Студопедия — ИСТОРИЯ 2 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ИСТОРИЯ 2 страница






1.1.2. Занятия, общественный строй, верования восточных славян

Период У1-1Х вв. — время, когда в среде восточнославянских племен начинаются процессы, приведшие к качественному скачку в развитии общества. К середине 1-го тыс. н.э. «селища» славян-земледельцев представляли собой патриархально-семейные общины численностью до 150-200 человек. Отдельные дома общинников окружали «площадь», на которой располагались мастерские и общинные хранилища зерна. Настоящей «научно-технической революцией» стало для древнего человека «открытие» технологии выплавки и обработки железа (древнейшие из­вестные в Центральной Европе железные изделия относятся к начету 1-го тыс. до н.э.). Железо, в отличие от меди, встречается в природе гораздо чаще (у нас в виде болотных руд), и произво­дительность железных орудий намного выше каменных и бронзовых; это позволяло активнее вырубать леса, отвоевывать землю под пашню.

После потрясений эпохи Великого переселения народов славяне принесли в лесную зону но­вый хозяйственный уклад, основанный на пашенном земледелии и широком распространении ржи. Переход с VIII в. к трехпольной системе земледелия (включающей в себя посев яровых, озимых и отдыхающий под паром клин) привел к выделению крестьянских семей, ведущих са­мостоятельное хозяйство. Такой переход от родовой к соседской общине делал крестьянина более независимым и мобильным, давал возможность отдельным семьям и группам семей выделиться и отправиться на освоение новых земель, что ускорило процесс их колонизации. Соседская об­щина на протяжении веков, конечно, менялась, но все же вплоть до XX в. являлась одним из основных институтов русского общества.

Вся жизнь земледельца протекала в рамках общины. Памятник древнерусского законодатель­ства Х1-ХП вв. — «Русская правда» — говорит о том, что община — «вервь» (позднее выступав­шая в документах под названием «мир») объединяла своих членов круговой порукой, выплачива­ла штрафы князю за преступления кого-либо из членов и несла ответственность за происшествия на своей земле. Каждый крестьянин имел право на надел пахотной земли, который можно было передать по наследству; угодья (выгоны, сенокосы, леса, воды) находились в общем и неразде­льном пользовании всей общины.

Крестьянская соседская община существовала и на Западе. Однако там экономическое раз­витие привело к раннему появлению товарного хозяйства и стимулировало утверждение частной собственности на землю, в результате чего община сохранялась как форма местного самоуправле­ния, но не регулировала повседневную экономическую жизнь крестьянина.

На востоке Европы условия жизни были иными. В ставшей историческим центром Россий­ского государства нечерноземной Северо-Восточной Руси рабочий сезон крестьянина был очень коротким — с мая по сентябрь (во Франции он продолжался в два раза дольше) и требовал в страду огромного напряжения сил всей семьи, включая женщин, стариков и 10-12-летних де­тей. При этом крестьянин успевал вспахать землю под озимые и яровые 2-3 раза, в то время как в западноевропейских странах поля обрабатывали по 4-6 раз. Кроме того, всего за один месяц нужно было заготовить сена для скотины на весь год, запасов часто не хватало, поэтому мало­рослых лошадей и коров приходилось кормить соломой. В итоге крестьянин успевал обработать 1,5-2 десятины (десятина примерно равна гектару) на мужскую «душу», а остальная земля ос­тавалась «в пусте». Бедные почвы и худшие климатические условия давали низкие урожаи — 4-5 центнеров с гектара (во Франции — в два раза выше). Обычным урожаем в Нечерноземье был «сам-два», «сам-три», хорошим считался «сам-четыре», т.е. около пяти центнеров с гектара (на

Западе — до «сам-десять»). Примерно каждый седьмой-восьмой год в средневековой Руси был не­урожайным. В таких условиях неустойчивость индивидуального хозяйства делали необходимым сохранение общины как регулятора производства и органа социальной поддержки своих членов.

Община выполняла важнейшие хозяйственные задачи: регулировала порядок пользова­ния землей, разрешала споры из-за межей (границ надельных полос) и занималась раскладкой повинностей между общинниками, т.е. определяла размер вклада каждого в выплатах князю и в расходах на общинные нужды. Решались эти вопросы на сходе, где собирались все женатые мужики — главы хозяйств. Сход избирал, обычно на год, общинные власти — старосту, сотс­ких и десятских; организовывал общие работы, распределял и собирал подати, разбирал споры и ссоры крестьян и наказывал провинившихся. Такая община оказалась поразительно устойчи­вой к внешним воздействиям и успешно сохраняла традиционный уклад жизни. Из поколения в поколение повторяющийся цикл крестьянских забот и довольно узкий кругозор (даже в XIX в. для многих русских крестьян поездка в город была событием) формировали определенный тип личности и ее духовный мир.

Крестьянин до тонкостей знал и понимал окружавшую его природу. Крестьяне создали свой народный календарь, обобщавший вековые наблюдения за природными явлениями и их связью с повседневными работами — севом, сенокосом, уборкой, созреванием овощей и злаков. В народ­ной медицине использовались десятки трав и растений и изготовленные на их основе снадобья.

Другим важным фактором распада родового общества стало появление начиная с VIII в. первых городских центров — протогородов, которыми становились и центры известных по лето­писям союзов племенных объединений или княжений полян, северян, кривичей, словен (Киев, Чернигов, Псков, Изборск, Полоцк), и поселения торгово-ремесленного характера на оживлен­ных торговых путях (Старая Ладога, Рюриково городище под Новгородом, Гнездово в 12 км от нынешнего Смоленска). Новым явлением стала концентрация в таких центрах ремесленных мастерских — кузнечных, ювелирных, косторезных, гончарных (в X в. появился гончарный круг), хозяева которых считались богатыми и уважаемыми людьми. К X в. такие центры превра­щаются в «нормальные» средневековые города с укрепленным «детинцем» (кремлем) в центре, окруженным торгово-ремесленным посадом.

В ходе славянского расселения была разрушена старая племенная структура: племенные ста­рейшины уступили место князьям, не связанным с родовыми традициями. Византийский историк VI в. Прокопий Кесарийский, упоминая о вторжениях в империю славян-язычников, живших «в народоправстве», сообщал о выделении славянской знати — «рексов» и «архонтов» — и о на­личии у славян рабов.

Вместе с князьями выделяются и профессиональные воины-дружинники, о чем свидетельству­ют их захоронения 1Х-Х вв. Ученый-географ и министр почт Арабского халифата Ибн-Хордад- бех рассказывал в своей «Книге путей и стран», как в IX в. из страны славян купцы — «русы» привозили в Константинополь на кораблях или морским же путем на южный берег Каспия, а далее караванами в столицу халифата Багдад ценные меха и мечи. Ученый-энциклопедист X в. Ибн-Рустэ знал о наличии у славян городов с искусными ремесленниками, знахарями-жрецами и о ежегодном сборе славянским князем дани с подданных. Историк X в. аль-Истахри выделил три центра «русов» во главе с «царями»: Куйяба (Киев), Славийа (новгородские словене) и зага­дочный город Арса. Так образовались крупные объединения («союзы племен», или «племенные княжения») полян, древлян, вятичей, словен, радимичей и другие, известные нам по «Повести временных лет».

Древние славяне были язычниками. Древнерусское язычество — это сложная система поя­вившихся в разные исторические эпохи мифологических и космологических представлений со своими магическими культами, сопровождавшими древних людей от рождения до смерти; тыся­челетние языческие верования в течение многих веков уживались с победившим христианством и в виде многочисленных пережитков дошли до нашего времени.

