Студопедия — Процессы мышления. Воображение
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Процессы мышления. Воображение






Мышление как психологический феномен.

Мышление – наиболее высокая, абстрактная форма психической деятельности, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами.

Мышление позволяет на высшем уровне отражать действительность в сознании человека в виде понятий, суждений, умозаключений.

Понятие имеет структуру семантического тетраэдра: в основании находятся объем понятия (количество объектов, удовлетворяющих определению понятия), содержание понятия (качество объектов) и прагматическое значение понятия. Вершиной семантического тетраэдра является символ понятия (некий знак, обозначение, ярлык, маркирующий само понятие). Существует обратное соотношение между объемом и содержанием понятия: чем больше объем, тем меньше содержание и наоборот.(Например: растение – широкое понятие, качества указаны только самые общие, много объектов попадает в определение понятия, роза – узкое понятие, объем малый, а содержание большое, т.е. много качеств есть в определении понятия).

Логика изучает правила оперирования понятиям, составления суждений и умозаключений. Общие суждения: Все А есть Б. Частные суждения: Некоторые А есть Б. Единичные суждения: этот А есть Б. В примитивном мышлении преобладают единичные суждения.

Умозаключения строятся по правилам индукции, дедукции и трансдукции или аналогии.

Мыслительные операции.

1) Анализ – выделение отдельных свойств предметов.

2) Синтез – объединение свойств в целое.

3) Сравнение – сопоставление свойств предметов, поиск сходства и различия.

4) Абстрагирование – выделение одних признаков и отвлечение от других (в рамках допуска).

5) Обобщение – объединение групп предметов по сходным общим существенным признакам в один класс.

Тип мышления определяется практической деятельностью.

Практическая деятельность – Ощущения и Восприятия – Формирование понятий и применение их символов в процессах мышления.

Основой мышления является речь либо другие системы символов, знаков и кодов. (Слово в диалоге Платона «Кратил» сравнивается с челноком, искусно изготовленным мастером для ткания речи: сначала было слово, острое слово, меткое слово, бросать слова на ветер, испортить слово, сказано не в бровь, а в глаз, поранить словом)

Мысль опирается на свернутую внутреннюю речь. Ни одна сложная мысль не протекает без внутренних речевых процессов. Речевой аппарат движется в процессе мышления и устает не только от говорения, но и от слушания.

Мышление: наглядно-образное, конкретно-действенное, абстрактно-логическое.

И.П.Павлов выделял художественный, мыслительный и промежуточный тип личности. Художественный тип – преобладание первой сигнальной системы, мыслительный тип – преобладание второй сигнальной системы, у промежуточного типа поровну. Это связано с особенностями деятельности левого полушария (словесно-логические действия) и правого (образные действия)

Индивидуальные различия мышления:

1) Гибкость ума (способность изменять способы решения задач в зависимости от изменения условий),

2) Инертность мышления (преобладание стереотипных мыслительных операций),

3) Самостоятельность (умение увидеть проблему и решить самостоятельно),

4) Критичность (умение не поддаваться влиянию чужих мыслей, объективная оценка себя и других),

5) Широта ума (творческое мышление в разных областях.),

6) Последовательность и логичность (интеллект управляет эмоциями),

7) Глубина ума (способность проникать в суть явлений),

8) Быстрота ума (темперамент, пытливость, поиск лучших решений).

 

Средства рационального познания. Продукты рационального познания. Психологическое, социологическое и технологическое направления в понимании сущности логики.

Роль языка, техники измерений и информации в зарождении и развитии системы понятий. Семантический тетраэдр. Случаи вырожденных понятий. Социальная память как условие развития и функционирования системы понятий. Фундаментальная роль тождества или равнозначности понятий, а также противоречия и противоположности.

Три класса ошибок в доказательствах: парадоксы, паралогизмы и софизмы. Догадка, гипотеза и научная теория. Индивидуальные различия мышления. Мышление как процесс решения задач.

Продуктивное и репродуктивное мышление. Стратегии в решении задач.

Речь как способ оформления мысли, образа. Культура мышления. Дисциплинированность мышления.

Диагностика интеллекта и темперамента (тесты Айзенка). Эмоциональный и когнитивный интеллект.

Воображение и продуктивность мышления.

Воображение – основа наглядно-образного мышления. Это способность представлять отсутствующий в данный момент объект и мысленно преобразовывать его. Воображение в значительной степени перерабатывает ранее воспринятые образы, обобщая их и «склеивая» между собой наиболее значимые черты сходных образов.

Виды воображения:

Активное – образы конструируются с помощью усилий воли, воссоздающее и творческое (продуктивное и репродуктивное).

Пассивное – образы конструируются но не воплощаются: помимо воли человека (сновидения, галлюцинации) либо преднамеренно (грезы – фантазия, связанная с желанием).

Продуктивное – образы конструируются сознательно, творчески, а не механически воспроизводятся без изменений. Мечта в отличии от фантазии имеет сильное целеполагание и план достижения.

Репродуктивное – образы механически воспроизводится без изменений.

Франц Кафка черпал образы из своих фантастических и мрачных сновидений.

Творчество. Вдохновение. Подсознательная работа мозга невозможна без ранее воспринятого материала, который чем обширнее, тем больше возможностей для его творческого воспроизведения. Один и тот же пейзаж несколько человек напишут по-разному, поскольку, помимо индивидуальных особенностей восприятия цвета и света, формы и пространства, каждый художник обладает собственной, индивидуальной системой мотивации, когнитивной картой. Избирательной усиливающей самое важное по мнению данного художника. Чем отличается фотография от картины – говорил К.С. Станиславский. – Фотография фиксирует все, а картины, только самое важное. Но самое важное у всех художников отличается друг от друга. Творчеству можно обучаться целенаправленно в смысле овладения техническим мастерством, совершенствуя его до бесконечности и упорным трудом компенсируя недостаток мотивации. Но, по словам К.Коровина, научить видеть то «чуть-чуть», на котором держится живопись и другие искусства, невозможно. Мотивация человека закладывается слишком рано, для того, чтобы родители и ребенок успели это осознать. Что именно выберет художник для изображения, этого нельзя ни понять, ни навязать извне.

Условия инсайта – в первую очередь сильная мотивация к достижении творческой цели, как следствие сильный эустресс творчества, а также до автоматизма доведенные технические навыки исполнения и обширная база воспринятых ранее образов, богатая когнитивная карта сознания.

Воображение основа творческого процесса.

Функции воображения:

1) представлять действительность в образах с целью их использования,

2) регулирование эмоциональных состояний, удовлетворение потребностей, снятие напряжения (используется в психоанализе),

3) произвольная регуляция познавательных процессов, управление восприятием, воспоминанием, высказываниями, аутотренинг,

4) формирование внутреннего плана действий, установок к действию,

5) оценка правильности реализации плана действий.







Дата добавления: 2015-09-04; просмотров: 388. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Кишечный шов (Ламбера, Альберта, Шмидена, Матешука) Кишечный шов– это способ соединения кишечной стенки. В основе кишечного шва лежит принцип футлярного строения кишечной стенки...

Принципы резекции желудка по типу Бильрот 1, Бильрот 2; операция Гофмейстера-Финстерера. Гастрэктомия Резекция желудка – удаление части желудка: а) дистальная – удаляют 2/3 желудка б) проксимальная – удаляют 95% желудка. Показания...

Ваготомия. Дренирующие операции Ваготомия – денервация зон желудка, секретирующих соляную кислоту, путем пересечения блуждающих нервов или их ветвей...

Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час...

Этапы творческого процесса в изобразительной деятельности По мнению многих авторов, возникновение творческого начала в детской художественной практике носит такой же поэтапный характер, как и процесс творчества у мастеров искусства...

Тема 5. Анализ количественного и качественного состава персонала Персонал является одним из важнейших факторов в организации. Его состояние и эффективное использование прямо влияет на конечные результаты хозяйственной деятельности организации.

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия