Восприятие как процесс организации и интерпретации стимулов.
Действие раздражителей - физический процесс. Возбуждение проводящих нервов – физиологический процесс. Ощущение как результат работа анализатора – психический процесс. Восприятие – психологический процесс. Восприятие - это психологический процесс отражения целостностных комплексов свойств предметов и явлений действительности. Это процесс формирования целостного образа окружающей действительности путем организации и интерпретации информации из внешнего мира, придание смысла образу и его элементам, не является простой суммой ощущений, но ощущения необходимы для восприятия. Восприятие - это организация и интепретация результатов ощущений в едином осмысленном образе. Свойства восприятия: 1) Предметность – соотнесение с конкретным объектом, 2) Целостность – в отличие от ощущений отражаются не отдельные свойства предмета, а весь предмет целиком, 3) Константность - постоянность оцениваемых свойств при наличии некоторого допуска отклонений, 4) Осмысленность – обобщение свойств предмета и отнесение его к определенному классу, присвоение ему символа, кода, знака, 5) Апперцепция – зависимость восприятия от прошлого опыта, люди разных профессий по разному воспринимают один и тот же объект, 6) Иллюзорность – искаженное восприятие по разным причинам. Причины искажения восприятия: физические (зависят от состояния среды: ложка в стакане воды), физиологические (зависят от состояния организма: горячее-холодное) и психологические (зависят от установок: ощущения времени, формы, цвета, расстояния).
Установка как фактор искажения восприятия. Тесты Роршаха: голодные люди видят в бесформенных кляксах еду, сытые – несъедобные объекты. Восприятие протяженности, формы, объема, цвета, времени, температуры, звука. Искусство Оп-арта. Магический глаз. Восприятие времени зависит от насыщенности и интересности событий. Использование особенностей восприятия в творческом процессе. Восприятие и его закономерности. Факторы, искажающие восприятие. Бихевиоризм: понятие сознания было устранено. Гештальтпсихология зародилась во Франкфурте-на-Майне в 1920 г.г., представители - Макс Вертгеймер (1880-1943 г.г.), Курт Коффка (1886-1941 г.г.) Вольфганг Келер (1887-1967). М.Вертгеймер в работе «Экспериментальное исследование видимого движения» обосновал концепцию фи-феномена: движение можно увидеть только при условии временного интервала между раздражителями, действующими на сетчатку глаза, это квантовое, целостное, неделимое явление. Сознание строится из кирпичей-ощущений и цемента-ассоциаций. Сознание – единственная психическая реальность. Восприятие является ведущим психическим процессом в развитии ребенка. Восприятие по принципу «фигура-фон» (Геттинген, Е.Рубин). Первичные целостные структуры – гештальты. Обучение не может ускорить процесс созревания и наоборот. Созревание гештальтов – главный процесс. Мгновенное, не зависящее от прошлого опыта субъекта переструктурирование гештальта Вольфганг Келер (1887-1967) назвал инсайтом (insight - усмотрение), то есть озарением. Это подчеркивало мгновенный, а не протяженный характер мышления (квантовый, скачками). Специфика восприятия: · фигура-фон, · близость элементов позволяет объединять сходные элементы в общую фигуру, · «общая судьба» - движение элементов в одну сторону и с одной скоростью позволяет воспринимать их как нечто целое, · вхождение без остатка – все элементы должны быть учтены, · «хорошая» фигура, «замкнутость» (дизайнерские шрифты) · установка наблюдателя, · прошлый опыт. Чувствительность глаза может увеличиваться в 20 млн. раз.
|