Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Роль гуманных отношений в процессе воспитания у младших школьников




(Гуманные отношения – как основа нравственности)

В педагогике первооткрывателем того, что человек не средство, а цель воспитания был К.Д. Ушинский. Важная задача воспитания состоит в том, чтобы помочь человеку с ранних лет своей жизни прочувствовать, ощутить и принять в свой духовный мир личности богатый потенциал нравственной культуры. Настоящей, высокоразвитой личностью становиться тот человек, который вырастает не только в плане интеллектуальном и физическом, но и самым главным образом – в нравственном и духовном.

По словарю С.И. Ожегова духовность – свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными. То есть, здесь отражается внутренняя сторона личности, дух человека. А «дух», по толковому словарю, – это согласный союз нрава и ума, которые его образуют, это – ум и нравственность. Следовательно, «нравственность» - одна половина или одно из двух основных свойств духа человека. «Нравственный, противоположный телесному, плотскому; духовный, душевный» (толковый словарь Даля).

Таким образом, нравственность и духовность – взаимопроникающие, глубинно связанные понятия.

Рассмотрим определение понятия нравственность в разных аспектах.

В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова нравственность определяется как «внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек; этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами». Здесь следует обратить внимание на понятие мораль, в этом словаре оно рассматривается следующим образом: «Мораль – нравственные нормы отношений с людьми, а также сама нравственность». (С.И. Ожегов Сл.рус.яз, с.420)

В психолого-педагогическом словаре «нравственность (мораль) – совокупность норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе на основе общественного мнения, стимулирующих или тормозящих их поведение и деятельность».(П-п сл. В.А. Межериков, с.277)

Педагогический энциклопедический словарь трактует нравственность как термин, употребляющийся в качестве синонима термину мораль, реже – этика. Также понятие «этика» в греческом, «мораль» в латинском, русское слово «нравственность» этимологически трактуется как слово «нрав» и лексически закреплено в Словаре Академии Российской (1793). Концептуальные различия между понятиями морали и нрава проводил Гегель в «Философии права». Он понимал под моралью область мыслимого, субъективно-индивидуальной моральности, охватывающую сферу личности и частных взаимоотношений, субъективно мыслимого долженствования, идеала и критических умонастроений по отношению к социально-историческим явлениям. Понятию нравственность Гегель придавал более высокий смысл. Но на самом деле нравственность у него – это, во-первых, обычаи и нравы, в которых индивид не отличает себя как личность от стихийно формирующихся в обществе и усвоенных им стихийно привычных форм поведения, т. е. нечто исторически предшествующее собственно морали или же, поскольку обычаи сохраняют значение и в современном обществе, более простые формы регуляции поведения, чем мораль. Во-вторых, конкретные обязанности человека перед государством, семьёй, санкционируемые и регулируемые правом, что выходит за собственные рамки морали (пед.энц.сл.Б-Б, с. 171)

В философском словаре «мораль – нормы, принципы, правила поведения людей, а также само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений между людьми…» (крат.словарь по фил, с.191)

В «Словаре по этике» С.И. Кона «нравственность – понятие, являющееся синонимом морали (рус. вариант лат. термина «мораль» происходит от слова «нрав»)» (Кон С.И) Но автор пишет и о других подходах к этим определениям. Согласно одному из них мораль – это форма сознания, а нравственность – область практических поступков, обычаев, законов. Согласно другому подходу: мораль – это регуляция поведения строго фиксированных норм, внешнего психологического принуждения и контроля, групповых критериев, общественного мнения. Нравственность же тут представляется как сфера нравственной свободы личности, когда общественные и общечеловеческие требования совпадают с внутренними мотивами, область самодеятельности и творчества человека, внутреннего самопринуждения на основе личной сознательности, переходящего в склонность и спонтанное побуждение творить добро.

