Культура народов России и ее связи с европейской и мировой культурой XVIII в.
Петровские преобразования, вызвавшие настоящую «культурную революцию», породили социокультурный раскол, «раздвоение» культуры. Культура подавляющего большинства населения продолжала оставаться традиционной: не изменились жилье, одежда, патриархальный образ жизни. В то же время верхние слои общества полностью порывали с существовавшей традицией. Широко внедрялись иностранные языки: в начале XVIII в. — голландский и немецкий, во второй половине его — французский. Изменился внешний облик подданных Российской империи из «благородного сословия»: мужчины должны были брить бороды, носить европейские кафтаны и пудреные парики, курить трубки; дамы сменили русские сарафаны на пышные платья с открытыми плечами, а прически украшали цветами, птицами и даже моделями кораблей. Появился переводной учебник этикета — «Юности честное зерцало», содержавший свод правил поведения в обществе: «Умой руки и сяди благочинно, сиди прямо и не хватай первый в блюдо, не жри, как свиния, и не дуй в ушное (уху), чтобы везде брызгало, не сопи, егда яси, первый не пий, будь воздержен и бегай пьянства, пий и яждь, сколько тебе потребно, в блюде будь последний. Когда что тебе предложат, то возьми часть из того, прочее отдай другому и возблагодари ему. Руки твои да не лежат долго на тарелке, ногами везде не мотай. Когда тебе пить, не утирай губ рукою, но полотенцем, и не пий, пока еще пищи не проглотил. Не облизывай перстов и не грызи костей, но обрежь ножом. Зубов ножом не чисти, но зубочисткою, и одною рукою прикрой рот, когда зубы чистишь; хлеба приложа к грудям не режь, ешь, что пред тобою лежит, а инде не хватай. Ежели перед кого положить хощешь, не примай перстами, как некоторые народы ныне обыкли. Над ествою не чавкай, как свиния, и головы не чеши; не проглотя куска, не говори, ибо так делают крестьяне». Культивировались новые привычки вроде курения табака, новые развлечения — игра в карты и шахматы, беседы и танцы на ассамблеях. Любимым местом гуляний петербургской публики стал Летний сад, который украшали античные скульптуры богов и героев, привезенные в основном из Италии. В 1700 г. вместо летосчисления «от сотворения мира» было введено новое — «от Рождества Христова» — и новый, юлианский календарь, начинавший год с 1 января. Смена модели культурного развития России сопровождалась «отказом» Петра I от традиционного поведения православного царя: он путешествовал инкогнито за границей, демонстративно нарушал придворный этикет, владел далеко не «царскими» профессиями и развлекался в составе кощунственного «всепьянейшего собора». Вместе с ликвидацией патриаршества Петр I провозгласил себя «крайним судией» духовной коллегии — Синода и принял титул «Отца отечества», что в рамках традиционного мышления подданных означало разрыв с древнерусской традицией. Потребность в кадрах вызвала необходимость создания светской школы. В 1701 г. в Москве в здании Сухаревой башни, где ранее располагалась канцелярия одного из стрелецких полков, была открыта Школа математических и навигацких наук, явившаяся основой для создания в 1715 г. петербургской Морской академии. Появились Медицинская, Инженерная, Штурманская школы, дававшие профессиональное образование. Епархиальные учебные заведения готовили священнослужителей, 42 цифирные школы — канцеляристов; солдатские дети после обучения в гарнизонных школах становились унтер-офицерами. Два царских указа 1714 г. обязывали учить дворянских детей «цифири и геометрии». С 1703 по 1715 г. в Москве работала гимназия пастора Э. Глюка, в основном обучавшая иностранным языкам. В 1703 г. был создан новый учебник — «Арифметика» Л. Магницкого, в которой для обозначения чисел применялись не буквы кириллицы, а арабские цифры. Царь периодически устраивал смотры взрослых дворян и «недорослей», после чего определял их участников на учебу. За границу посылались молодые дворяне-«пенсионеры» для изучения точных наук и «изящных искусств». В петровское время необходимость в большом количестве специалистов давала возможность обучаться в учебных заведениях детям из разных сословий (за исключением крепостных крестьян); к концу века такие заведения стали замкнутыми дворянскими учебными заведениями, а цифирные школы превратились в солдатские. В 1731 г. появилось первое закрытое дворянское учебное заведение — Шляхетский (дворянский) сухопутный кадетский корпус, готовивший не только военных, но и гражданских чиновников; там преподавали иностранные языки, географию, юриспруденцию и другие общеобразовательные предметы. Позднее на его основе были созданы Морской, Инженерный и Артиллерийский корпуса. Окончившие учебный курс дворяне сразу получали первый классный чин по Табели о рангах, освобождаясь таким образом от прохождения низших служебных ступеней. Основанное в 1764 г. «Воспитательное общество благородных девиц» (Смольный институт) принимало бедных дворянских девушек, чьи родители не в состоянии были на свои средства дать им образование. Двести воспитанниц начиная с шестилетнего возраста жили на полном пансионе 7-8 лет, изучая закон Божий, иностранные языки, русскую словесность, арифметику, историю, географию, рисование, музыку, танцы, рукоделие, домоводство, правила «светского обхождения». По мысли Екатерины II, таким образом должна была создаваться «новая порода людей», свободных от недостатков общества», и искореняться грубость нравов. В России существовали более 60 духовных семинарий — учебных заведений для священников; высшее образование давали три духовные академии. Однако сословные учебные заведения не могли обеспечить потребность страны в образованных людях. Поэтому по инициативе Екатерины II в 80-е гг. И. И. Бецким была создана система общеобразовательных бессословных учебных заведений. По уставу 1786 г. в губернских городах открывались 4-годичные главные, а в уездных — 2-годичные малые народные училища (на практике они были основаны не в каждом уездном городе, а по 2-3 на губернию, и к концу века общее их количество достигло 228). Правда, средств на содержание всех народных училищ государство тратило меньше, чем на один Смольный институт. Новые учебные заведения давали не профессиональное, а общее образование; во всех них существовал единый перечень учебных предметов, была установлена одинаковая продолжительность уроков, появились такие школьные атрибуты, как настенная доска, классный журнал, ученические парты. В училищах преподавали учителя, которые получали профессиональное образование в Петербургской учительской семинарии и гимназиях. Обучение шло по одинаковым учебникам. Для создания их был организован специальный конкурс, за проведением которого следила императрица Екатерина II, лично рассматривавшая представленные учебники по истории. В 1755 г. был открыт Московский университет, в котором преподавание велось не на латыни, а на русском языке. Первоначально в нем существовали три факультета: философский; физико- математический и словесный; медицинский и юридический. В отличие от европейских университетов, Московский университет не имел богословского факультета. В университете преподавали выдающиеся ученые — математик Л. Эйлер, астроном Ж. Делиль, физик Г. Рихман; одним из инициаторов его создания явился М. В. Ломоносов. Он плодотворно трудился в различных отраслях науки — физике, химии, астрономии, языкознании, риторике, истории. Ломоносовым была открыта атмосфера на Венере, сформулирован один из всеобщих законов физики — закон сохранения вещества, создана грамматика русского языка, после многовекового перерыва возрождено производство мозаики. Ученый активно опровергал господствовавшую в то время норманнскую теорию происхождения Русского государства. При университете работали две гимназии. На основе художественных классов Московского университета в 1757 г. в Петербурге по проекту И. И. Шувалова была основана «Академия трех знатнейших художеств» (живописи, скульптуры, архитектуры). Из 38 слушателей, принятых в Академию в 1758 г., 27 были разночинцами. Учениками ее стали талантливые русские живописцы Ф. Рокотов, А. Лосенко, скульптор Ф. Шубин, архитекторы И. Старов, В. Баженов. В 1798 г. на базе медицинского училища была открыта Медико-хирургическая академия. В 1708 г. Россия перешла на гражданский шрифт; Петр I лично выбрал наиболее простое и понятное начертание букв, а числа стали писать арабскими цифрами. За первую четверть XVIII в. типографии выпустили около 600 печатных изданий (за весь предшествующий век — 400). В 1702 г. состоялся первый выпуск периодического издания — газеты «Ведомости», номера которой публиковались тиражом от 100 до 2500 экземпляров. Во второй половине XVIII в. стали выходить «Московские ведомости», а в 1760 г. М. М. Херасков начал издавать первый русский журнал — «Полезное увеселение». Н. И. Новиков с 1769 г. редактировал сатирические журналы «Трутень», «Пустомеля», «Живописец». Они вели полемику с выпускавшимся тогда же под негласным руководством Екатерины II изданием «Всякая всячина», хотя и высмеивавшим нравы русского дворянства, но содержавшим критику «в улыба- тельном роде». В 1789 г. И. А. Крыловым издавался журнал «Почта духов», построенный в виде переписки волшебника с духами, где бытовые зарисовки чередовались с морально-философскими рассуждениями. В целом XVIII столетие стало временем появления в России науки: наряду с накоплением эмпирических знаний началось их теоретическое осмысление, систематизация, выявление закономерностей явлений. В 1714 г. в Петербурге были основаны первая публичная библиотека и первый музей — Кунсткамера, основу которого положили закупленные во время Великого посольства коллекции минералов, насекомых и животных. Царские указы призывали население доставлять «каменья необыкновенные, кости человеческия и скотския, рыбьи или птичьи, не такие, какие у нас ныне есть... старые надписи... и прочее все, что зело старо и необыкновенно». В 1725 г. царским указом была открыта Академия наук с академическим университетом и гимназией. Центром научной деятельности в конце века стала основанная в 1783 г. под руководством Е. Р. Дашковой Российская академия, в стенах которой было осуществлено монументальное издание словаря Российской академии из 43 тыс. слов. Развивались отрасли знаний, наиболее тесно связанные с потребностями государства — геология и геодезия, картография и гидрография: были созданы карты Азовского, Балтийского, Белого морей. В 1725-1730 гг. была осуществлена первая научно-исследовательская экспедиция на Камчатку под руководством В. Беринга. Велись поиски железной и медной руды на Урале и в Сибири, началась разработка угольных месторождений в Подмосковье, Донбассе, Кузбассе, нефтяных — в Западной Сибири. Выдвиженец Петра I, механик и изобретатель А. Нартов усовершенствовал винторезный и токарный станки — теперь неподвижное изделие обрабатывалось закрепленным в суппорте резцом. В 1745 г. был издан «Атлас Российский». Вторая камчатская экспедиция под руководством С. П. Крашенинникова продолжала исследование Камчатки, результатом которого стали два тома «Описания земли Камчатки», рассказывавшие о жителях, геологии, растительном и животном мире. Талантливый изобретатель-самоучка И. И. Ползунов почти на 20 лет раньше англичанина Уатта построил на Алтае паровую машину, с помощью которой подавался воздух для плавильных печей. Машина работала пару месяцев, но после ее поломки заводское начальство уведомило петербургские власти, что в ней «никакой нужды не имеется». И. П. Кулибин, заведуя механическими мастерскими Академии наук в Петербурге более 30 лет, старался применить свои изобретения на практике. Он создал «водоходы» — речные суда, способные двигаться против течения; изобрел зеркальный прожектор и принцип семафорного телеграфа. Его «самобеглая коляска» применения не нашла, в отличие от винтового лифта, с помощью которого императрица Екатерина II могла подниматься и спускаться по этажам дворца. Пригодился бы жителям Петербурга неразводной одноарочный мост длиной почти 300 м, деревянная модель которого была установлена на Неве. Появившиеся в тот период исторические произведения повествовали о важнейших его событиях. В создании «Истории Свейской (шведской, т.е. Северной) войны» принимал участие сам Петр Великий. Князь Б. И. Куракин написал «Гисторию о царе Петре Алексеевиче». В. Н. Татищев около 30 лет работал над «Историей Российской с древнейших времен», осуществил издание древних документов — «Русской правды», Судебника 1550 г. Просветитель Н. И. Новиков издал в арендованной типографии Московского университета 20 томов «Древней Российской Вивлиофики», в которой были опубликованы исторические документы. М. М. Щербатов написал 7-томную «Историю Российскую». Главный идеологпетровского времени, новгородскийепископФеофанПрокопович, в 1722 г. создал философский труд «Правда воли монаршей», обосновывавший новый порядок престолонаследия». Проводимая Екатериной II политика «просвещенного абсолютизма» нашла объяснение в составленном ею философско-юридическом трактате — «Наказе», который предназначался для депутатов «Уложенной комиссии». Он был издан в 1767 г. на русском, французском, немецком и латинском языках. В его 655 статьях идеи французских просветителей (более половины статей почти дословно были заимствованы из их трудов) сочетались с обоснованием необходимости самодержавия и крепостного права в России. Важнейшим произведением общественно-политической мысли стало вышедшее в 1790 г. произведение А. Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву», содержавшее резкую критику крепостнических порядков. Екатерина II, прочтя книгу, сделала вывод, что ее автор «клонится к возмущению крестьян противу помещиков, войск противу начальства... царям грозится плахою». Тираж книги был конфискован, а Радищев, названный императрицей «бунтовщиком хуже Пугачева», приговорен судом к казни, замененной императрицей на 10-летнюю ссылку в Сибирь. Среди экономических трудов можно выделить трактат И. Посошкова «Книга о скудости и богатстве» (1724 г.). Автор ее подчеркивал выгодность применения наемного труда и предлагал строить заводы там, «где хлеб и харч дешевле». Главной причиной скудости государства он считал отсталость сельского хозяйства, которую объяснял прежде всего жестокой эксплуатацией крестьянства. Не предлагая ликвидировать крепостничество, он стоял за регламентацию крестьянских повинностей; выступал за развитие промышленности и торговли, предлагал усилить исследование месторождений полезных ископаемых и расширить строительство мануфактур; ввести подоходное налогообложение всех сословий, кроме духовенства, и равенство перед законом. А. Т. Болотов занимался вопросами агрономии и почвоведения, в 1778-1779 гг. издавал собственный экономический журнал «Сельский житель», в 1780-1789 гг. — «Экономический магазин». Он предложил заменить традиционную систему земледелия выгонной и применять травосеяние для восстановления плодородия земли. Его работы печатались также в трудах Вольного экономического общества, основанного в 1765 г. в Петербурге крупными землевладельцами, стремившимися в условиях роста рынка и торгового земледелия рационализировать сельское хозяйство, повысить производительность крепостного труда. Члены Общества вели статистико-географические исследования, пропагандировали внедрение новых сельскохозяйственных культур и усовершенствованных орудий, проводили конкурсы трудов на экономические темы. На первый конкурс, объявленный по инициативе Екатерины II в 1766 г. на тему: «В чем состоит собственность земледельца (крестьянина) в земле ли его, которую он обрабатывает, или в движимости и какое он право на то и другое для пользы общенародной иметь может?», поступило 160 ответов русских и иностранных авторов, часть которых критиковала крепостнические порядки и не была опубликована. В литературе ведущим направлением стал классицизм. Созданные М. В. Ломоносовым «Письмо о правилах российского стихотворства» (1739 г.) и «Краткое руководство к красноречию» (1748 г.) утверждали деление жанров: «высокий штиль» был «потребен» для героических поэм, од, «прозаичных речей о важных материях»; средний — для стихотворных посланий, элегий, сатир, описательной прозы; низкий — для комедий, эпиграмм, песен, «писаний обыкновенных дел». «Штили» отличались литературным языком; так, авторы од для большей торжественности использовали не употреблявшиеся в бытовом языке старославянские слова «глаголить» вместо «говорить», «дщерь» — дочь, «десница» — правая рука. Над созданием новой силлаботонической системы стихосложения (в ней присутствуют не только рифмы — созвучия окончаний строк, но и определенный размер — сочетание ударных и безударных слогов) трудились В. К. Тредиаковский (в 1735 г. он создал пособие «Новый и краткий способ к сложению российских стихов») и М. В. Ломоносов, перу которого принадлежат оды «На взятие Хотина» (1739 г.), «На день восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны (1747 г.), «Письмо о пользе стекла» (1753 г.). Поэтами русского классицизма являлись Г. Р. Державин, Я. Б. Княжнин; сатиры писал А. Д. Кантемир. Появившиеся в Москве и Петербурге «комедиальные храмины», в которых играли любительские труппы в основном живших там иностранцев, просуществовали недолго. Феофан Прокопо- вич создал одну из первых русских театральных пьес — трагикомедию «Владимир». Как правило, с оперными и балетными спектаклями выступали гастролировавшие иностранные труппы. Петр I не слишком любил театральные постановки, предпочитая не оставаться пассивным наблюдателем, а быть активным участником более экспрессивных празднеств с маскарадами, пушечной пальбой и иллюминацией, посвященных спуску на воду нового корабля или победе русского войска. Но уже во второй половине XVIII в. театр стал любимым развлечением просвещенной публики. Классицизм в драматургии был связан с соблюдением трех единств — времени, места, действия — и с прямолинейным делением персонажей на положительных и отрицательных, с красноречивыми фамилиями (например, в пьесах Фонвизина действующие лица носят фамилии Скотинин, Простаков, Правдин). Известными драматургами второй половины века являлись А. П. Сумароков, создавший 9 трагедий и 12 комедий; Д. И. Фонвизин — автор комедий «Недоросль» и «Бригадир». Пьесы для придворного театра писала и сама императрица Екатерина II: ее перу принадлежат комическая опера «Новгородский богатырь», комедии «Обманщик» и «Шаман сибирский». Первый общедоступный театр был открыт в 1750 г. в Ярославле Ф. Г. Волковым; после переезда труппы в Петербург 30 августа 1756 г. императрицей Елизаветой Петровной был издан указ об учреждении государственного театра, «а для оного повелено набрать актеров... из обучающихся ярославцев и певчих». Труппа стала профессиональной, а первым директором театра был назначен А. П. Сумароков. Богатые дворяне устраивали в своих поместьях театры, где актеры, декораторы, обслуга были из их крепостных. Самый знаменитый крепостной театр существовал в имении графа Н. П. Шереметева в Останкино. В градостроительстве был осуществлен переход от хаотичной застройки к регулярной планировке городов, с прямыми широкими улицами, идущими параллельно или расходящимися от центра лучеобразно, с расположением в одну линию домов, обращенных фасадами на улицу. Эти принципы были положены в основу строительства новой столицы — Петербурга. Архитектурный облик города теперь стали определять не храмы, а учреждения и дворцы. В архитектуре первой половины XVIII в. господствовал стиль барокко (в переводе с итальянского — «вычурный»), для которого характерны обилие лепных или резных декоративных элементов, изрезанная линия фасада, выпукло-вогнутые линии фронтона, использование «завитков»-волют, разнообразные формы оконных проемов. В петровское время барокко утвердилось в его более скромном северном варианте. Ведущим архитектором петровского времени являлся Д. Трезини, по проектам которого были построены собор Петропавловской крепости, летний дворец Петра I, здание 12 коллегий. В середине века барокко стало наиболее пышным. Любимым архитектором императрицы Елизаветы Петровны стал Ф. Б. Растрелли. По его проектам в Петербурге были построены императорский Зимний дворец, дворцы вельмож Строгановых и Воронцовых, Смольный монастырь; в окрестностях Петербурга — Большой дворец в Петергофе и Екатерининский дворец в Царском селе; в Курляндии — дворец герцога Бирона в Елгаве и др. Сменивший барокко архитектурный классицизм характеризуется строгостью форм, симметричным построением архитектурного ансамбля, наличием, кроме главного здания, боковых флигелей, умеренным использованием декоративных белых лепных элементов, широким применением архитектурных форм, унаследованных от античности: древнегреческих треугольных фронтонов, портиков, двускатных крыш, системы архитектурных ордеров (дорического, ионического и коринфского); римских круглых зданий, куполообразных завершений, ротонд. Наиболее ярко классицизм второй половины XVIII в. представлен в творениях В. И. Баженова, среди которых наиболее знаменит дом Пашкова в Москве. Баженов разработал план строительства Большого Кремлевского дворца, руководил постройкой дворца в Царицыне, в основу архитектурных форм которого легла переосмысленная с позиций классицизма готика. Однако творчество Баженова Екатерина II не оценила; его Кремлевский дворец был лишь заложен, а часть зданий в Царицыне по ее указанию разобраны. В Москве работал и последователь Баженова М. Ф. Казаков, по проектам которого возведены увенчанный огромным куполом Сенат в Кремле, Московское Дворянское собрание с его торжественным Колонным залом, корпуса Голицынской (ныне Первой Градской) больницы. При Екатерине II началась перепланировка старых русских городов. В центре регулярно устроенного города возводились кирпичные здания присутственных мест и расположенный в форме каре Гостиный двор — торговые ряды, от которых прокладывались новые ровные и широкие улицы. Правда, в большинстве провинциальных городов перестройка коснулась только центра; окраинные улицы по-прежнему были застроены деревянными одноэтажными и двухэтажными домами. В петровское время светская живопись освободилась от влияния религиозного искусства. Состоявшие при Канцелярии от строений художники писали портреты, украшали росписями триумфальные («победительные») арки, проектировали украшение празднеств, расписывали плафоны на потолках дворцов Петербурга и Москвы, создавали эскизы для ковров-шпалер. В начале века в России работали иностранные живописцы. Кисти Л. Каравака принадлежат два портрета с натуры Петра I, детские портреты его дочерей Анны, Екатерины, Натальи и сына Петра, изображение императрицы Анны Иоанновны. И. Таннауэр писал портреты петровских вельмож Ф. Апраксина, П. Толстого и царевича Алексея. Портреты Алексея и его жены принцессы Шарлотты-Софии, их сына Петра II создал И. Людден. Русские художники учились живописи в Италии и Голландии. И. Никитин является автором портретов сестры Петра I Натальи Алексеевны (1716 г.) и самого царя на смертном одре (1725 г.). Самым известным произведением А. Матвеева стал его автопортрет с женой (1729 г.). Родоначальниками русской гравюры стали братья И. и А. Зубовы, запечатлевшие батальные сцены — победы русского флота при Гангуте и Гренгаме, виды новой столицы и празднества, в том числе свадьбу Петра и Екатерины; они гравировали также парадные портреты монархов — Петра I, Екатерины I, Анны Ивановны и других высоких особ. После основания в Петербурге Академии художеств из стен ее вышли талантливые отечественные скульпторы и живописцы. Приверженцы классицизма в искусстве считали, что творец должен не слепо копировать окружающий мир, а «облагородить» его. Традиции классицизма в живописи выражались в статичности поз, нарочитости жестов, симметричном построении композиции, антураже портретов (колонны, античные руины, бюсты, драпировки), использовании аллегорий. Так, императрица Екатерина II часто изображалась в виде античной богини мудрости или правосудия. Виднейшими портретистами были Д. Г. Левицкий (написал портреты заводчика П. А. Демидова, просветителя Н. И. Новикова, в 1772—1776 гг. создал серию портретов учениц Смольного института, изобразил Екатерину II в виде законодательницы в храме Правосудия), В. Л. Боровиковский (автор портретов Г. Р. Державина, Н. Лопухиной, Екатерины II на прогулке в Царскосельском парке, Павла I), Ф. С. Рокотов (портреты Н. и А. Струйских, коронационный портрет Екатерины II). В усадьбах графа Н. П. Шереметева Останкино и Кусково работала династия крепостных художников Аргуновых. Начало исторической живописи, принадлежавшей к «высоким» жанрам изобразительного искусства, было положено творчеством А. П. Лосенко. В традициях классицизма он передавал античные сюжеты («Прощание Гектора с Андромахой» посвящено событиям Троянской войны). Национальное прошлое впервые легло в основу его картины «Владимир и Рогнеда» (1770 г.); театральные позы и костюмы персонажей, интерьер с колоннами соответствуют стилистике классицизма. Французский скульптор Э. М. Фальконе прибыл в Петербург в 1766 г., получив заказ от князя А. Д. Голицына, действовавшего по поручению Екатерины II, на сооружение памятника Петру I. В 1768-1778 гг. вместе со своей ученицей М. А. Колло он создал свой главный шедевр — «Медного всадника», который был открыт на Сенатской площади в 1782 г. Художник сумел обойтись без слишком сложных эмблем, аллегорий и дополнительных фигур. Историческая коллизия гениально передана пластическими контрастами и созвучиями фигур царя-реформатора (голова Петра была смоделирована Колло), его коня и гранитной скалы, служащей постаментом. Появление русской скульптуры тесно связано с именем Ф. И. Шубина, создавшего бюсты не только Екатерины II, Павла I, Г. А. Потемкина и других вельмож, но и своего земляка М. В. Ломоносова. При этом произведения мастера не всегда льстили заказчику. Автором знаменитой скульптурной группы в Петергофе «Самсон, раздирающий пасть льва» (1800-1802 гг.), символизирующей победу русских войск над шведскими, которая была одержана в Полтавской битве в день Святого Самсона, явился М. И. Козловский. Он же в традициях классицизма создал в 1799-1801 гг. статую полководца А. В. Суворова на Марсовом поле в Петербурге в виде древнеримского бога войны Марса. Гуманизация общественной жизни в годы правления Екатерины II выразилась в приостановлении исполнения смертных приговоров, в указах о строительстве инвалидных домов и богаделен. В 1763 г. по повелению императрицы в Москве был создан Воспитательный дом «для приема подкидышей и бесприютных детей», содержавшийся на пожертвования частных лиц и доходы от театральных зрелищ и продажи игральных карт. Дворяне были освобождены от телесных наказаний по суду.
|