Студопедия — Личность с навязчивостями и любовь 5 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Личность с навязчивостями и любовь 5 страница






ИСТЕРИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ

своего обаяния, темперамента, непосредственности и экстравагантной одежды. Они считают смертельным грехом, если партнер не нашел в них любовные каче­ства или не оценил их — такое они переносят с тру­дом и вряд ли могут простить. Для них предпочти­тельнее ситуация “лучше б уж украли коня”, чем спокойная, без сантиментов жизнь. Скука для них смертельно непереносима, они всегда скучают, оста­ваясь наедине сами с собой. Они яркие, живые, изво­ротливые партнеры, спонтанные и непредсказуемые в своих чувственных проявлениях, способные к ин­тенсивной кратковременной любви. Они стремятся к наслаждениям, склонны к фантазированию и... часто проигрывают. К верности, по крайней мере собствен­ной, они относятся пренебрежительно. Тайная, зап­ретная любовь для них особенно привлекательна, так как дает простор для романтических фантазий. В их сексуальности имеются затруднительные об­стоятельства: эротическая игра, нежные любовные прелюдии для них важней, чем удовлетворение сек­суальных желаний. Им нравится неожиданно сказать: “Побудь со мной еще, и все будет хорошо”, — и дос­тавляет большое удовольствие замедлить или отложить завершение сексуальной близости. Они хотят увеко­вечить медовый месяц и с трудом после свадебных высот переносят погружение в повседневность. Они любят разнообразие. Если здоровые установки отно­сительно собственной половой принадлежности и противоположного пола не реализуются, у истеричес­ких личностей легко возникает нарушение любовных способностей вплоть до фригидности и нарушений половой потенции. Оба пола рассматривают секс ско­рее как цель, достижение которой повышает само­оценку, и как испытание силы воздействия своих


ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ СТРАХА

желаний на партнера. Этим они отличаются от лич­ностей с навязчивостями, которые используют секс для привязывания партнера к себе. Для истерических личностей важно упоение от силы своего воздействия на партнера, от того, сколь глубоко влияют на него особенности их характера и сама их сущность. Чем более выражены специфические особенности истерической личностной структуры, тем более тре­бовательными становятся манеры, тем ярче проявля­ется требовательность в подтверждении собственной ценности. В таких случаях любовная связь имеет доми­нирующую установку на постоянное подтверждение собственной значимости, в связи с чем необходимо постоянное обновление любви, и усиливается прису­щее истерическим личностям непостоянство. Потреб­ность в повышении самооценки при этом приводит к новым попыткам удивить окружающих, создать не­обычную, праздничную атмосферу. Естественно, что старение вызывает уменьшение привлекательности, носящей преимущественно внеш­ний, поверхностный характер, что, соответственно, приводит к возникновению возрастных кризов. Истерики нуждаются в партнере, но не так, как депрессивные личности, которые не могут жить, не вверяя себя ему; им необходимо зеркало, отражаю­щее их способность возбуждать любовь, для повыше­ния собственной неустойчивой самооценки. Их само­любование нуждается в постоянном подтверждении. Они легко поддаются лести, в которую охотно верят. Они нуждаются в партнере, прежде всего для того, чтобы заручиться его подтверждением их обаяния, красоты, ценности и привлекательности. В связи с этим они склонны к нарциссическому выбору партнера, однако не в связи с боязнью “всех других” лиц проти-

ИСТЕРИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ

воположного пола, как это бывает у шизоидов, но в особенности потому, что в партнере надеются найти собственное подобие, в котором вновь обретают и любят самих себя. Нередко истерические личности обоих полов на­ходят для себя невзрачных и малозаметных партне­ров, чтобы возвыситься на их фоне и быть объектом их безусловного обожания. Это напоминает басню про павлина, который хотел жениться на простой кури-це: в книге актов гражданского состояния ворон с удивлением записал, что прекрасный павлин хочет зарегистрировать брак с невзрачной курицей в связи с тем, что, как он многозначительно заметил, “я и моя жена безумно меня любим”. Такая сильная жажда постоянного подтверждения собственной ценности и значимости, естественно, не может быть утолена, ни один партнер не может полностью ее удовлетво­рить. В таком случае они ищут нового партнера, кото­рый мог бы играть возложенную на него истеричес­кой личностью роль. Отчаянные авантюристки и ловкие манипуляторы мужскими сердцами являются как бы коллекционерами скальпов, самооценка ко­торых зависит от числа их жертв и для которых лю­бовь есть игра, за которую приходится платить высо­кую цену. Сколь велики их требования к любви, столь же велики и связанные с этими требованиями и надеж­дами разочарования: неудовлетворенность, капризы, дурное настроение и придирчивые обвинения после каждой новой любовной авантюры часто заканчива­ются финансовыми издержками и неприкрытым пре­следованием партнера, которого они рассматривают как свою собственность и который, по их мнению, не вправе играть самостоятельную роль. Поскольку са-