Таким образом, в многочисленных источниках понятие нравственность трактуется по-разному. С одной стороны нравственность – это синоним морали, то есть внешнее проявление поведения, подчинение нормам и правилам общественности, с другой – это внутренняя духовная характеристика личности. Мы будем рассматривать нравственность со второй позиции. В основе нравственности, которая «внутри человека» - отношения – оценка – переживание, всё это связано с эмоциями и чувствами. Рассматривая структуру нравственности, можно выделить в ней две стороны: теоретико-мировоззренческую (нравственное сознание) и практическую (моральное отношение) [сл.по фил.с.191] Оба выделенных аспекта включают в себя эмоциональный компонент. Эти аспекты не могут существовать без переживаний моральных норм, эмоционально-оценочных отношений. При таком подходе речь идёт уже о нравственных чувствах.

Чтобы точнее разобраться что такое «нравственные чувства», проведём анализ базового понятия «чувство». В современной психологической науке понятие «чувство» определяется как относительно устойчивое свойство личности, представляющее собой форму отражения реальных отношений субъекта, в связи с его потребностями и мотивами, к значимым для него объектам реальной действительности. Чувство проявляется как переживание (А.Г. Ковалев, К.К. Платонов, П.М. Якобсон).

В психологическом словаре чувство есть устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям действительности, отражающие значение этих явлений в связи с его потребностями и мотивами; высший продукт развития эмоциональных процессов в общественных условиях. Порождаемые миром объективных явлений, то есть имеющие строго причинно-обусловленную природу, чувства так или иначе субъективны, поскольку одни и те же явления для разных людей могут иметь различные значения [Межериков, словарь].

В педагогическом словаре чувства – это высшая форма эмоционального отношения человека к предметам и явлениям действительности, отличающаяся относительной устойчивостью, обобщённостью, соответствием потребностям и ценностям, сформированным в его личностном развитии. Чувства охватывают широкий спектр явлений, отличающихся по своей длительности и интенсивности, уровню, характеру и содержанию (от кратковременного аффекта до продолжительной страсти, от поверхностной эмоции до глубокого и устойчивого чувства).формирование устойчивых эмоциональных отношений – важное условие развития человека, как личности, главная цель и конечный продукт его воспитания. Само по себе знание мотивов и правил поведения недостаточно для того, чтобы человек ими руководствовался. Только став предметом устойчивых чувств, эти знания превращаются в реальные побуждения к деятельности. Чувства формируются по мере развития индивидуального сознания и усложнения отражаемых в них связей под влиянием воспитательных воздействий семьи, школы, общества. Предметами чувств становятся, прежде всего те явления и условия, от которых зависит развитие значимых для личности и поэтому воспринимаемых эмоционально событий. Воспитание чувств, предполагает открытие человеку причин непосредственно волнующих его событий, обобщение и направление на них его эмоционального опыта. Возникая как результат обобщения ситуативных эмоций, сформировавшиеся чувства становятся ведущими образованиями эмоциональной сферы человека. В процессе формирования личности чувства организуются в иерархическую систему, в которой одни чувства занимают ведущее положение, другие же остаются потенциальными, нереализуемыми тенденциями. Содержание доминирующих чувств определяет важную характеристику человека – направленность личности. (Бим Бад, пед словарь)

В философской, педагогической и психологической литературе не существует единой классификации чувств. Наиболее распространенная классификация данного понятия выделяет отдельные их подвиды в соответствии с конкретными областями деятельности и сферами социальных явлений, становящихся объектами чувств: моральные, эстетические, интеллектуальные, практические, родительские. По степени обобщённости конкретного содержания чувства подразделяются на конкретные (направленные к ребёнку, произведению искусства), обобщённые (к детям, музыке) и абстрактные ( чувство справедливости, радости).

Отсутствие единой универсальной и исчерпывающей классификации обосновывается большим разнообразием чувств и их исторической изменчивостью (В.К. Вилюанс).

Особенность чувства как формы отражения состоит в том, чтобы объекты и явления окружающего мира отражались не в виде понятий, а в виде переживаний, через призму личностных отношений к ним. Чувства образуются в результате обобщения конкретных переживаний, которые возникают под влиянием тех или иных раздражителей. Основными характеристиками чувств являются их эмоциональная окрашенность (положительные или отрицательные), полярность (в отношении того или иного предмета), сила (характеристика качества переживания), глубина (характеристика значимости чувства для личности) (П.М. Якобсон).

Понятие чувства рассматривается в этической литературе, там оно определяется как форма закрепления социального опыта в сознании человека.

То есть чувства, которые часто переживаются, осознаются человеком, со временем становится качествами личности. Чувство выступает как проявление качества, а качество – как устойчивое чувство. Таким образом, чтобы чувство стало устойчивым, оно должно пройти через неоднократное переживание.

Общим для всех чувств является то, что они всегда заключают в себе эмоции. Чувства и эмоции часто употребляются в одном сочетании, но это не одно и то же, последние входят в психологическую структуру чувств [Платонов с.221]. Эмоции являются первичными по отношению к чувствам. На разграничение данных понятий следует обратить внимание, так как без раскрытия соотношений чувств и эмоций нелегко понять развитие нравственных чувств в педагогическом процессе.

В психологической литературе эмоции – это конкретная форма протекания процесса переживания чувств (А.Г. Коновалов, Г.А. Фортунатов); психологическое отражение в форме переживания жизненного смысла явлений, которое обусловлено отношением их свойств к потребности субъекта. Эмоция определяется как психологическая форма осуществления потребности, выражающая её активную сторону (С.Л. Рубинштейн).

Эмоции могут вызываться ситуациями и сигналами, которые предшествуют прямым, вызывающим эмоцию воздействиям. Эмоции вызывают оценочное отношение к условиям, которые способствуют или препятствуют осуществлению деятельности. Это отношение представлено в качественных характеристиках – эмоциях положительных или отрицательных (Б.И. Додонов).

В этическом словаре С.И. Кона рассматривается социальное содержание эмоций и там они определяются как аффективная форма проявления моральных чувств. Если чувство представляет собой устойчивое субъективное отношение человека к чему-либо (любовь к родине, ненависть к врагу), то эмоции – это переживание того или иного чувства в определённый момент, в конкретной ситуации. (Кон,с.402)

Анализ понятий эмоций и чувств позволяет выделить общее в них – переживание, которое связано с потребностями и мотивами, личностным смыслом. Переживание – это и эмоциональное состояние личности, и психологический механизм эмоций и чувств. Когда наступает ситуация переживания (отношений, оценок) происходит эмоциональное реагирование и относительная устойчивость чувств как явления социально-личностного.

Следовательно, если вернуться к понятию нравственных чувств, зная, психологический механизм связи эмоций и чувств, то можно сказать, что развитие нравственных чувств должно строиться по схеме возникновения и развития любого чувства. А конкретно: проявление каких-либо эмоций по отношению к тому или иному объекту, развитие адекватного чувства по отношению к нему; чувство становится обобщённым, действительным, определяющим поведение и поступки. Чувства могут быть побудителями действий. Само появившееся переживание переходит в мотив поступка, человек стремится реализовать его. Так, чувства становятся началом, стимулирующим деятельность человека и поведение (П.М. Якобсон, А.Г. Ковалёв, И.С. Кон).

По мнению В.А. Сахарова «нравственные чувства – устойчивые переживания субъекта, выражающие его отношения к нормам морали, а также – к значимым для него объектам и явлениям окружающей действительности с точки зрения данных норм». (Сахаров В.А,с.31)

Нравственные чувства – эмоциональная сторона нравственной деятельности человека. Такие нравственные принципы и убеждения, как человечность, оптимизм, патриотизм усваиваются в сознании не только в рациональной, но и в эмоциональной форме, относятся не только к мировоззрению, но и к мироощущению человека. Также нравственные нормы, оценки, идеалы, понятия справедливости, добра и зла, имеющие рациональное содержание, усваиваются человеком и в эмоциональной форме. Всё, что составляет содержание нравственного самосознания человека, - долг, совесть, ответственность, достоинство – проявляется в переживаниях человека. Руководствуясь нравственными чувствами, человек реагирует на ситуацию непосредственно, на их основе действует сначала непроизвольно, затем актуализирует обобщённый прошлый опыт нравственного взаимодействия с людьми. Отношение человека к людям и самому себе находит воплощение в его переживаниях. (пед.и псих.Гаврилова7)

