В силу сложившейся исторической традиции в нашей правовой системе судебная практика (судебный прецедент) источником права не является. В связи с этим спорным представляется мнение некоторых ученых об отнесении к источникам права руководящих разъяснений судебных пленумов. Высшие судебные инстанции на основе обобщения материалов судебной практики дают толкование законодательства, разъясняют, как его следует применять к соответствующим отношениям. Такие разъяснения обычно выражаются в виде постановлений судебных пленумов, которые являются обязательными для судебных органов. Однако высшие судебные органы не устанавливают новые нормы, а лишь разъясняют, толкуют действующие нормативные установления.
Судебная практика по хозяйственным спорам осуществляется в трех основных формах: 1) текущая практика арбитражных судов по конкретным делам; 2) решения Высшего Арбитражного Суда РФ, вынесенные в первой инстанции, в кассационном порядке или в порядке надзора, которые создают прецеденты толкования права; 3) руководящие постановления и разъяснения ВАС РФ обязательные для арбитражных судов РФ и, соответственно, для сторон арбитражного процесса.
Значение судебной практики велико, т.к. она обеспечивает единообразное понимание и применение законодательства судебными органами, законность и правопорядок в обществе. С помощью судебной практики восполняются пробелы в правовом регулировании. Например, в практике арбитражных судов возник вопрос о том, какие государственные органы имеют право обращаться с заявлениями о признании несостоятельными (банкротами) федеральных предприятий – должников, не способных обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, поскольку контроль за своевременностью поступления этих средств возложен на различные государственные органы. Высший Арбитражный Суд РФ в письме от 25 апреля 1995 года № С1-7/ОП-237 разъяснил, что к таким органам, имеющим право выступать в качестве кредитора от имени государства, относятся федеральное управление по делам о несостоятельности (в настоящее время – Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству), Министерство финансов РФ и государственные налоговые инспекции.