Гиперреализм
Слово «гиперреализм» было придумано Isy Brachot в 1973 как французский синоним слова «фотореализм». «Гиперреализм» стал названием большого каталога и выставки в Брюсселе в том же 1973 году. На выставке преимущественно были представлены работы американских фотореалистов, но также были включены работы ряда значительных европейских художников, таких как: Гноли (Gnoli), Герхард Рихтер, Клафек (Klapheck) и Делкол (Delcol). Почти тридцать лет спустя термин стали использовать для определения творчества новой группы художников. Современный гиперреализм основывается на эстетических принципах фотореализма, но в отличие от последнего, не стремится буквально копировать повседневную реальность. Объекты и сцены в гиперреалистичной живописи детализированы, чтобы создать иллюзию реальности, но это не сюрреализм, так как изображенное вполне могло произойти. Корни гиперреализма можно найти в философии Жана Бодрийяра: «симуляция чего-то, что никогда в действительности не существовало». Гиперреалисты создают ложную реальность, убедительную иллюзию. Магистральным для гиперреализма является точное, бесстрастное, внеэмоциональное воспроизведение действительности, имитирующее специфику фотографии: принцип автоматизма визуальной фиксации, документализм. Гиперреализм акцентирует механический, “технологический” характер изображения, добиваясь впечатления гладкописи при помощи лессировки, аэрографии, эмульсионных покрытий; цвета, объемы, фактурность упрощаются. И хотя излюбленная проблематика Гиперреализма — реалии повседневной жизни, городская среда, реклама, макрофотографичический портрет “человека с улицы”, создается впечатление статичной, холодной, отстраненной, отчужденной от зрителя сверхреальности. Жан Бодриийяр так характеризировал философию гиперреалистичного направления: «это создание несуществующего посредством точного отображения реальных объектов».
Известные художники
Педро Кампус,
Готфрид Хельнвейн,
Герард Бурсма,
Омар Ортис,
Пол Кадден,
Том Мартина
Неоакадемизм – новое художественное направление, зародившееся в конце 1980-х годов в Петербурге, сразу привлекло повышенное внимание критиков. Еще в середине 1980-х годов, художники, впоследствии примкнувшие к новому течению, активно учатсвовали в андерграундных выставках, работали с оркестром "Популярная Механика", оформляли концерты группы "Кино" и участвовали в съемках фильма "АССА. Их объединяла вера в русский авангард, западный модернизм, они ждали перемен. Объединение получило тогда название Новой Академии Всяческих Искусств. Спустя несколько лет, когда рухнул железный занавес, художники, наконец, увидели современное западное искусство, но их постигло разочарование. Они ожидали встречи с Великой европейской культурой, но столкнулись с цинизмом и скукой. Тогда художники обратились к вечным ценностям классического искусства и в декабре 1989 года создали Новую Академию Изящных Искусств. Основателем и теоретиком стал Тимур Новиков. В состав академии также вошли Георгий Гурьянов – живописец и музыкант группы "Кино", Денис Егельский – художник и исследователь, Константин Гончаров – художник и дизайнер костюма, Виктор Тузов – художник-график и педагог. О Неоакадемизме впервые заговорили в 1991 г. после музейной выставки в Мраморном дворце, затем на выставке "Холодность и красота" в рамках фестиваля искусств в Хельсинки. Тогда же к неоакадемистам присоединились Белла Матвеева и Сергей Бугаев-Африка. Новое направление сразу же поддержали молодые художественные критики Екатерина Андреева, Олеся Туркина, Андрей Хлобыстин. В 1993 г. в Новую Академию пришли учиться поэты группы "Речники": Станислав Макаров, Егор Остров, Тимофей Абрамов, Роман Грузов, Денис Александров, к ним присоединилась будущая звезда немецкого искусства Юлия Страусова. В том же году с участием неоакадемистов начала снимать свой первый фильм молодая художница Ольга Тобрелутс. Новые академики стремятся возродить классические традиции живописи, графики, скульптуры, но вместе с этим они активно используют новые медиа – фото – и телекамеры, компьютеры, новейшие технологии. В традициях Неоакадемизма организация празднеств с выставками, концертами, поэтическими чтениями и костюмированными балами в лучших дворцах Петербурга. Неоакадемисты всегда уделяли серьезное внимание теории искусства, публиковали статьи и манифесты (журналы "Декоративное искусство", "Художественная Воля"), даже издавали монографии, где излагали основные положения своей художественной программы (книга Тимура Новикова "Новый Русский Классицизм", 1998 г.). Монографии и специальные исследования об этом явлении в искусстве выходили и зарубежом. К 1994 году неоклассические тенденции стали заметны не только в искусстве Петербурга, но и в работах многих западноевропейских и американских художников. Значительный отряд сторонников неоклассицизма сформировался в Москве. Работы неоакадемистов стали украшать обложки журналов, их идеи стали широко использоваться в рекламе, проникли в театр, кинематограф, литературу и моду. В 1997 году в среде неоакадемистов сформировалось движение "Новых серьезных". Эти молодые художники противопоставляли себя "шуточному" постмодернизму, цинизму и сарказму, разъедающим современную культуру. К "Новым серьезным" относятся петербуржцы Денис Егельский, Георгий Гурьянов, Андрей Попов, Егор Остров, Станислав Макаров, Константин Гончаров, Андрей Медведев, Ирена Куксенайте, москвичи Михаил Розанов, Наталья Жерновская, Алексей Беляев-Гинтов, Алексей Морозов, Андрей Молодкин, Иван и Егор Дмитриевы, Глеб Косоруков, Игорь Вишняков. "Новые серьезные" изучают классические языки, исследуют забытые технологии, в частности забытую технику бессеребряной фотопечати XIX века, открывают секреты старых мастеров, их можно встретить в библиотеке, музее, консерватории, архиве. С самого начала основной задачей деятельности Новой Академии было создание полноценного визуального произведения в противовес модернистской концептуальности, визуальности лишённой. Манифест Новикова: Европейцы! Красота, покинувшая искусство, живет в сердцах людей! Европейцы! Мы должны научиться писать прекрасные картины, И тогда мы будем достойны называться европейцами и в следующем тысячелетии! Биография Тимура Новикова:
Открывает у себя дома, в расселяющейся коммунальной квартире на ул. Воинова, 24, галерею «АССА», просуществовавшую до 1987 года. Вступает в Товарищество экспериментального изобразительного искусства (ТЭИИ), первый союз неофициальных художников Ленинграда, который организует свою первую выставку в квартире Н. Кононенко на Бронницкой ул. На первой официально разрешенной выставке ТЭИИ в ДК им. Кирова из-за разногласий по Создает группу «Новые художники» с участием Е. Козлова, И. Сотникова, К. Хазановича, О. 1982—1983 Начало работы с Сергеем Курехиным. Участвует в первом «Медицинском» концерте «Поп-механики» в музее-квартире Ф. М. Достоевского; в первом концерте для изобретенного им «утюгона» в Клубе-81.
|