В психологической и этической литературе не встречается единой классификации нравственных чувств. По поводу этого вопроса мы считаем ценным материал, наработанный В.А. Сахаровым. В своём труде он представил следующий материал: к нравственным чувствам этики и психологии относят:

· чувство долга, товарищества, симпатии, антипатии, любовь, ненависть, сострадание, чувство патриотизма (К.К. Платонов);

· чувство справедливости, собственного достоинства, уважение, ревность, зависть, самолюбие, стыд, чувство чести, чувство хозяина (В.А. Блюмкин)

· гнев, гордость, зависть, любовь, ненависть, ревность, самолюбие, сочувствие, стыд, совесть, страх, сострадание, тщеславие, честолюбие, целомудрие (А.А. Гусейнов, О.Г. Дробницкий, И.С. Кон);

· совесть, дружба, чувство собственного достоинства, чувстово справедливости, родительскую любовь, гуманизм, коллетивизм (А.Г. Ковалёв);

· оптимизм, патриотизм (Г.П. Гаврилова);

· морально-политические чувства, к которым относится всё, что связано с эмоциональным отношением человека к Родине, государству, форме общественного устройства, социальным учреждениям (П.М. Якобсон);

· гуманные чувства: сочувствие, сострадание, доброта, отзывчивость, жалость, чуткость, справедливость, уважение, честность по отношению к другим людям (В.А. Блюмкин, Г.П. Гаврилова) [Сахаров, диссерт с.32]

Анализируя разнообразие нравственных чувств, нельзя сказать, что какие-то из них менее или более значимы для полноценного развития личности человека. Но важно учесть тот факт, что от взаимоотношений людей в обществе, в котором мы живём, зависит будущее: культура, история и жизнь нашей планеты. Следовательно, нужно в первую очередь обращать внимание на воспитание гуманных отношений детей, которые являются фундаментальными в развитии нравственных начал личности. Поэтому для нашей работы мы берём и рассматриваем одно из главных направлений нравственных чувств – гуманные, которые несут в себе основу гармоничных, адекватных и положительных отношений между людьми, иначе говоря, гуманных отношений.

Гуманность - (от лат. humanus - человечный) - человечность, человеколюбие, уважение к людям и их переживаниям; обусловленная нравственными нормами и ценностями система установок личности на социальные объекты (человека, группу, живое существо), которая представлена в сознании переживаниями сострадания и сорадования и реализуются в общении и деятельности в актах содействия, соучастия, помощи. Гуманность - одна из ведущих нравственных ценностей, которая должна формироваться у современного человека в процессе воспитания и обучения.

Гума́нность (лат. humanus — человечный) — человечность, человеколюбие. В общем смысле — система нравственных и социальных установок, предполагающая необходимость проявления сочувствия к людям и остальным живым существам, оказания помощи, непричинения страданий. В более узком смысле гуманность — противоположность жестокости, то есть стремление не причинять страданий человеку и остальным живым существам насколько это возможно.

По словарю Ожегова слово гуманный, обозначает направленный на благо других; человеколюбивый и отзывчивый.

Все перечисленные определения дают целостную картину того, что гуманность – это нравственное качество человека, воспитание которого формирует гуманные отношения к другим людям, что подразумевает человеколюбие. По этому поводу В.А. Сухомлинский в своей книге писал, что человек большой души прежде всего любит людей, и нужно организовывать работу со школьниками так, чтобы преобладающая часть усилий каждого воспитанника была направлена на заботу о других людях: о товарищах, о родителях, о всех тех, кто нуждается в помощи и поддержке. Нравственный опыт, приобретаемый в таких взаимоотношениях, является неисчерпаемым источником таких человеческих достоинств, как: бескорыстная доброта, сердечная, искренняя чуткость и отзывчивость. (Сух.Верьте в человека)

К перечисленным достоинствам можно дать определения и увеличить этот список. Все они помогают человеку создавать гуманные отношения, а следовательно быть в гармонии с собой и окружающими.

Сочувствие – отзывчивое отношение к чужому чувству, преимущ. горестному, сострадание. (Проявить сочувствие. Искать сочувствия у друзей. Сделать что-нибудь из сочувствия к кому или чему-ннибудь.)