9 815


ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ СТРАХА

мооценка истерических личностей связана исключи­ тельно с доказательствами любви к ним, они нена­ сытны в средствах и способах, с помощью которых добиваются этого: они постоянно сравнивают парт­ нера с другими, “которые умеют любить по-настоя­ щему”, подразумевая при этом, что другие способны сделать для них все, что они пожелают; они устраива­ ют сцены и страстно упрекают партнера в том, что он “мало их любит”, бурно, катастрофически реагиру­ ют, если партнер отдаляется от них. При этом наблю­ дается такая смесь чувств и расчета, что партнер не может понять, в чем же дело. Если любовь или брак основаны на иллюзорных ожиданиях, то при этом требования к партнеру пре­ вышают то, что вкладывает истерическая личность. Это вызывает разочарование, такого рода связь признает­ ся неудачной и начинаются новые поиски “большой любви”. Для партнерских взаимоотношений истери­ческих личностей характерны частые разрывы и при­мирения; в конце концов они требуют возмещения за свое разочарование, в новых связях являются чрез­мерно требовательными, что становится источником новых неудач и провалов. Все мы приобретаем первый опыт общения с про­тивоположным полом от наших родителей, братьев и сестер. Отношения родителей друг к другу — основан ли их брак на любви или на иных связях, — любов­ный опыт наших братьев и сестер, — все это форми­рует наши ожидания от партнерства, любви и секса. Обладают ли наши родители счастьем взаимной люб­ви или обходятся без идеализации друг друга, жале­ют, презирают или даже ненавидят они друг друга, знаем ли мы об их возможностях, заботах и пробле­мах, их взаимоотношениях, их радостях и их взаим-

ИСТЕРИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ

ном доверии — от этого зависят наши взгляды на выбор партнера, наши ожидания и наши представле­ния об их реализации во взаимном существовании. Родители, которые являются для детей идеалом пре­восходства и непогрешимости, принуждены демон­стрировать им идеальный брак, независимо от того, что происходит за кулисами этой игры. Этот идеал повзрослевшие дети надеются найти в партнере. Ро­дители, не удовлетворяющие потребности своих де­тей в создании представлений о противоположном поле, вызывают у них разочарование и испуг, накла­дывающий негативный отпечаток на ожидания, свя­занные с партнерским отношениями. Любовная жизнь истерических личностей ослож­нятся еще и тем обстоятельством, что они, будучи фиксированными на своей первой связи с персоной противоположного пола, не могут полностью отре­шиться от идентификации с ней. В этом отношении истерики остаются на той стадии развития ребенка, соответствующей 4—5 годам, когда он, как мы теперь знаем, идентифицируется с полученными ранее впе­чатлениями и вырабатывает первоначальные предфор-мы своих представлений о своем и противоположном поле. Принципиально здесь имеются следующие воз­можности: повторяется детское почитание или идеа­лизация родителя противоположного пола или брата (сестры) по отношению к партнеру, от которого ждут воплощения “мечты о мужчине” (“мечты о женщи­не”), или пережитые ранее разочарование, страх и ненависть, вызванные непереработанными детскими впечатлениями о личности, осуществлявшей уход за ребенком, как негативный опыт переносятся на парт­нера. В этом случае к партнеру относятся с предубеж­дением и с самого начала связи ожидают, что она


ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ СТРАХА

ИСТЕРИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ

будет тягостной. Происходит проецирование перво­начального образа матери или отца на партнера и ус­тановка на этот первоначальный образ, независимо от того, какую, собственно, роль играет партнер, т. е-происходит застревание на давнишней роли “сыноч­ка” или “доченьки”. У разочарованного матерью сына может развиться женоненавистничество, он мстит своим партнершам за перенесенное разочарование, уподобляясь Дон Жуану, обольщавшему и покидавшему затем женщин, нанося им ту же боль, какую ему причинила мать. Разочарованные отцом дочери мстят таким же обра­зом мужчинам: у них развивается мужененавистниче­ство или ложное представление о женской эмансипа­ции — они не только стремятся к реализации равных с мужчинами прав и повышению собственной значи­мости, но “поворачивают копье в обратную сторо­ну”, требуя равенства из соображений мести и зани­мая при этом чисто женскую позицию. Или же они отшвыривают от себя мужчин, рассматривая контакт с ними как встречу с нелюбящим, отвергающим их отцом (“если ты меня не любишь, то я не желаю об­ращать на тебя внимание, и убирайся прочь” — пси­ходинамическая основа некоторых девственниц). Не­которые из них, как Цирцея из “Одиссеи” Гомера, привлекают мужчин только своей сексуальностью, избирая различные формы соблазнения, и при этом используют и унижают мужчин, “превращая их в сви­ней”. Близки к этому типу и те женщины, которые предъявляют мужчинам чрезмерные физические, пси­хологические и материальные требования, используя, изматывая и лишая их силы и власти, как бы “каст­рируя” их и унижая их мужское достоинство. Такие “демонические”, склонные к разорению и разруше­

нию женщины часто встречаются в романах и пьесах Стриндберга. В конце концов разочарованность про­тивоположным полом или страх перед ним приводят к гомосексуализму. Может быть также, что при этом сестра или брат заменяют мать или отца. Связь с первыми впечатлениями от персоны про­тивоположного пола, осуществляющей уход за ребен­ком, является общечеловеческим феноменом, кото­рый французы выразили следующим образом: “Мы всегда возвращаемся к своей первой любви”. Примеры зависимости от личности, осуществляв­шей уход за ребенком в раннем детстве, от их “семей­ного романа” столь известны, что истерические лич­ности нередко попадают в ситуацию “треугольной” зависимости, в которой подсознательно повторяется их положение между двумя родителями и которая не­редко встречается в качестве основы структурирова­ния личности в семье с единственным ребенком. Им кажется, что, находясь в таком “треугольнике”, они брошены на волю рока и часто, ссылаясь на “судьбу”, говорят о том, что их постоянно “толкает” на такие отношения, что все мужчины или женщины, кото­рые им встречались, уже связаны с другими. На са­мом деле, в поисках партнера, связанного с другим, зная о том, что он не свободен, истерические личности как бы возобновляют давнишнее соперничество с матерью или отцом. Они фиксированы на том, чтобы увести избранника от другого, вступая с покинутым в сопернические отношения, и всячески стремятся его уколоть, одновременно требуя от любовника серь­езности, ответственности и проявления бурной радо­сти от новой связи. Знакомство с любовными историями каждого че­ловека помогает понять его поведение. Истерические


ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ СТРАХА

личности продолжают грешить и совершать ошибки, отрицая при этом какую-либо связь своего поведения с семейным анамнезом, и полагают, что их женствен­ность или мужские качества развивались нормально. Иногда они не имеют представления о развитии их собственной половой роли и откликаются на любые сексуальные требования, поставив свою половую иден­тификацию в различных ее вариантах в зависимость от ее оценки партнером. При этом следует учитывать, что развитие женственности или мужественности за­висит также от душевной и сексуальной зрелости. Основные проблемы жизни истериков усматрива­ются в связи любви и партнерских отношений с их иллюзорными ожиданиями и представлениями о жиз­ни, любви, браке и вообще о противоположном поле. Их требовательная позиция по отношению к другим без готовности удовлетворить запросы партнера и за­ботиться о нем приводит их к новым разочаровани­ям, дающим право сделать вывод о том, что жизнен­ные установки истериков основаны на иллюзиях и потому разочарование так неотвратимо. Страстное и активное желание в сочетании с полными радостных предвкушений запросами без собственного участия в создании таких отношений является проблематичной стороной этих личностей. При выборе партнера для них важно его положе­ние, возможности, титул и другие внешние атрибу­ты, характеризующие его ценность и значимость. И в этом они остаются детьми, которым импонируют внешние атрибуты, являющиеся, как им кажется, ис­точником хорошей жизни; вину за свои разочарова­ния они, как правило, возлагают на партнера. Страх собственной несостоятельности вызывает у них вле­чение к подтверждению своей способности к любви,

ИСТЕРИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ

своей самоценности, и это влечение они реализуют в своих требованиях к внешнему окружению. Склонность проецировать вовне свои собственные недостатки вызывает, естественно, много проблем в партнерских взаимоотношениях. Истерические лично­ сти могут использовать различные варианты упреков и находят множество причин, чтобы обвинить парт­ нера, предъявляя при этом тенденциозные обвине­ ния, искажая факты, пользуясь “кривой логикой”, клеветой и интригами. Особенно тяжело развиваются взаимоотношения между истериками и личностями с навязчивым развитием, являющимися как бы проти­ воположными по структуре. Чем больше партнер с навязчивым развитием неумолимо-последовательно настаивает на своем и в сложившейся ситуации без­ апелляционно доказывает свою правоту, тем больше уклоняется от такой последовательности истеричес­ кий партнер, прибегая к непостижимой “логике”, перескакивая, как описал Шульц-Хенке, от одной мысли к другой, что напоминает совершенно беспо­ рядочное движение фигур на шахматной доске без установленных правил. При этом истерики, с одной стороны, имеют тенденцию избавляться от докучли­ вого партнера, а с другой, при этом, хотят распоря­жаться им. Будучи достаточно гибкими, они не сжи­гают за собой мосты и оставляют открытой дорогу назад. Однако вместо этого партнер с навязчивым раз­витием остается припертым к стенке, безуспешно пы­таясь понять и истолковать переживания своего исте­рического партнера. Шизоидные партнеры инстинктивно избегают ис­терических личностей, они легко их разгадывают и проявляют мало готовности восторгаться ими и под­тверждать их притязания. Поэтому истерические лич-


ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ СТРАХА

ности охотней избирают себе партнеров с депрессив­ным развитием, которые проявляют готовность и в дальнейшем выполнять повышенные требования ис­териков; продолжительность такой связи является хо­рошей ценой для депрессивных личностей. Связь между двумя истерическими партнерами удовлетворяет их лишь тогда, когда истерические черты не очень сильно выражены. В противном случае со­перничество и взаимное подкалывание является не­избежным подводным камнем таких взаимоотноше­ний. В художественной литературе мы находим много примеров изображения истерических женщин (“Луи­за” С. Моэма или Скарлетт в романе М. Митчелл “Уне­сенные ветром”). Из писем Пушкина и Фонтана хо­рошо известны трудности при взаимоотношениях с женщинами, у которых преобладала истерическая структура личности. Такого же рода коллизии описа­ны в “Сказке о рыбаке и рыбке”.

• Истерическая личность и агрессия

Специфическими формами агрессии, которые свой­ственны детям в возрасте от 4 до 6 лет, являются со­перничество и конкуренция. Несмотря на дальнейшее развитие, ранние формы агрессии сохраняются и поз­же. В специфических для данного пола формах эта аг­рессия в своей основе носит характер саморекламы и овладения или всеобщей борьбы за все, что укрепля­ет и увеличивает ценность истерической личности, и против всего, что этой самооценке угрожает. Агрес­сия, как правило, является следствием самооправда­ния и стремления к самозащите и проявляется в спо-

ИСТЕРИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ

pax и конкурентных взаимоотношениях, из которых истерические личности извлекают для себя пользу. В противоположность реакциям ранее описанных личностей с навязчивым развитием, агрессивные ре­акции у истерических личностей гибки, спонтанны, они не сопровождаются выраженной тревогой и зло­памятностью и, к тому же, менее продолжительны. Эти реакции достигают различной степени импуль-сивньк проявлений вплоть до произвола и меньше определяются фактами, чем личностными связями и личностной несовместимостью. Чем больше выражены истерические расстройства, тем больше проявляется агрессивность; гибрид са­мовосхваления и аферизма может принять экстре­мальные формы, а необычная впечатлительность и чувствительность — привести к нарциссическому за­болеванию. Нередко наблюдается непомерное хвастов­ство, стремление к расточительству; они оттесняют других, для того чтобы играть первую скрипку и быть на первом плане; каждый однополый “другой” яв­ляется потенциальным соперником, и они всячес­ки стремятся унизить его и затмить собственным блеском. У истериков часто встречается стремление импо­нировать, они хотят произвести безусловное, неиз­гладимое впечатление. Стремление быть в центре вни­мания и произвести впечатление может достигать весьма высокой степени из-за неумения проводить различие между кажущимся и действительным, же­лаемым и реальным. В связи с недостаточностью самокритики и само­контроля агрессия у истерических личностей носит импульсивный характер, она легко возникает вслед­ствие их увлеченности, которая вообще преобладает у


ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ СТРАХА

личностей такой структуры. При агрессии в отноше­нии партнеров для них характерны следующие обобще­ния: “все мужчины — тряпки”, “все женщины — дуры”. Истерическая агрессия нередко принимает арха­ичные формы “двигательной бури”, однако если у шизоидов это проявление чувства экзистенциальной угрозы их сущности, то у истериков это проявление потребности в драматизировании, в том, чтобы про­извести впечатление на окружающих. Истерики в сво­их проявлениях стремятся произвести впечатление и поразить окружающих, что нередко может расцени­ваться как заранее предусмотренная стратегия. Для них нападение есть лучшая защита. Другую особенность истерической стратегии можно определить как “не­логичность”. Вот пример.

После обоснованной и спокойно выраженной критики со стороны мужа за небрежность жена впала в состоя­ ние дикого аффекта, не соглашаясь с этим по суще­ ству, изрыгая поток проклятий и упреков, заявляя, что все это ее не касается, что она не хочет иметь с ним ничего общего и от этих дел держится в стороне. Она как бы “повернула копье в обратную сторону”, активно отстраняясь от реальности и убегая от нее. Данная реак­ ция становится понятной, если мы учтем, сколь ла­ бильна и ранима самооценка у истерической личнос­ ти, как болезненно она реагирует даже на легкую критику и малейшие неприятности. Вследствие недо­ статка идентификации с самим собой это приводит к тому, что основа личности, ее базис становится более зыбким и неустойчивым; из-за болезненного и уязви­ мого самолюбия происходит высвобождение чувства ненависти, которое взаимодействует со страхом перед обесцениванием своего “Я”.

Особой формой истерической агрессии является интриганство. Возникновение этой формы агрессии можно заметить в семейных отношениях: подсозна-

ИСТЕРИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ

тельно повторяется ситуация, когда ребенок стано­вится между родителями или, по крайней мере, меж­ду братом (сестрой) и родителями, когда он вынуж­ден лавировать между ними, настраивая одного родителя против другого или против брата (сестры), обыгрывая их привязанность к себе или другому. Та­кого рода давнишние семейные проблемы переносят­ся повзрослевшими истерическими личностями на новые объекты межперсональных отношений. Интри­ги, распускание слухов, унижающих достоинство дру­гих и уменьшающих их общественную значимость, мстительное поведение характерны для них. Сюда же относится половая ненависть, приобретающая иног­да формы экстремального влечения к мести. Истери­ческая агрессия склонна принимать сценические фор­мы, достигая при этом наибольшей выразительности, если имеется возможность проявить свои дарования публично. Пламенное негодование, патетические же­сты, страстные призывы и жалобы являются типич­ным проявлением истерической агрессии, которая может внезапно ослабеть, если публика больше эти сцены не созерцает. Вот пример мужененавистничества и мстительно­сти у женщины с сильно выраженными истерически­ми нарушениями.

В связи с претензиями на внимание и уважение и ссы­ лаясь на свои слабые нервы и хрупкое здоровье, жена требовала от своего мужа, чтобы он курил сигары на балконе, так как она не переносит дыма. Когда он смот­ рел по телевизору футбольные матчи, она высмеивала перед детьми его примитивность, так что они не хоте­ ли принимать участие в этом зрелище и не имели об­ щих интересов с отцом. Он получил лучшее, чем она, образование, но, тем не менее, книги, которые он чи­ тал, она находила скучными, потому что не понимала


268 ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ СТРАХА

их и не хотела приложить каких-либо усилий, чтобы их понять. Ее сексуальные желания были ему непонятны и обставлялись чрезмерными требованиями, служивши­ ми основанием для отказа от близости Она унижала его во всех его проявлениях и отношениях, бессознательно мстя за разочарование, которое она испытала от отца, отдававшего предпочтение ее интеллектуальной сестре.

И еще один дополнительный пример.

В течение длительного времени один из моих пациен­ тов говорил мне, что одновременно с лечением у меня он начал получать психотерапевтическое лечение у од­ ного из коллег Он решил проверить, какой из приме­ няемых методов больше ему подходит и больше нра­ вится. При мне он плохо отзывался о коллеге и его методах психотерапевтической работы, при нем точно так же говорил обо мне, скрывая от каждого из нас, что в то же время лечится у другого Когда он описывал каждому из нас характер лечения у другого, то относил это к давно прошедшему времени. Он разыгрывал нас точно таким же образом, как когда-то настраивал друг против друга своих родителей. Таким способом он из­ живал свои детские переживания, когда натравливал родителей друг на друга и использовал это в своих ин­ тересах. Он повторял такого рода месть, натравливая психотерапевтов друг на друга, и тем самым бойкоти­ ровал терапевтическую ситуацию.

• Биографические основы

Мы снова напоминаем, что страх перед необходимо­стью и окончательностью является у истерических личностей преобладающим. Он становится побудитель­ным импульсом центробежных тенденций и стремле­ния к переменам. Если вначале мы обратимся к предрасполагающим, способствующим развитию истерических личностей

ИСТЕРИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ

факторам, то обнаружим прирожденную живость и привлекательность, большую спонтанность и жизнен­ный напор, выразительность, способность проявлять вовне свои внутренние переживания и представления, общительность и закономерную потребность в обще­нии. В связи с такой предрасположенностью, особен­но сильно проявляющейся в межчеловеческих отно­шениях, они находятся в зависимости от постоянного подтверждения той симпатии, которую они вызыва­ют. Их живость, открытость, приспособляемость и склонность к увлечениям оказывают положительное впечатление на окружающих; они никогда не бывают скучными; они нуждаются в побуждениях и инициа­тиве и сами инициативны. Врожденная привлекатель­ность истериков часто сопровождается красотой, ко­торую они очень рано начинают использовать для возбуждения к себе симпатии. Они с легкостью влюб­ляются и многим нравятся, полагая, что так и долж­но быть; они чувствуют себя очаровательными и по­лагают это чувство совершенно естественным. Хотя это преимущество является лишь преходящим даром, они используют его постоянно, стремясь вызвать любовь и удивление и не отказываясь от этого ни при каких условиях. Они очень рано начинают рассчитывать на свою привлекательность и, опираясь на нее, выби­рать свой жизненный путь. В них живет уверенность в том, что любовь и восхищение, которые они вызыва­ют, вполне закономерны. Для того, чтобы эти пред­расположения стали действующими, необходимо воз­действие окружающей среды, на чем мы и хотим остановиться более подробно. В соответствии с психоаналитическим опытом ве­роятность начала развития основ истерической струк­туры относится к периоду жизни ребенка между 4 и 6


ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ СТРАХА

годами. В этом возрасте ребенок, вырастая из младен­ческого периода, переходит к новым, важным шагам своего развития. В это время расширяются и обогаща­ются его способности и поведенческие возможности, перед ним ставятся новые задачи: он постепенно вра­стает в новый мир, где познает правила ролевого по­ведения, он получает первые навыки половой при­надлежности и половой роли как девочка или мальчик, он предчувствует и предвосхищает будущее как поле для испытания и проверки своей миссии по отноше­нию к другим. Это означает также, что его прежний магический мир желаний с представлениями о без­граничных возможностях для их удовлетворения по­степенно заменяется реальностью, которая обслужи­вает его потребности, а также ограничивает его собственную волю. Внутренний и внешний мир его переживаний рас­ширяется и обогащается, включая в себя уже более значительные области, которые относятся к жизни взрослых. Это подразумевает требование возрастаю­щего благоразумия, ответственности и расчета; коро­че говоря, ребенок в это период во многих отноше­ниях осознает реальность, свое положение в ней и свои предположения о ней, что имеет отношение к существованию взрослых Для того чтобы эти шаги развития были удачны­ми, ребенок нуждается в убедительных примерах и образцах для их достижения. Он должен встретить в поведении взрослых нечто такое, к чему он стремит­ся: мир взрослых должен быть для него достаточно привлекательным, чтобы воспринять правила и под­ражать образу жизни взрослых. Родителям в этот период предъявляются новые требования: ребенок уже не малыш, созданный для

ИСТЕРИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ

них и неотделимый от них, а они не полубоги для него. Он — маленький человек, который критически, с возрастающим стремлением к знаниям, наблюдает за ними, спрашивает об обоснованности “заветов и запретов”, соблюдение которых рассматривает как приобщение к обществу (взрослых) и требует за это любящего вознаграждения; он хочет подвергнуть ис­ пытанию любовь к нему родителей и убедиться в том, что они его любят. Впервые ребенок обучается образ­ цам специфичного для данного пола поведения и вос­ принимает это со всей серьезностью. Зрелость и по­ нимание родителей особенно важны в этот период, когда ребенок нуждается в здоровом идеале в поисках самого себя, в выработке самооценки и, наконец, в обретении идентификации. Истерическим личностям как раз в этот период недостает столь необходимого для их развития руко­ водства и образцов для подражания. Когда ребенок переходит от младенчества к реальному восприятию жизни с отказом от прежнего поведения и безответ­ ственности в пользу ответственности и понимания необходимости, он это решает как совершенно но­ вую для себя задачу знакомства с порядком в окружа­ ющем мире, который кажется ему осмысленным. В этот период родители должны помочь своему ребенку в его желании освоить этот новый для него мир, в котором дети хотят идентифицировать себя с роди­ телями. Для этого они готовы отказаться от прежних форм детского поведения и свободы. Ребенок дол­жен получить радость от переживания соответству­ ющей возрасту половой идентификации и от того, что он справился с новыми для него задачами; гор­дость за это составляет основу образования здоро­ вой самооценки.


ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ СТРАХА

Представим себе теперь среду, которая характе­ризуется неустойчивостью и хаотичностью, где то, за что сегодня наказывают, завтра не принимают во вни­мание; среду, в которой с ребенком продолжают об­ращаться как с малышом, не принимают его всерьез, относятся к нему без достаточной искренности, счи­тая маленьким и глупым, а его вопросы воспринима­ют с пренебрежением, как не требующие четкого и вразумительного ответа. Или представим себе родите­лей, допускающих при ребенке грубые сцены и ссо­ры и полагающих, что он все равно ничего не пони­мает и зависит от них, и в то же время ожидающих, что он признает их поведение разумным. Они ведут себя таким привычным и удобным для себя спосо­бом, и когда ребенок делает им замечания и спраши­вает, почему родители так поступают, они наказыва­ют его за дерзость, исходя из принципа “quod licet Jovi, non licet bovi” (“что дозволено Юпитеру, не доз­волено быку”). Таким образом, эта среда характеризу­ется хаотичностью, непонятностью, отсутствием руко­водящего начала и достойных примеров, в связи с чем ребенок растет при недостатке необходимых ориенти­ров и поддержки. Так создаются условия для того, что­бы ребенок остался безответственным. Вот один пример (из дневника девочки-подростка).

“Произошло нечто необыкновенное и из ряда вон вы­ ходящее. Я была больна. Матери до этого не было ника­ кого дела, для нее я здорова, все нормально и это само собой разумеется. Поэтому: устраиваю утонченный иг­ ровой театр, в котором, с одной стороны, участвуют те молодые люди, которые этого хотят, и одна солнечная девочка, один ребенок, предлагающий угощение. Каж­ дый, сияя, обнимается и отмечает, какая ты сладкая, а также приносит тебе все, в чем ты нуждаешься. И если нельзя добиться любви за твою нежность и хрупкость,







Дата добавления: 2015-09-04; просмотров: 282. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Эффективность управления. Общие понятия о сущности и критериях эффективности. Эффективность управления – это экономическая категория, отражающая вклад управленческой деятельности в конечный результат работы организации...

Мотивационная сфера личности, ее структура. Потребности и мотивы. Потребности и мотивы, их роль в организации деятельности...

Классификация ИС по признаку структурированности задач Так как основное назначение ИС – автоматизировать информационные процессы для решения определенных задач, то одна из основных классификаций – это классификация ИС по степени структурированности задач...

Понятие массовых мероприятий, их виды Под массовыми мероприятиями следует понимать совокупность действий или явлений социальной жизни с участием большого количества граждан...

Тактика действий нарядов полиции по предупреждению и пресечению правонарушений при проведении массовых мероприятий К особенностям проведения массовых мероприятий и факторам, влияющим на охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, можно отнести значительное количество субъектов, принимающих участие в их подготовке и проведении...

Тактические действия нарядов полиции по предупреждению и пресечению групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков В целях предупреждения разрастания групповых нарушений общественного порядка (далееГНОП) в массовые беспорядки подразделения (наряды) полиции осуществляют следующие мероприятия...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия