Комплексный подход к феномену креативности
Все теории креативности, вкратце описанные выше, можно в целом разделить на две большие категории: воспринимающие креативность как пассивный процесс (творческие способности предопределены и их невозможно развить) и воспринимающие креативность как активный процесс (творческие способности можно развить с помощью различных методов и приемов). Исследования в этой области практический опыт говорят о том, что оба этих взгляда несут в себе зерно истины. Творческий потенциал достигает максимального уровня тогда, когда в одном человеке либо группе людей сочетается несколько из описанных выше характеристик. На рисунке 1 изображен комплексный подход к креативности.
Рисунок 1. Комплексный подход к креативности. Вольфганг Амадей Моцарт, письмо: «Когда я пребываю в совершенном одиночестве и в добром расположении духа — скажем, путешествую в карете, или прогуливаюсь после хорошего обеда, или ночью, когда не могу заснуть, — вот в такие моменты меня посещает множество самых замечательных мыслей и мелодий. Откуда и почему они приходят — мне неведомо, и пробуждать их намеренно я не умею. Те, что мне нравятся, я запоминаю и начинаю тихонько напевать, что, по словам друзей, уже вошло у меня в привычку. И вот через некоторое время оказывается, что я могу использовать тот или иной кусочек для приготовления великолепного музыкального блюда, обработав его в соответствии с правилами контрапункта, своеобразием различных инструментов и т. д. Когда я наконец решаю записать свои мелодии, я извлекаю из хранилища своей памяти все то, что было собрано в него этим необыкновенным способом. Именно поэтому я так быстро переношу свою музыку на бумагу. Ведь вся она, как я уже сказал, имеет законченный вид. И поэтому то, что написано на бумаге, редко отличается от того, что существует в моем воображении». Это описание иллюстрирует процесс аудиовизуализации, одним из принципов которого является сосредоточенность на цели, а не на средствах ее достижения. Продолжая исследование в данном направлении, мы обнаруживаем, что основные принципы креативности в том или ином виде проявляются как в большинстве видов искусства, так и в большинстве научных дисциплин; это подтверждает идею Кестлера о том, что существенной разницы между художественным и научным творчеством не существует.
|