствами, побудителями. В педагогическом смысле термин «стимул» можно употреблять в значении «фактор» и «средство». Психологическая функция ассоциируется с побуждением к деятельности, основанной на подключении внутренних механизмов, потребностно-мотивационной сферы. Так как фактор (педагогический) – это любое педагогическое явление, ставшее движущей силой другого явления. Педагогический стимул является движущей силой внутренней активности личности, а, следовательно, фактором её развития. Средствами в педагогике принято называть всё то, что необходимо для достижения образовательных целей. Это широкое понятие, которое может быть применено и к педагогическим стимулам. Побудитель – внутреннее эмоционально-волевое состояние, опосредованное внешней причиной, то есть внешним стимулом в его педагогическом значении: внешнее стимулирование должно давать толчок, порождающий внутренне побуждение, эмоционально-волевую напряжённость, готовность личности к ценностной, развивающей деятельности.

Педагогическое стимулирование позволяет, опираясь на природу ученика, организовать процесс воспитательного воздействия таким образом, чтобы он органично проникал в структуру его мотивационно-потребностной сферы. Ученик оказывается в ситуации свободного выбора действий и поэтому с удовольствием включается в предложенную ему систему нравственных отношений, затрагивающих его глубинные интересы и стремления.

Педагогическое стимулирование представляет собой комплекс социальных, психологических путей и средств воздействия на личность с целью формирования готовности к саморазвитию, самосовершенствованию.

Современная концепция педагогического стимулирования опирается на достижения отечественной психологической мысли, в частности, на теории П.П. Блонского, Л.С. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна. В этих теориях заложены основы целостного учения о личности и закономерностях развития процесса стимулирования. Важны труды К.К. Платонова, Б. М. Теплова, Д Н. Узнадзе, П. М. Якобсона в свете идей теории деятельности, личностного подхода.

Так мы рассматриваем стимулирование в воспитательном процессе, где за основу берём стимулирование эмоций и чувств младших школьников, нам важно обратиться к эмоциональному стимулированию.

Деятельностно-ориентационный компонент – концепция эмоционально-ценностного стимулирования, разработанная М.Г. Яновской.

Эмоциональное стимулирование – это набор определённых педагогических средств, ориентированных на потребностно-мотивационную сферу школьников, вызывающих у них переживания, отношения или действия, адекватные нравственным ценностям (М.Г.Яновская, статья).

При эмоциональном стимулировании возникают переживания, связанные с пробуждением нравственных чувств; это пробуждение к активной творческой деятельности коллектива, группы, личности; это положительные эмоциональные состояния, связанные с воспитательным процессом, который становится деятельностно-творческим и личностно-значимым, а поэтому – воспитывающим. (М.Г Яновская)

В концепции выделяются эмоциональные стимулы, введённые в образовательный процесс в соответствии с педагогическим целеполаганием, которые должны быть, прежде всего, ценностными с точки зрения школьника. Эмоциональные стимулы побуждают мотив интереса. А если у ребёнка есть интерес, то пробуждается внутренняя активность, ведущая к достижению успешности.

Такими эмоциональными стимулами являются: проблемно-поисковый стимул, оценочно-рефлексивный, эмоционально-образный, соревнование и игра. Среди этих стимулов для младшего школьника самыми эффективными являются игра и эмоционально-образные стимулы, так как специфика работы с младшими школьниками в воспитании нравственных чувств заключается в том, что им легче воспринимать нравственные ценности в виде игры и таких видов искусства как литература, театр, кино, живопись, музыка, хореография.

Именно через игру, через образы, содержащиеся в искусстве, ребёнок может пережить, прочувствовать нравственные ценности, которые постепенно переходят, как утверждает Л.И. Божович, в «мотивационный строй его личности».

Специфика работы с младшими школьниками в воспитании гуманных отношений заключается в том, что им легче воспринимать нравственные ценности, ведущие к воспитанию гуманных отношений, в виде игры. Хотя игра есть основная деятельность дошкольного возраста, в младшем школьном возрасте остаётся всё же большая потребность в игре. В ней происходит развитие важнейших психических новообразований ребёнка: усвоение мотивов общественно значимой деятельности, развитие умственных действий с символами и значениями, становление элементов произвольного поведения, формирование воображения. В ролевой игре осуществляется ориентация детей в смыслах и мотивах деятельности взрослых и первичное овладение нравственными нормами. Игра – одно из важных средств умственного и нравственного воспитания детей.

Н. К. Крупская отмечала: «Игра есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребёнка, твёрже делается рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются у ребят организационные навыки.

Огромное значение игре, как воспитательному средству придавал А.С. Макаренко: “Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре”.

«Игра – важное средство развития и воспитания, средство живое, яркое, радостное» (От игры к самовосп.Шмаков, Безбородова)

Поэтому в работе мы за основной стимул в воспитании гуманных отношений у младших школьников берём игру, но не забываем о том, что все стимулы взаимосвязаны между собой, и поэтому игру мы рассматриваем в контексте взаимосвязи с другими стимулами.

В педагогической энциклопедии понятие игры характеризуется как «один из видов деятельности человека… исторически возникший вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними… Одно из средств физического, умственного и нравственного воспитания детей».

«Игра рассматривается в педагогике как метод, форма, средство повышения эффективности образовательного процесса… В каком бы статусе ни вводилась игра – формы, средства или метода, - она всегда выполняет стимулирующие функции: активизирует эмоциональную сферу, познавательный интерес, мыслительную, творческую деятельность».(Зел.кн М.Г)

Специфика игры как эмоционального стимула заключается в её подчинённости решению дидактической или воспитательной задачи в конкретной ситуации. Игра, как стимул вводится в другие виды деятельности – познавательную, художественную, организаторскую. Она становится эмоционально-насыщенным фрагментом, который формирует смыслообразующий мотив. Мысль-образ, мысль-действие усиливают восприятие, проблемное видение за счёт включения «аппарата эмоций» (Л.С. Выготский) Дидактические игры, безусловно, несут в себе стимулирующий характер, но так как мы берём игру в воспитательном процессе гуманных отношений, то во внимание берём педагогические творческие игры.

«Педагогические творческие игры – это созданные в воображении педагога игровые модификации, включённые в образовательный процесс с целью стимулирования познавательного интереса, творческой активности и самодеятельности школьников».(Зел.кн М.Г)

Рассматривая творческую игру, как стимул, в ней можно выделить свойства, которые влияют на эмоции ребёнка, тем самым активизирующие внутренний потенциал личности:

- действия в игровой ситуации, материализирующиеся через роль;

- переживаемые действия и отношения, которые актуализируют нравственные чувства;

- состояния эмоционально-волевых напряжений, основанных на синтезе удовольствия и преодоления;

- радость общения и сотворчества (М.Г. Яновская).

В таких играх происходит сочетание духовной напряжённости и эмоциональной раскрепощённости.

Такие игры снимают неприятные или запретные для личности школьника переживания. Играя, младшие школьники стремятся овладеть теми качествами личности, которые привлекают их в реальной жизни. Поэтому детям нравятся такие роли, которые связаны с проявлением мужества, смелости, благородства. В игре они начинают изображать и самих себя, стремясь при этом к позиции, которая не удаётся в действительности. Так, слабоуспевающий школьник берёт на себя роль хорошего ученика и в игровых, облегчённых по сравнению с реальными, условиях оказывается в силах выполнить её. Положительными результатами таких игр является то. Что ребёнок начинает предъявлять к себе требования, которые необходимы, чтобы стать хорошим учеником. Таким образом, игру можно рассматривать как способ самовоспитания. Благодаря тому, что у учащихся начальных классов есть потребность в игре, она может быть использована как эффективное средство воспитания.

Известный психолог Л.С. Выготский писал, что игра будит в ребенке сильные и яркие чувства. Но она уже учит не слепо следовать эмоциям, а согласовывать их с правилами игры и конечной целью.

Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, навыков коллективной жизни. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сделать каждого ребенка активным членом игрового коллектива, создать между детьми отношения, основанные на дружбе, справедливости, ответственности перед товарищами. [Радвил Г.И. Творческие игры детей 6-ти лет. - Орел: ОГУ, 1986.]

Дети играют потому, что это доставляет им удовольствие. Ни в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения, как в игре. Вот почему игра дисциплинирует детей, приучает их подчинять свои действия, чувства и мысли поставленной цели.

В каждом эмоциональном стимуле заложен творческий потенциал. Игра – это творчество, поэтому специфика игр с нравственной направленностью заключается в преобладании творческих ролевых игр, воспроизводящих в воображаемой ситуации характеристику поведения людей или проблемную ситуацию, предусматривающую выбор нравственного поступка.

В игре можно выделить следующие элементы: ролевые и сюжетные. Ролевые элементы игры – это привнесение ролевой позиции субъектов образовательного процесса, адекватной решению смысловых и эмоционально-ценностных педагогических задач. В воссоединении с проблемно-поисковым стимулом школьники, имеющие ролевые позиции активизируются, создают ситуации спора, обсуждения, возникает высокий интерес, творчество.

Сюжетные элементы игры, - это где подразумевается воображаемая ситуация, создаётся «фон», представляемые обстоятельства этой ситуации. Хорошо, если сюжетные элементы игры связать с музыкальными или изобразительными средствами, тогда будет более насыщенная, усиливающая эмоциональность воображаемая ситуация.

Педагогические творческие игры – это сложное, многогранное понятие, они применяются во многих сферах педагогической деятельности, поэтому мы берём игру в контексте эмоционально-ценностного наполнения воспитательного процесса. В эту группу мы можем отнести этические игры и человековедческие.

Суть этических ролевых игр, заключается в воспроизведении жизненных ситуаций, в которых заключена характеристика поведения или рассуждений персонажей, отражающая их нравственные ценности. Примерами этических игр могут послужить, соревновательные игры, этические турниры, этический КВН.

Суть человековедческих игр заключается в обращении к внутренним состояниям, переживаниям другого человека, в развитии эмоционального интеллекта. Примеры: цветовые ассоциации, портреты-характеристики.

Если смотреть на игру со стороны элементов и воспитания ею гуманных отношений, то целесообразно выделить сюжетно-ролевую игру.

Сюжетно-ролевая игра всегда отличается самобытной детской деятельностью, или, как принято говорить, формой детской самодеятельности. Сюжетно-ролевая игра может быть средством формирования у детей нравственных представлений вообще и гуманных чувств, в частности, поскольку дети воспроизводят в ней человеческие взаимоотношения.

Значение сюжетно-ролевой игры в формировании у детей гуманных чувств показывает: ни сам по себе сюжет, ни содержание игры не определяют проявления внимания и заботы, доброжелательности и эмоционального содействия другим. Сюжет может разворачиваться нейтрально, не затрагивая чувств детей. Игра выполняет функцию воспитания гуманных чувств, если стимулирует или побуждает соответствующее актуальное переживание.

Структура творческой сюжетно-ролевой игры, согласно Д.Б. Эльконину включает следующие взаимосвязанные элементы: роли, которые берут на себя дети; игровые действия, посредством которых эти роли реализуются; игровые употребления предметов. Кроме того, в игре выделяют реальные отношения между играющими, которыми, в отличие от ролевых, определяется избирательность по отношению к партнерам.

Центральный момент игры, объединяющий все ее компоненты - роль, принимаемая на себя ребенком. Не изменяя внешней стороны деятельности ребенка, она перестраивает его действия, придает им общественный смысл, оказывает на него всестороннее развивающее воздействие.

Определяющим фактором является не сама игра, а то или иное содержание. Содержание вводится в игру через ее роль. Роль предполагает определенную систему действий, осуществляемых в условной ситуации или в воображаемом плане, что и является характерным свойством сюжетно-ролевой игры.

По известному выражению Л.С. Выготского, игра есть арифметика социальных отношений. В ней практически моделируются отношения, в которые вступают люди при выполнении своих общественных функций. Игра для детей единственное доступное средство ориентации в мотивах и моральных правилах взрослых. Функции роли и развертывание сюжета диктуются игровыми правилами, этими неписаными законами и четко обозначенными предписаниями.

Ролевое поведение детей в игре, по утверждению Д.Б. Эльконина, является сложно организованным. В нем есть образец, который с одной стороны, ориентирует, а с другой - выступает эталоном для контроля. В нем есть выполнение действий по образцу и сравнение их с образцом, то есть контроль.

Лишь исполняя роль, ребёнок включается в систему общественных отношений, вступает как их носитель и творец.(педагогикаТрофимова.Нрав.ориентиры мл.шк)

Через определенный сюжет, содержание и роль в ходе игры можно формировать моральные и социальные чувства младших школьников. Необходимое условие - это моделирование взаимоотношений, в которых проявляются гуманные чувства. Роль игры в развитии чувств не исчерпывается игровыми отношениями. Реальные отношения между участниками совместной игровой деятельности также способствуют соподчинению и согласованию их действий, определяют подчинение их правилам. Поэтому насыщение отношений проявлением гуманных чувств, способствует воздействию на эмоциональную сферу ребенка.

Отличие ролевых и реальных отношений в сюжетно-ролевой игре, заключается в том, что ролевые отношения отражают уровень обобщенных представлений младших школьников о сфере нравственных отношений между людьми, а в отношениях по поводу игры проявляется уровень нравственной воспитанности детей. При определении путей воздействия на нравственное развитие младших школьников следует учитывать особенности поведения, связанные с выполнением нормы каждой из двух игровых планов.

 

На побуждение гуманных чувств в сюжетно-ролевой игре можно рассчитывать, запланировав их проявление в игре. Например, подобно тому, как продавцу предписывается быть вежливым с покупателями, медицинским работникам надлежит проявлять сочувствие и доброжелательность к больному. Но на содержании игры существенно не сказывается, вежлив ли продавец с покупателями или обходится сугубо деловым взаимодействием. Правила культурного поведения вводятся в педагогически направленной игровой деятельности в ролевые требования, как обязательный атрибут игры. Что касается гуманных проявлений, то их тоже можно ввести в игру как обязательный элемент, от которого будет напрямую зависеть протекание всей игры.

Ребенок должен знать, что по условиям игры ему положено быть гуманным, владеть определенным набором средств для выражения доброты, иметь внутреннюю готовность, стремиться к этому. Ведь если речь идет о чувствах, важно, чтобы в основе их проявлений лежало соответствующее переживание. Проектируя воздействие игры на воспитание гуманного отношения к окружающим людям не как частное проявление, а как свойство личности ребенка, приходится затрагивать более глубокие пласты его внутреннего мира - мотивационно-потребностную сферу, эмоции, само сознание.

Чтобы определить направление воспитательного влияния игры на гуманные проявления детей, нужно учитывать следующие три момента:

· Функции игры в воспитании гуманных чувств детей. Нужно определить, входит ли внутренний мир ребенка, благодаря соответствующим содержательным характеристикам или ролевым предписаниям в игру.

· Особенности гуманных проявлений детей в зависимости от их осведомленности о нравственных нормах и опыта реального поведения.

 

· Особенности гуманных чувств детей в зависимости от содержания, ролевой ситуации и сюжетных характеристик игры.

Во многом содержание и организация игр, преследующих воспитательные цели, зависит от самого педагога. Чтобы игра действительно служила педагогу как стимул для воспитания гуманных отношений младших школьников, изучение современной педагогической литературы об игре позволяет сформулировать следующие правила, которые педагог обязательно должен учитывать при организации детских игр:

1. Свободное и добровольное включение детей в игру: не навязывание игры, а вовлечение в нее детей.

2. Дети должны хорошо понимать смысл и содержание игры, ее правила, идею каждой игровой роли.

3. Смысл игровых действий должен совпадать со смыслом и содержанием поведения в реальных ситуациях с тем, чтобы основной смысл игровых действий переносился в реальную жизнедеятельность.

4. В игре дети должны руководствоваться принятыми в обществе нормами нравственности, основанными на гуманизме, общечеловеческих ценностях.

5. В игре не должно унижаться достоинство ее участников, в том числе и проигравших.

6. Игра должна положительно воздействовать на развитие эмоционально-волевой, интеллектуальной и рационально-физической сфер ее участников.

7. Игру нужно организовывать и направлять, при необходимости сдерживать, но не подавлять, обеспечивать каждому участнику возможность проявления инициативы.

8. В подростковых и особенно в старших классах необходимо побуждать учащихся к анализу проведенной игры, к сопоставлению имитации с соответствующей областью реального мира, оказывать помощь в установлении связи содержания игры с содержанием практической жизненной деятельности или с содержанием учебного курса. Результатом обсуждения игры может быть пересмотр ее содержания, правил и др.

9. Игры не должны быть излишне (откровенно) воспитательными и излишне дидактическими: их содержание не должно быть навязчиво назидательным и не должно содержать слишком много информации (дат, имен, правил, формул).

10. Не следует вовлекать детей в излишне азартные игры, в игры на деньги и вещи, в опасные для здоровья и жизни, в игры-сорняки (содержащие в своих правилах и действиях нарушения общепринятых норм морали).

Таким образом, можно сделать вывод, что правильно организованная игра является основным стимулом для развития гуманных отношений в младшем школьном возрасте, что особенно важно для дальнейшего становления личности ребёнка и благоприятных взаимоотношений с окружающим миром.

 

 







Дата добавления: 2015-09-04; просмотров: 2173. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!


Рекомендуемые страницы:


Studopedia.info - Студопедия - 2014-2021 год . (0.007 сек.) русская версия | украинская версия