Сочувствие – одобрительное отношение к чьему-нибудь начинанию, к чьим-нибудь мыслям и настроениям, признание и поддержка чего-нибудь, чувство солидарности с кем-либо. (Толковый словарь русского языка Д.Н. Ушакова)

Сострадание – чувство, возбуждаемое горем, несчастьем другого человека.

Отзывчивость – чувственное отношение к другим, готовность помочь.

Доброта – проявление дружеского расположения, участия, приязнь к окружающим людям.

Жалость – сострадательное отношение к милым, малым и больным (несчастным). Жалость – боль при виде несчастья другого и непреодолимое, до боли, желание помочь тому, кому плохо. Отношение с жалостью - отношение, как к милому, маленькому и больному. Жалость – это чувство, в основе которого лежит стремление помочь чужому горю, чужой беде.

Чуткость – уважительное отношение, забота о людях, внимательное отношение к нуждам и проблемам.

Честность – умение говорить правду, не лгать.

Милосердие – желание приносить пользу другим людям, не думая о вознаграждении, это добродетель сердца.

Обращение педагога к гуманным чувствам доброты, сочувствия, сострадания, милосердия, честности, чуткости, отзывчивости, жалости, дает информацию о нравственной зрелости воспитанника. Образовавшись, гуманное чувство не обособляется в структуре личности, а тесно связывается с другими гуманными чувствами, тем самым, создавая предпосылки для процесса их дальнейшего развития и укрепления в структуре личности.

Непрерывным воспитанием гуманных отношений занимается, несколько социальных институтов. Первыми являются родители, которые обязаны заложить основы физического, интеллектуального и нравственного воспитания ребенка. Эмоциональные контакты в семье дети нередко переносят как в настоящем, так и в будущем в социальные связи, выходящие за пределы круга семейных взаимоотношений. Из семьи ребёнок переносит тот тип общения с другими, каким пользуются в семье. Поэтому родителям важно проявлять любовь, уважение, доброту, как к ребёнку, так и в отношениях с друг другом и своими родителями. На следующих этапах развития ребенка семье помогает сеть дошкольных учреждений и школа, где продолжают закрепляться заложенные в семье добрые чувства, накапливается опыт поведения. Здесь важно как педагоги будут строить свою воспитательную работу, какие взаимоотношения они внесут в детский коллектив. Проблема воспитания гуманных отношений у подрастающего поколения решалась во все времена на теоретическом и практическом уровнях. Обратимся к истории.

Наиболее последовательно проблема воспитания гуманных отношений решается в христианстве, где основой учения стало противопоставление двух полюсов - добра и зла. Основными идеями христианства являются такие, как идея греховности, идея спасения и искушения, идея богочеловека-спасителя. Из первых идей греховности выросло, с одной стороны, учение о греховности как причине всех несчастий, обрушившихся на человечество, с другой - учение об избавлении, спасении. Иисус Христос принес себя в жертву ради спасения человечества. Эта добровольная жертва избавила человека от греха. Поэтому вера в Иисуса Христа, следование его учению - это путь личного спасения для каждого верующего. Эти положения способствовали образованию двух полюсов - добра и зла (в восточных религиях фактически нет противопоставления добра и зла, в исламе данная проблема только поставлена, а в христианстве она стала основой учения).

Мир многообразен, но в основе его лежат два принципа - добра и зла. В контексте сказанного понятно, что гуманизация выступает в качестве одного из направлений воспитания добра, а бездуховность - есть форма зла.

Религия по сути своей - есть сложная активная, действенная система воспитательного воздействия. Свод законов прост: будь милосердным, помогай ближнему, не завидуй, не гордись, не делай зла, не бери чужого, не раздражайся, - но в них огромный многовековой опыт поколений. Объединить же их можно одним мудрым изречением: не делай человеку то, чего себе не желаешь. Таким образом, гуманизм христианства несомненен: все люди - братья, они созданы одним Богом, и тот, кто приобщился к нему, уверовал в него, будет следовать его учению, где приоритет отдается добру, а не злу. Что выберет человек - дело его совести, однако, выбирая веру, любовь и добро, он приобщается к спасению, в противном случае его ждет наказание. Поэтому человек должен смириться, подавить свою гордость. Нравственным основанием такого поведения является любовь, прежде всего, к Богу, а через него - к другим людям и самому себе.

Многие века религиозное воспитание было единственной продуманной педагогической системой со всеми присущими ей признаками: целью, содержанием, средствами и методами, критериями и оценкой результатов, наставниками и воспитанниками.

В этом плане можно сказать, что формы религии отражают устоявшиеся, прошедшие проверку веками ответы на вопросы о человеческом существовании, приводящие к педагогически значимому результату. Впервые упоминание о гуманном качестве - человеколюбии мы находим в трудах китайского философа Конфуция, который признавал ценность гуманности и для общества, и для отдельного человека. Основными путями формирования гуманности являются забота о людях, родителях при большой требовательности к себе. Тем самым он положил начало гуманистической теории и сделал определенный вклад в разработку проблемы воспитания гуманности.

Важную, на наш взгляд, роль в развитии гуманности личности сыграл Платон (427-347 г. до н. э.), характеризуя нравственную личность с позиции так называемых добродетелей - мудрости, уверенности, мужества, справедливости. Правильным, по мнению Платона, является такое воспитание, которое основано на уважении к ребенку и способствует развитию его природных способностей. Воспитание начинается с раннего возраста, когда возникают и укрепляются гуманные чувства, которыми владеет взрослый человек в идеальном обществе. Высказанная Платоном педагогическая идея воспитывать ребенка путем игры, без принуждения, является актуальной и в наши дни. «Человек, желающий стать достойным в каком бы то ни было деле, должен с ранних лет упражняться, то забавляясь, то всерьез, во всем, что к этому относится. Например, кто хочет стать хорошим строителем, должен еще в играх возводить какие-то детские сооружения» [«Законы», 643].

Подобно Платону, Аристотель обосновал настоящую систему непрерывного воспитания, которая представляет процесс, затрагивающий все аспекты личности и длящийся всю жизнь. Основные направления воспитания выделяются в соответствии с природой человека и способствуют полноценному физическому, умственному и эстетическому развитию. Воспитание гуманности, по Аристотелю, не предполагает пассивного восприятия со стороны школьников, наоборот, существенное значение имеет опытное взаимодействие взрослых и детей.

Философы Древней Греции Платон и Аристотель раскрывали социально-теоретические аспекты воспитания гуманности у детей, подчеркивали необходимость организации воздействия взрослых на сознание, чувства, поведение детей, общения их между собой и со взрослыми в целях формирования личности. В средневековой этике природа человека греховна, низменна. Добродетельным является тот, кто отрекается от земных радостей и от себя самого, как особенного, единственного существа.

В европейской философии нового времени значимыми являются такие моральные чувства человека как сострадание, человеколюбие, терпение, благожелательность, симпатия, альтруизм (Д. Юм, А. Смит, Ж. Руссо, И. Кант, Л. Фейербах).

Нидерландский философ Б. Спиноза в своей работе «Этика» раскрывает новые аспекты в формировании гуманности. Он констатирует, что каждый человек в своём поведении руководствуется разнообразными телесными и духовными потребностями. «И, если в душе каждого человека взрастить любовь к ближнему, бескорыстную заботу о ближнем, сопереживание к нему, великодушие и благодарность друг к другу, то можно говорить о развитии гуманных чувств личности». Для развития названных потребностей важна способность человека «предчувствовать ту радость, которую он причиняет другим».

Следование сознанию долга перед людьми как ведущему мотиву гуманности прослеживается в трудах немецких философов Э. Канта, А. Дистервега. Э. Кант считал, что гуманизм есть «чувство блага, участливое отношение к людям и возможность общаться с ними, с тем, чтобы человечество таким путём превратилось в товарищество взаимосотрудничающих, взаимопонимающих людей».

Резюмируя вышеизложенное, мы видим, что в трудах философов подчёркнута объективная необходимость воспитания гуманности как наиболее ценного качества в гуманном обществе путём организации воздействия взрослых на сознание, поведение детей, общение их между собой и взрослыми.

Русские философы почти единодушно признавали высшим нравственным идеалом человека образ Иисуса Христа, его абсолютное служение людям, милосердие, любовь, сострадание, определяли в качестве первоочередной задачи воспитания развитие в человеке таких чувств как стыд, жалость, благоговение, из которых рождаются все человеческие добродетели.

Особенностью русской гуманистической философии является то, что особый интерес у русских мыслителей вызывал внутренний мир человека, его совестливость, сострадание, душа. Христианская идея на Руси признавала человека как ценность, созданного по образу и подобию божию.

В. Мономах, С. Полоцкий, И.И. Бецкой, П.Я.Чаадаев к духовным проявлениям человека относят прощение вины, молитву о ближних, доброжелательность, бесконечную любовь к себе подобным.

Представители русской философии "всеединства" (В.С.Соловьев, С.Н.Трубецкой, Е.Н.Трубецкой, С.Н.Булгаков, С.Л.Франк) источник совершенствования мира видели в единении истины, добра и красоты.

Воспитание гуманных отношений обеспечивается посредством реализации принципа природосообразности (К.А. Гельвеции, Д. Дидро, Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо), с опорой на личный опыт ученика (М. Монтессори, С. Френе, Д. Дьюи).

Анализ трудов русских педагогов позволяет констатировать важность воспитания таких качеств, как человечность, сопереживание, любовь (К. Н. Вентцель, П. Ф. Каптерев, Л. Н. Толстой, Д. И. Тихомиров, К. Д. Ушинский).

Л.Н. Толстой проблему жизнеустройства видел в необходимости каждого творить добро и любовь, единственной разумной деятельностью человека считал бескорыстную любовь.

Педагоги советского периода Е.В. Бондаревская, Д.И. Водзинский, О.С. Газман, А.В. Зосимовский, Т.Е. Конникова, И.С. Марьенко, А.В. Мудрик, Л.И. Новикова рассматривали проблемы воспитания гуманных отношений.

Новый вклад в теорию и практику воспитания гуманности личности внесли учителя-новаторы, работающие на основе идей педагогического сотрудничества (Ш.А. Амонашвили, И.П. Волков, Е.Н. Ильин, В.А. Караковский, С.Н. Лысенкова, В.Ф. Шаталов, Н.Е. Щypкoвa) и утверждающие личностно-ориентированный подход к формированию личности младшего школьника.

Противоречивые тенденции в развитии современного российского общества требуют переосмысления идей, заложенных в воспитательном процессе в советский период. Обновление воспитательного процесса в настоящее время ориентируется на такие традиционно русские качества, как гуманизм, духовность и нравственность. При анализе исторических источников мы учитывали, что вопросы воспитания гуманности относятся к числу вечных тем в религиозных концепциях, философии, педагогике.

На сегодня мы видим, что проблемы воспитания гуманных отношений подрастающего поколения остаются и требуют активной работы педагогов и родителей.

В рамках личностно-ориентированной модели педагогическое стимулирование воспитания гуманности личности получает общественную и личную значимость. Формирование гуманности происходит при взаимной активности всех субъектов педагогического процесса, где общение выведено на эмоционально-ценностный уровень, где организация совместной деятельности направлена на лучшее освоение ее содержания и получение личностно значимых результатов происходит в процессе взаимодействия. Особое влияние на воспитание гуманности оказывают господствующие в обществе социальные отношения, которые проявляются в уважительном отношении к культуре других народов и наций, активном и деятельном участии в судьбе другого человека, в сочувствии к ему, сопереживании, сострадании к чужой беде, побуждающие личность испытывать моральное удовлетворение от ценности своего поведения.

Становление гуманных отношений происходит в движении: от подражания к овладению поведением в обществе. Следовательно, важно направить в верную сторону и не упустить момент, где закладывается фундамент воспитания гуманных отношений, а таковым является – младший школьный возраст.

 







Дата добавления: 2015-09-04; просмотров: 732. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!


Рекомендуемые страницы:


Studopedia.info - Студопедия - 2014-2021 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия