Интеллектуальная мобильность
«Любой творческий порыв основан на... свежести восприятия, освобожденной от катаракты общественного мнения.» Артур Кестлер «Стать мастером метафоры — самое величайшее достижение человека». Аристотель Различные точки зрения на проблему, требующую творческого решения: · Столкнувшийся с проблемой: его точка зрения представляет собой взгляд на проблему изнутри, обычно довольно узкий вследствие погруженности во множество мелких деталей. · Заинтересованные стороны: их точки зрения обычно более разнородны и не так однозначны; акцент делается на успешном разрешении проблемы или использовании возможностей. · Сторонний наблюдатель: не проявляет личной заинтересованности в решении проблемы или использовании возможностей; придает объективность анализу проблемы. Примером интеллектуальной мобильности как способности связывать одно явление с другим могут служить рассказы о Ньютоне и упавшем ему на голову яблоке или о знаменитом купании Архимеда в ванне. Более современным примером интеллектуальной мобильности как своего рода креативного метода может служить понятие «латерального мышления», сформулированное Эдвардом де Боно и обозначающее поиск решения проблем и анализ возможностей в направлениях, не столь очевидных для обычного мышления. «Если человек начинает с неопределенности, он придет к сомнению; но если он довольствуется тем, что начинает с сомнения, в конце концов он придет к определенности.» Фрэнсис Бэкон Еще один дар, которым обладают творческие личности, заключается в их способности переносить неопределенность (и даже наслаждаться ею). Зачастую это проявляется в их врожденном любопытстве ко всему новому и неизвестному. Данная способность выделяет личностей с высоким творческим потенциалом из общей массы людей, нетерпимых к неопределенности и стремящихся как можно быстрее разрешить сложную ситуацию (причем часто прибегающих не к самому оптимальному решению). Такой способности воспринимать двусмысленную ситуацию как нечто позитивное вполне можно обучить каждого. И чем дольше человек способен сохранять такое отношение к проблеме, тем выше вероятность того, что возникшая умственная напряженность приведет к рождению оригинальной идеи для ее разрешения. Один директор отдела исследований и разработок придумал особую стратегию для развития терпимости к неопределенности. Он создал специальную корзину для слишком сложных идей, где накапливались все предложения, которые по той или иной причине невозможно было внедрить в организации в текущий период времени. Вместо того чтобы откладывать эти идеи в сторону и благополучно о них забывать, как это обычно происходит, он систематически возвращался к ним, пересматривал, заново оценивая вероятность их успешного воплощения в организации. Если прибегнуть к аналогии, его можно сравнить с охотой лягушки, затаившейся в ожидании пролетающих мимо насекомых. Зачастую совокупный креативный результат группы людей превышает индивидуальный творческий потенциал отдельных участнико в: разные люди проявляют различные таланты в решении одной и той же проблемы. Так недостаток одного компенсируется талантом другого. Креативные организации намеренно создают условия, побуждающие людей к мечтательности, включая, например, прогулки на свежем воздухе как средство отвлечения от сознательной умственной деятельности. Некоторые из организаций поощряют встречи своих сотрудников в барах, где им даже оплачивают все напитки. Следующие характеристики искусства как сферы человеческой деятельности могут быть полезными: · В искусстве нет слепого почитания авторитета или квалификации. · искусстве существуют как индивидуальные, тан и совместные (групповые) цели. · Искусство может приятно удивлять и помогает оправиться после неудачи. · Искусство позволяет руководителям научиться доверять своей интуиции и творческому воображению. · Искусство учит не бояться использовать новые методы и приемы и мыслить в разных направлениях. Предлагаемый Питером Куком комплексный подход к рассмотрению креативности включает сочетание множества концепций. · Креативность как божественное откровение. · Креативность как счастливый случай. · Креативность как «запланированное везение». · Креативность как настойчивость. · Креативность как «метод». Креативность можно развивать как любое другое личностное качество, хотя следует отметить и значимость таких не зависящих от человека аспектов, как, например, удача или тип личности.
Если хотите развить свой разум, Изучайте науку искусства, Изучайте искусство науки, Научитесь видеть, Поймите, что все взаимосвязано. Леонардо да Винчи
|