Систематизация движений классического танца
Всю систему движений можно представить по группам: 1) Большинство названий определяет характер обозначаемых ими движений, связанных с работой мышц – батманы: battement tendu, вытянутые батманы, battement jete, с броском ноги в воздух, battement fondu, тающие, rond de jambe. 2) Наличие описательного характера: assemble (вместе), passé (проходящее), coupe (режущее), glissade (скользящее). 3) Описательный характер и связывающий движение с образом, распространенным в балетном театре прошлого (pas chasse – от глагола гнаться, охотиться). 4) Подражание пластике животных pas de chat – кошачий прыжок, cabriole – резвый прыжок-коза итальянское сарга). 5) Связь с движениями народных национальных танцев pas de basque – движение басков, pas de bourre – в танце бурэ (французский танец). 3. Создание первого полноценного учебника Ценным вкладом в область советского балетного преподавания давно стала книга профессора А.Я. Вагановой Основы классического танца, впервые опубликованная в 1934 году, неоднократно с тех пор переизданная (5 раз), переведенная на многие языки. Эта книга была рассчитана на учеников и преподавателей уже знакомых с азами балетного тренажа. Её автор, начиная от простых движений и заканчивая движениями виртуального порядка, объяснял секреты их исполнения читателям более или менее опытным. Система Вагановой – закономерное продолжение и развитие традиций русской балетной школы. Огромный опыт, накопленный русским балетом, а в советское время критически осмысленный и систематизированный, стал базой новаторской деятельности следующих поколений педагогов танца во главе А.Я. Вагановой, профессором хореографии и народной артисткой РСФСР, педагогом Ленинградского государственного хореографического училища, ныне академией Русского балета, носящей её имя. Новым в этом замечательном методе являлись строгая продуманность учебного процесса значительная усложненность экзерсиса, направленная на выработку виртуозной техники, а главное – стремление научить танцовщиков сознательному подходу к каждому движению. Основные моменты: постановка корпуса, танец из корпуса, постановка рук, выразительное исполнение (сопоставление французской и итальянской балетной школы).
|