По сообщению «Слова об идолах» безымянного русского писателя XII в., древнейшие славян­ские культы представляли собой поклонение «упырям (вампирам) и берегиням» и, скорее всего, восходили ко временам каменного века с их представлениями о добрых и злых духах.

С переходом к земледелию появились аграрный календарь и культ земледельческих небесных божеств Рода и «рожаниц». Для периода VI—X вв. уже характерна развитая система космоло­гических представлений: Земля представлялась славянам неподвижной, вокруг нее вращались планеты и звезды, а Солнце ночью проплывало по предполагаемому подземному океану. Земным миром ведала богиня плодородия Мокошь, над ним существовали два неба — небесная твердь и «верхнее небо» с запасами дождевой воды.

К богам нужно было обращаться при помощи магических заклинаний, а просьбы сопровож­дать соответствующими обрядами и жертвоприношениями. Образовался устойчивый календарь аграрных, в своей основе языческих, молений и празднеств, которые уже «в рамках» христиан­ства дожили до наших дней. В новогодние святки устраивались маскарады «ряженых»; гадали о предстоящем годе (девушки — о замужестве); ко дню весеннего солнцестояния была приуро­чена масленица с ее проводами зимы и непременными обрядовыми блинами (символ солнца). Главным же летним событием был день Купалы — древний общеславянский праздник Русалий, день летнего солнцеворота, когда нужно было совершать моления о дожде, плодородии полей и разжигать костры по берегам рек с пением, плясками и «игрищами неподобными». Помимо особых праздничных молений, люди стремились всеми возможными способами оградить себя и свой дом от воздействия чужих, враждебных сил — упырей-вампиров и мертвецов — «навий». Для этого служили особые заговоры и специальные знаки, наносимые на жилище, утварь и одежду. Такими знаками служили изображения солнца и вспаханной земли под крышей русской избы, на наличниках окон, ковшах, прялках, вышитые фигуры языческих богинь на полотенцах, деревянные фигурки бородатых домовых-пращуров.

В эпоху славянского расселения и «предгосударственного» развития изменяется русская погре­бальная обрядность: захоронение урн с прахом сожженного покойника в деревянных избушках-до­мовинах (что отразилось в известном сказочном сюжете об «избушке на курьих ножках») сменяется погребением праха в курганах, а затем происходит еще один перелом в религиозном сознании — переход от сожжения тела к его захоронению в кургане с разведением ритуальных костров.

В У1-Х вв. возникали и крупные культовые центры — святилища. На обнаруженных ар­хеологами таких городищах (Богит и Звенигород на р. Збруч на Украине) имелись специаль­ные капища — вымощенные камнем площадки с фигурами идолов, где совершались моления и приносились жертвы. В жертвенных ямах находили кости животных, зерно, обычные предметы обихода: стеклянные браслеты (круг — символ солнца), металлические замки и ключи (симво­лы сохранности), ножи, косы, стрелы (для защиты от злых сил). Рядом с капищами находились большие общественные постройки, где выпекался культовый хлеб и проходили ритуальные пиры- братчины. Руководили такими культовыми центрами языческие жрецы — волхвы. Они разраба­тывали систему обрядов, тексты молений и их календарные сроки, знали лекарственные травы и организовывали многодневные общественные празднества.

Наконец, именно с языческой Русью связано также возникновение письменности. Сохрани­лось несколько свидетельств X в. (договоры с Византией 911 и 944 гг., данные арабского пу­тешественника Ибн-Фадлана и автора жития славянского просветителя Кирилла) о загадочных «русьскых письменах», о характере и происхождении которых до сих пор спорят ученые. Нет полной ясности и в вопросе о происхождении двух славянских алфавитов — кириллицы и гла­голицы (по-видимому, появление их связано с именами просветителей Кирилла и Мефодия); во всяком случае очевидно, что оба они использовались на Руси с конца IX — начала X в., попав сюда из Болгарии или из Чехии. Широкого распространения письменность, однако, не получила. Языческая культура Руси ориентировалась на устную традицию и была тесно связана с устным народным творчеством.

Устно передавались из поколения в поколение и произведения исторического эпоса — были­ны. Героями наиболее раннего былинного цикла стали пахарь Микула Селянинович и крестьянс­кий сын Илья Муромец, который, несмотря на свои обиды, служил великому князю Владимиру, положившему начало строительству оборонительных рубежей на южных границах

Таким образом, вторая половина 1-го тыс. н.э. — это время, когда внутреннее развитие восточ­нославянских племен привело к появлению первых городов и торговли, усложнению социальной структуры, образованию межплеменных союзов и первых политических центров, стремившихся объединить эти племена. Такое объединение и произошло в конце IX в.


1.2. Древнерусское государство (IX - первая половина XII в.)

1.2.1. Возникновение государственности у восточных славян. Дискуссия о происхождении Древнерусского государства

Исторические события, относящиеся к IX в., уже имеют конкретные даты, хотя стоит отме­тить, что они «расставлялись» в летописном тексте, создававшемся двести с лишним лет спус­тя — в начале XII в.

Первая из них — 838/839 г., когда в столице империи франков при дворе сына Карла Вели­кого Людовика, появились послы от правителя («кагана») народа «рос», перед этим побывавшие в Константинополе. Можно предполагать, что этот «каган» — не известный нам по имени прави­тель одного из первых славянских предгосударственных образований на берегах Днепра. С этими сведениями из западноевропейской хроники можно сопоставить и византийские известия о появ­лении в 860 г. войска «росов» под стенами Константинополя.

На юге, в Поднепровье, правящая элита одной из таких догосударственных общностей — по­лян стремилась подчинить другие племенные союзы. На севере же в IX в. события развивались по-другому. Вторая дата — известный по «Повести временных лет» 862 год, под которым помещен рассказ о «призвании варягов»: славяне и их соседи «изгнаша варяги за море, и не даша им дани, и почаша сами в собе володети, и не бе в них правды, и вста род на род, и быша в них усобице, и воевати почаша сами на ся. И реша сами в себе: "Поищем собе князя, иже бы вол о дел нами и судил по праву". И идоша за море к варягом, к руси... Реша русь, чюдь, словени и кривичи и вси: "Земля наша велика и обил на, а наряда в ней нет. Да пойдете княжити и володети нами". И избраша 3 братья с роды своими, пояша по себе всю русь, и придоша; старейший, Рюрик, седе Новегороде, а другий, Синеус, на Белеозере, а третий Изборсте, Трувор. И от тех варяг прозвася Руская земля».

Двести лет этот текст служил полем идеологических битв. Во времена Ломоносова вопрос о том, мог или нет заезжий «немец» основать Российское государство, вызывал совсем не академи­ческие споры. Но уже в XIX в. ученым стало ясно, что образование государства — это результат внутреннего развития самого общества. Вопрос о национальности Рюрика стал второстепенным, однако был поднят в советское время в условиях «холодной войны»; к тому же в картине появ­ления государства как продукта классовой борьбы не оставалось места для иноземцев-варягов, соперничества племенных центров, военных и торговых экспедиций.

Ученые ХУШ-Х1Х вв. не сомневались в достоверности самого рассказа. Только исследования его текста в конце XIX в. показали, что «Сказание о призвании варягов» — не современная собы­тию запись летописца, а сделанная спустя 250 лет вставка в летописный свод, и авторы рассказа по-своему осмысливали и перерабатывали дошедшие до них предания.

В Западной Европе морские походы викингов (воинов, ушедших в морской поход за добычей) приводили в 1Х-Х вв. к заселению или захвату обширных земель в Восточной Англии и Франции. На Руси скандинавские воины-купцы появились уже в середине VIII в., о чем свидетельствуют ар­хеологические раскопки в Старой Ладоге. Она была основана славянами в 753 г. и стала древней­шим городом Восточной Европы — центром международной торговли. Сюда, в Ладогу, и прибыл из-за моря Рюрик, а князь-воин Олег построил здесь первую на Руси каменную крепость.

Раздоры между словенами, кривичами и чудью привели к призванию князя со стороны (воз­можно, им был известный по западным хроникам Рерик Ютландский — князь-воин из датского королевского рода) по «ряду» — договору. Роль варягов в нашей истории фактом «призвания» не исчерпывается. Скандинавские воины-купцы появились на севере Руси в середине VIII в., о чем свидетельствуют археологические раскопки в Старой Ладоге, под Ярославлем. Во второй половине IX в. варяжские воины жили на Рюриковом городище под Новгородом. Однако это не привело ни к скандинавской колонизации этих земель, ни — тем более — к завоеванию новых.

Отличные мореходы и торговцы, прошедшие на своих кораблях (драккарах) северное побе­режье Европы, Средиземноморье и даже добравшиеся до далекой Америки, скандинавы и на востоке Европы освоили в 1Х-Х вв. великие водные пути — Днепр и Волгу. Тем самым была создана единая система коммуникаций, связавшая молодые «варварские» государства Северной и Восточной Европы со странами Ближнего и Среднего Востока.

На Восток вывозились меха и моржовая кость, мед и воск, франкские мечи и рабы — язычни­ки и христиане; на Север — драгоценные металлы, пряности, металлическая и стеклянная посу­да, парча и шелк. Изучение кладов, обнаруженных вдоль этих путей и в древнейших городских центрах Руси, показало, что арабские монеты-дирхемы были положены в основу первой русской денежной системы: 25 дирхемов — «кун» составляли «гривну кун». Создание сети коммуника­ций и приток «валюты» послужили стимулом для роста на этих путях городов и установления связей между ними. Восточное серебро шло на вооружение княжеских дружин; строительство новых городов, крепостей и усадеб вызвало подъем городского ремесла.

Третья дата — 882 год, под которым летописный рассказ сообщает, как преемник Рюрика князь Олег объединил под своей властью Северную и Южную Русь с Киевом и стал контролиро­вать путь «из варяг в греки». Олег первым из русских князей начал «ставить города» — опорные пункты на подвластной территории и «уставлять дани» славянским племенным княжествам: сло- венам, кривичам, древлянам, северянам, радимичам. В итоге образовался военно-политический союз; его объединенное войско совершило успешный поход на Византию в 907 г., результатом которого стало дипломатическое «признание» и появление первого международного документа Руси — договора с греками. В этом же документе упоминаются и нормы русского обычного пра­ва — «закона русского», вошедшие позднее в «Русскую Правду».

Споры вызывает происхождение этнонима «Русь». Существует несколько гипотез происхож­дения этого наименования. Одна из них связывает «русь» с финно-угорским названием сосе­дей — шведов и норвежцев («гио1зЬ>), восходящим, в свою очередь, к древнескандинавскому значению «го1Ьв» (т.е. «гребцы»). Другие считают, что под именем «рос» выступает древней­шее славянское раннегосударственное образование У1-УП вв. вокруг Киева, и привязывают его к названию правого притока Днепра — реки Рось. Третьи обращают внимание на упоминание в византийских хрониках «скифского народа Рос» и на древнюю топонимику Приазовья и Кры­ма, где известны названия с корнем «рос».

В настоящее время наиболее перспективной представляется точка зрения, согласно которой «русь» не является названием какого-либо народа — это понятие не этническое, а социальное. Этим словом называли на севере «находников» — варяжских князей — «конунгов» и их разно­племенных воинов — гребцов. Договоры с греками запечатлели славянские, скандинавские и кельтские имена бояр из окружения первых варяжских князей. Именно в таком смысле данное понятие и пришло к славянам, обозначая интернациональную среду слуг и дружинников первых князей, а уже позднее название «Русь» распространилось на подвластные князьям и их дружине земли: «От тех варяг прозвася Руская земля». В 944 г. уже все войско князя Игоря в новом по­ходе на Византию именовалось «русью», и договор с греками заключили послы «от всех людий Руския земля».

1.2.2. Князья и дружина. Вечевые порядки

Отсутствие границ, путей сообщения и органов управления делало затруднительным конт­роль над далекими от Киева землями. Выходом стало «полюдье» — объезд князем и дружиной подвластной территории с глубокой осени до ранней весны. Полюдье — это не только сбор да­ни-налога, но и способ управления страной при отсутствии государственного аппарата: во время объезда князь вершил суд, улаживал пограничные споры. Однако в 945 г. произвольный сбор дани в древлянской земле закончился убийством князя Игоря. Из летописного рассказа следует, что у древлян была своя столица Искоростень и князь Мал со своими «мужами». Таким образом, под властью киевского князя оставались местные племенные союзы, с которыми он должен был считаться: договоры с греками X в. заключались Олегом и Игорем от имени «великих и светлых князей», возглавлявших союзы племенных княжений. Поэтому княгиня Ольга, победив древ­лян, провела первую в нашей истории налоговую реформу: утвердила точный размер платежей

Киеву — «уставы и уроки» — и создала систему административных центров — «погостов», где останавливались князья и их «мужи» для суда и сбора дани.

Весной князь с собранной данью возвращался в Киев. Летом предназначенную на продажу часть дани вместе с другими товарами грузили на суда и отправляли вниз по Днепру — «пути из варяг в греки» — в столицу Византийской империи Константинополь. Не случайно в дошедших до нашего времени договорах Руси с Византией 907-911 и 944 гг. большая часть статей посвяще­на правовому регулированию торговли русских купцов в империи.

Новый этап развития древнерусской государственности пришелся на время правления Влади­мира Святославича (980-1015 гг.) и Ярослава Мудрого (1019-1054 гг.) — эпоху, когда держава Рюриковичей переживала наивысший подъем. При Владимире впервые начинается чеканка собс­твенной монеты — «златников» и «сребреников». На рубеже Х-Х1 вв. Владимир ликвидировал племенные княжения. Вместо них стали появляться новые княжеские «грады» (Смоленск, Туров, Владимир-Волынский, Белгород, Рязань), куда князь в качестве наместников стал сажать по «во­лостям» своих детей; так, Ярослав, позднее получивший прозвище Мудрый, отправился сначала в Ростов и основал там, на северо-восточной окраине Руси, город Ярославль, а затем по велению отца был перемещен в Новгород.

Князь Владимир приступил к созданию общегосударственной системы обороны пограничных со степью областей. О существовании этой грандиозной оборонительной системы говорят так на­зываемые «Змиевые валы» — частично сохранившиеся на Украине до нашего времени многоки­лометровые земляные сооружения. Сохранились также десятки городищ-крепостей вокруг Киева и ниже его по притокам Днепра с обеих сторон — Суле, Стугне, Трубежу.

Русь X — начала XII в. была близка по типу развития к другим молодым государствам Вос­точной и Северной Европы — Норвегии, Швеции, Польше, Чехии, Венгрии. От стран Западной Европы она отличалась прежде всего отсутствием частной феодальной собственности на землю и преобладанием централизованной эксплуатации крестьян-общинников дружинной знатью во главе с князем.

Дружина была главным органом власти, с ней князья отправлялись в «полюдье». Княжеские «бояре» и «отроки» исполняли судебные и административные функции и получали за это часть дани, пошлин и военной добычи; население должно было кормить их во время исполнения ими служебных обязанностей в качестве судей и приставов. В Х-ХИ вв. боярином мог стать и умелый воин, и «попов внук», и даже выходец «из племени смердья».

В новых городах и замках князь оставлял свои гарнизоны с наместниками — «посадниками»; туда стекались дани, треть которых шла в пользу наместника и его воинов; здесь вершился суд. Ок­рестное население было обязано не только платить дань, но и выполнять «службы» — повинности: строить крепости, поставлять продовольствие, пасти княжеские табуны, ловить рыбу на княжес­кий обиход и т.д. В литературе можно встретить характеристику такого типа государства как «дружинного», а отношения власти и подданных — как «служебную организацию общества».

При этом власть еще не окончательно «оторвалась» от народа. Одним из обычаев, освященных столетиями, были воспетые в преданиях пиры князя Владимира.В эпоху становления государс­твенности на таких застольях проводились совещания князя со своей дружиной и «множеством народа»: обсуждались вопросы войны и мира, сбора дани с подвластных земель, принимались послы; былинные богатыри на пиру вызывались «на службу дальнюю». В торжественной обста­новке князь вершил суд, награждал отличившихся, наделял обездоленных, т.е. непосредственно общался с подданными и должным образом реагировал на общественные настроения.

Загадочным институтом древнерусской государственности остается вече, о котором за столе­тие (997-1097 гг.) имеются лишь шесть туманных упоминаний в летописи: «...поведаша на вечи. И реша людье» или «...створиша вече». Можно предположить, что это явление за несколько сто­летий пережило трансформацию: из архаического высшего органа племенного народного самоуп­равления оно превратилось в XII—XIII вв. в городской представительный орган. Вече играло (осо­бенно во время острых социально-политических конфликтов) важную роль: проводило денежные сборы, решало вопросы.обороны, приглашало князей, однако его социальный состав не поддается точному определению. При этом вече проявляло себя преимущественно в критических ситуациях;

оно могло судить и карать княжеских слуг, но не подменяло собой княжеской власти и нигде, за исключением Новгорода и Пскова, не переросло в постоянный и систематически организованный правительственный институт.

Сама же Русь рассматривалась как коллективная собственность княжеского рода, каждый из представителей которого имел право на свою долю власти и доходов. На практике это выражалось в том, что киевские князья Святослав Игоревич (945-972 гг.), Владимир и Ярослав Мудрый обя­зательно выделяли «города» своим детям, т.е. делили территорию Руси на «сферы влияния» на условиях передачи в Киев части дани с этих земель. При этом княжичи сохраняли наследственное право власти, и в случае смерти кого-либо из них остальные перемещались, занимая все более престижные княжения.

После смерти Ярослава Мудрого его наследники — старшие Ярославичи Изяслав, Святослав и Всеволод первое время жили дружно. В 1068 г. они вместе воевали с половцами, а в 1071 г. устраивали перенесение мощей Бориса и Глеба и провозглашение их первыми святыми русской церкви. Однако в 1073 г. Святослав и Всеволод выступили против старшего брата, киевского князя Изяслава. Изяслав тщетно просил поддержки у польского короля Болеслава; затем искал защиты у германского императора Генриха IV и отправил в Рим своего сына Ярополка с пред­ложением принять Русь под покровительство папского престола. Болеслав же предпочел союз со Святославом Ярославичем. В 1076 г. русское войско во главе с молодыми князьями Олегом Святославичем и Владимиром Всеволодовичем Мономахом воевало в Чехии на стороне Польши против союзника Генриха IV чешского князя Братислава II.

Генрих IV предложил киевскому князю посредничество, но в 1076 г. Святослав умер. Млад­ший из братьев Всеволод оставил Киев и отправился в Чернигов, второй по значению город на Ру­си. На этот раз против него выступили дети Святослава Олег и Роман, желавшие отвоевать отцов­ский Чернигов. В новой усобице, начавшейся в 1078 г., при поддержке половцев Олег разгромил черниговское войско. Всеволод и его сын Владимир Мономах бежали в Киев, но затем вернулись и осадили Чернигов. В решающей битве в октябре 1078 г. на Нежатиной Ниве старшие князья по­бедили Олега, но в сражении погиб великий князь Изяслав, и место его занял Всеволод Ярославич.

Владимир Мономах вернул Чернигов под свою власть, но в 1093 г. умер великий князь Всеволод, и усобица вспыхнула вновь. Киевские бояре предпочли отдать престол сыну Изяслава Святополку (1093-1113 гг.). Новый киевский князь рассорился с половцами, и соединенное киевско-черни- говское войско было разгромлено. Олег Святославич — опять в союзе с половцами — изгнал Мо­номаха из Чернигова. Отказавшись от совместной борьбы с половецкими набегами, в 1096 г. Олег захватил принадлежавшие Мономаху и его детям земли Северо-Восточной Руси — Муром, Ростов, Суздаль. Однако в том же году старший сын Мономаха Мстислав разгромил Олега под Муромом.

Олег Святославич запросил мира и поклялся на кресте прибыть на княжеский съезд для ре­шения всех общерусских дел. В 1097 г. все наиболее влиятельные русские князья Рюриковичи, внуки и правнуки Ярослава Мудрого, съехались в замок Мономаха — Любеч, чтобы установить мир и порядок на Руси. На съезд прибыли Святополк Киевский, Владимир Мономах, князь Пе­реяславский, братья Святославичи Олег и Давыд, Давыд Игоревич из Владимира-Волынского, Василько Ростиславич, князь Теребовльский, враждовавший на Волыни с Давыдом Игоревичем, другие князья, их бояре и дружинники.

По словам летописца, князья решили: «Зачем губим Русскую землю, сами на себя ссоры на­влекая? А половцы землю нашу расхищают и радуются, что нас раздирают междоусобные войны. Да с этих пор объединимся чистосердечно и будем охранять Русскую землю, и пусть каждый владеет отчиной своей» («каждо да держит отчину свою»). Князья договорились, что за каждым из них сохраняются земли их отцов — детей Ярослава Мудрого: отныне княжества отцов — «от­чины» должны были передаваться детям-наследникам каждой из княжеских линий. На этом договоре участники Любечского съезда целовали крест в знак верности соглашению.

Однако Любечское решение нельзя назвать признанием политического распада Руси.

Съезд подтвердил распоряжение Ярослава Мудрого, по которому во главе Руси должен оста­ваться старший сын (самым старейшим в роду и был Святополк), а остальные дети сохраняли за собой определенные части Руси. Святополк получил все владения, принадлежавшие Изяславу

Ярославичу, Владимир Мономах — земли Всеволода Ярославича, а за детьми Святослава Яросла- вича закреплялось отцовское Черниговское княжество. За Давыдом Игоревичем оставался Влади­мир-Волынский, за Володарем Ростиславичем (правнуком Ярослава Мудрого) — Перемышль, а за его братом Васильком — Теребовль в той же Волынской земле.







Дата добавления: 2015-09-04; просмотров: 458. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Эндоскопическая диагностика язвенной болезни желудка, гастрита, опухоли Хронический гастрит - понятие клинико-анатомическое, характеризующееся определенными патоморфологическими изменениями слизистой оболочки желудка - неспецифическим воспалительным процессом...

Признаки классификации безопасности Можно выделить следующие признаки классификации безопасности. 1. По признаку масштабности принято различать следующие относительно самостоятельные геополитические уровни и виды безопасности. 1.1. Международная безопасность (глобальная и...

Прием и регистрация больных Пути госпитализации больных в стационар могут быть различны. В цен­тральное приемное отделение больные могут быть доставлены: 1) машиной скорой медицинской помощи в случае возникновения остро­го или обострения хронического заболевания...

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

Индекс гингивита (PMA) (Schour, Massler, 1948) Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и ре­гистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА)...

Методика исследования периферических лимфатических узлов. Исследование периферических лимфатических узлов производится с помощью осмотра и пальпации...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия