Счастливый случай
Существуют многочисленные свидетельства, говорящие в пользу данной концепции креативности. Классический пример — открытие возможности использования сахарина для подслащивания пищи (эффект сахарина был случайно открыт одним ученым-химиком, который обедал в своей лаборатории, забыв предварительно вымыть руки после одного из экспериментов). Запланированное везение. Благоприятных возможностей для развития креативности и творческого поиска в действительности много, но лишь некоторые индивиды и организации своевременно их используют и «создают системы для их обнаружения». В основе «запланированного везения» лежит внутренняя настроенность на поиск альтернатив и возможностей. Другими словами, неожиданная креативность становится более вероятной в том случае, когда человек или организация целенаправленно занимается поиском благоприятных возможностей и их использованием.
«Опыт - это то название, которое мы даем ошибкам» Оскар Уальд
«Решения у меня есть уже давно, просто я еще не придумал способа их получить». Гаусс
Подобная точка зрения подразумевает необходимость упорной работы и наличие определенной доли упрямства, что противоречит взгляду на творчество как на область, населенную исключительно вдохновенными поэтами-затворниками. В подтверждение этой теории можно привести пример Томаса Эдисона, который считал каждую неудачу важным шагом на пути к успеху. Согласно легенде, после очередного провала своего тысячного эксперимента по созданию электрической лампочки он поздравил себя с обнаружением еще одного способа, которым нельзя создать эту самую лампочку. Многие научные открытия становятся результатом маниакальной одержимости ученого какой-то одной проблемой и его готовностью рассматривать каждую неудачу как возможность узнать нечто новое об этой проблеме, что в конечном итоге и приводит к успеху. Значительное число людей в самых различных организациях считают уверенность в себе ключевым фактором успеха, поскольку наличие именно этого качества гарантирует, что их творческие идеи будут услышаны. Другими словами, бывает так, что творческих идей в организации достаточно, но авторам этих идей не хватает силы воли и стремления озвучить свои открытия и протолкнуть их через «иммунную систему организации». Существует теория, согласно которой творческими личностями рождаются, а не становятся. На первый взгляд, мнение, что талант может иметь некую биологическую составляющую, что люди различных типов личности одарены им в разной мере, кажется вполне обоснованным. Однако в целом эта теория выглядит довольно ограниченной — она противоречит многочисленным доказательствам упрямого факта: творческие способности в равной мере демонстрируют люди самого разного склада ума и характера. Креативности можно учиться, ее можно развивать в себе так же, как и любые другие человеческие способности. Просто творческим людям от природы свойственны те определенные особенности мышления, которым обычным людям, желающим повысить свой творческий потенциал, придется целенаправленно обучаться. Вот некоторые из этих особенностей.
|