Разбор и анализ учебной литературы
Существует множество книг и методической литературы по классическому танцу. 1) Книга учениц Вагановой А.Я. по педагогическому отделению училища Н. Базаровой и В. Мей Азбука классического танца (1964) – методическая разработка для чрезвычайно ответственных трех младших классов училища. 2) Фундаментальный труд А. Писарева и В. Костровицкой "Школа классического танца" (1968). 3) Учебник Н. Серебрянникова Поддержка в дуэтном танце (1969). 4) Книга Н. Тарасовой Классический танец. Школа мужского исполнительства (1971) ЛЕКЦИЯ 3 1. Необходимость развития выворотности, танцевального шага, гибкости и прыжка на уроках гимнастики для исполнения движений классического танца. 2. Партерная гимнастика, как вспомогательное средство достижения необходимых данных. 3. Вспомогательные упражнения для различных групп мышц, суставов, связок. 4. Правила построения уроков гимнастики. 1. Необходимость развития выворотности, танцевального шага, Полноценная подготовка к балетной деятельности предполагает высокую степень гибкости тела и умение управлять своими движениями. Известно, что всякая специализация, всякое специальное приспособление наших органов к выполнению определенных задач вызывают нарушение гармонии в развитии тела, в общем равновесии всех частей тела и их функции. Человек в обычной жизни выполняем много ограниченных движений, при которых возможности двигательного аппарата используются лишь частично; в результате появляются и становятся привычными такие недостатки, как слабая сгибаемость спины, малая подвижность шеи, плечевых, локтевых, запястных суставов и суставов пальцев, неполная разгибаемость коленных суставов, "ахилла" и стопы и т.п. Движения, в которых участвуют лишь немногие суставы и которые выполняются постоянно одинаковым способом, причем в нескольких ограниченных направлениях, не могут служить развитию гибкости и никогда не приведут к гармоничному развитию тела – скорее они привнесут в движения жесткость ограниченность. Поэтому задача педагога на уроках гимнастики состоит в том, чтобы оснащать учеников запасом движений во всех направлениях и с максимальной амплитудой; это должно вызывать реальное изменение двигательных органов, улучшить их функционирование, привести в соответствии с анатомической нормой подвижности суставов. Таким образом, выворотность, балетный шаг, гибкость, имея свою природу, должны с помощью упражнений на уроках гимнастики развиваться более эффективно. Недостаточно открытое бедро лишает движение ног свободного, выворотного и высокого шага. Малая гибкость колена и стопы также затрудняет движение ног, например, при выполнении plie и особенно прыжков. Шаг и выворотность в балете – единое целое. Отрабатывая шаг, необходимо всегда учитывать, что величина его не должна идти за счет уменьшения выворотности бедра. Большой, невыворотный шаг не совершенствует технику движения ног и не обогащает пластику. Развитие шага надо начинать с укрепления и развития выворотности, а не с высоты поднятой ноги. Прыжки требуют прежде всего хорошо развитой силы ног, стойкости корпуса. Упражнения различного характера на уроках гимнастики способствуют укреплению мышечного аппарата и костной системы. 2. Партерная гимнастика, как вспомогательное Задачи вспомогательных и корригирующих упражнений на полу: · организовать и сосредоточить внимание учащихся и направить все их усилия на физическую нагрузку; · подготовить мышцы, связки и суставы для классического экзерсиса; · в индивидуальном порядке исправлять имеющиеся недостатки в осанке. Дети располагаются на полу на расстоянии вытянутых рук и ног. Упражнения выполняются в положении, разгружающем позвоночник: лежа на спине и животе при выпрямленных ногах, а так же сидя с вытянутыми ногами вперед и стоя на коленях. Упражнения повторяются сначала 2-4, затем 8-16 раз. Активные упражнения выполняются учениками на полу самостоятельно, без приложения дополнительных внешних усилий. Активно-пассивные упражнения делаются с помощью другого человека или при упоре. Во время упражнений на расслабление в положении лежа ученики отдыхают. Активно-пассивные упражнения на полу освобождают учащихся от той дополнительной работы, как физической, так и нервной, которую испытывает человек в вертикальном положении. А упражнение на расслабление, которые чередуются с упражнениями на нагрузку, дают детям некоторый отдых. Поэтому активно- пассивные и активные упражнения на полу создают максимум условий для сосредоточения внимания ребенка на мышечных ощущениях и учат сознательно управлять мышцами. Упражнения на полу позволяют с наименьшей затратой энергии достичь сразу три цели: · повысить гибкость суставов; · улучшить эластичность мышц и связок, · нарастить силу мышц. Мышцы и суставы подготавливаются к традиционному классическому экзерсису у станка, требующему высоко физического напряжения. Эти упражнения способствуют исправлению некоторых недостатков в корпусе, ногах и помогают вырабатывать выворотность ног, развивать гибкость, эластичность стоп. Упражнения подразделяются на: 1) Упражнения на напряжение и расслабление мышц. 2) Упражнения на улучшение выворотности ног. 3) Упражнения по исправлению недостатков осанки. 4) Упражнения, подводящие к экзерсису классического танца.
|