Студопедия — Личность с навязчивостями и любовь 3 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Личность с навязчивостями и любовь 3 страница







218 ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ СТРАХА

страдания, ненависти, горечь разочарования, страст­ ное желание дать реакцию протеста у этого ребенка не могли быть выражены, и их подавление явилось базисом для последующего развития навязчивой симп­ томатики.

В качестве среды, оказывающей влияние на навяз­чивое развитие детей, служит личность родителей, их социальная роль, соответствующие требования пре­стижа — например, военная специальность отца, ра­бота учителем или священником и другие подобные профессии, которые сопровождаются внешними ат­рибутами престижа и требуют для своего воплощения квазинавязчивого поведения. Так, для военных, осо­бенно со старыми прусскими традициями, этими ат­рибутами являются самообладание, соответствующая амуниция, подтянутость и так называемая “мужская профессиональная идеология” (“осанка и высокий же­сткий воротник поддерживают честь офицера”).

Офицер высокого ранга имел двоих сыновей. Он стро­ ил относительно них честолюбивые планы, и их бу­ дущность должна бьыа соответствовать его ожиданиям. Воспитание сыновей происходило в прусском духе: любые выражения чувств, особенно слезы, пресекались (“немецкий юноша не плачет”). В доме все должно было идти как по маслу; семья должна была функциониро­ вать, как хорошо выдрессированные рекруты в казарме. Сыновья" должны были идти спать строевым шагом; хотя между братьями была разница всего лишь в один год, младший должен был подчиняться старшему так, как будто тот имел более высокое воинское звание. Млад­ ший из братьев, музыкальный и развитый мальчик, казался отцу слишком мягким и вообще был “непуте­ вым парнем”, поскольку, как узнал отец, у него была слишком выражена потребность в нежности и тепле, и он плакал, когда при выполнении отцовских методов закаливания зимой у него синели от мороза пальцы, ведь “носить рукавицы — это не по-мужски”. “Закали-

ЛИЧНОСТИ С НАВЯЗЧИВОСТЯМИ

вание” касалось всех возможных областей и потребова­ ло бы особого описания. Отец хотел направить сына в известную школу для воспитания лидеров, в которой учились отпрыски национал-социалистов. Хотя сын и возражал против этого, его мнения, естественно, ник­ то не спрашивал — отец лучше знает, что хорошо, а что плохо. Между 15 и 16 годами мальчик поступил в такую школу, где преобладала армейская муштра, и был несчастлив, поскольку стал в ней далеко не лучшим учеником. Вскоре он оказался на сборах, где подвергся разносу из-за того, что во время рапорта заикался. Заи­ кание в условиях сборов резко усилилось. В школе из-за этого он предпочитал отвечать на вопросы в письмен­ ном виде. Он сообщал отцу о своих симптомах и о том, какие трудности испытывал, но не получал отклика на свои обращения. Его симптомы были единственным выходом из ситуации, способным воздействовать на непреклонность отца; какой-либо сознательный про­ тест был немыслим еще и потому, что привел бы к более строгим мерам, и потому из соображений безо­ пасности он не проявлялся. Юноша подсознательно использовал симптом как средство достижения желае­ мого — избавления от школы без переживания своей вины и без открытого противодействия отцу; одновре­ менно симптом доставлял ему удовлетворение как сред­ ство отмщения. Кроме того, страдания и помехи в об­ щении, которые причиняло ему заикание, служили подсознательным наказанием за избавление от дрессу­ ры и выполнения отцовской воли. Очевидно, для пси­ хического здоровья ребенка необходимо определенное ограничение родительской авторитарности, так как бе­ зусловное подчинение опасно тем, что ребенок воспи­ тывается без необходимых для его развития вопросов “зачем?” и “почему?”.

Крайне опасными являются такие формы “воспи­тания”, которые, будучи примененными в массовом масштабе, рождают слепое подчинение приказу. Ав­торитарное воспитание, вызывая скептическое к себе отношение и протест, приводит к низвержению ав-


ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ СТРАХА

ЛИЧНОСТИ С НАВЯЗЧИВОСТЯМИ

торитетов и экстремальным формам произвола, ко­ торый представляет не меньшую для свободы опас­ ность, чем авторитарность. В тяжелых случаях упрямство и стремление все де­ лать наперекор пронизывают всю жизнь личностей с навязчивым развитием. В таких случаях в качестве ре­ акции на действительное или воображаемое насилие отрицается или отсекается любой порядок как форма принуждения. Это люди с тяжелым характером, са­ мочувствие которых тесно связано с их своенравием и потребностью самоутверждения и которые принци­ пиально все отвергают и всему противоречат, таким невротическим способом наверстывая то, чего не могли добиться в детстве. В семьях, где воспитываются такие молодые люди, как тот, о котором мы упоминали выше, они играют роль человека, воплощающего надежды и ожидания родителей; этих детей принуждают быть образцовыми. Их поведение должно соответствовать ожиданиям ок­ ружающих; детей заставляют быть эталоном и посто­ янно доказывать это хорошим воспитанием и поведе­ нием — тем, что они, в отличие от других детей, не позорят своих родителей, не заставляют их краснеть. Это очень затрудняет действия учителей, так как для таких детей, главной школой является отцовское вос­ питание. Ребенок из такой среды является отражени­ ем личности своего отца или высокопоставленного члена своей семьи и всегда боится своим ответом или отказом от ответа их опозорить. Основой навязчивого развития личности является то обстоятельство, что у этих детей не хватает сил для бунта и ниспроверже­ ния навязанного им порядка и они становятся объек­том слишком навязчивой опеки родителей и воспи­тателей. Родители не догадываются о том, как это

вредно, капризы ребенка служат для них лишь дока­зательством его “плохого характера”, тогда как для окружающих, особенно в деревнях и маленьких го­родках, где все знают друг друга, капризы ребенка являются причиной злорадства и морального осужде­ния родителей. Человек, который во имя социального или иного престижа жертвует интересами ребенка, свое тщесла­вие и честолюбие ценит выше, чем благо ребенка; большинство родителей относится именно к такому типу. К сказанному следует добавить еще одну харак­терную особенность людей с навязчивым развитием: чтобы гарантировать собственное спокойствие и бе­зопасность, они становятся зависимыми от очевид­ных мнений, от того, “что говорят люди”, не вникая в то, что именно они говорят и делают, т. е. выступа­ют в роли соглашателей. Вновь проявляя свое воспи­тание, в соответствии с которым нужно делать то, что приказывают, и не рассуждать, они при воспита­нии своих детей не дают им необходимых разумных пояснений и ответов на их вопросы “зачем?” и “поче­му?”. Между тем, когда от детей требуют выполнения “заветов и запретов” без понятного для них обоснова­ния, они далеко не всегда готовы их исполнять. При современном преобладании патриархата обычно ро­дители “всегда правы” и их авторитет не может вызы­вать сомнений. Согласно мифу о райской жизни, пер­вой паре без какого-либо объяснения бьыо запрещено срывать плоды с дерева познания добра и зла, и по­тому так естественно, что человек из любопытства со­вершил грехопадение. Может быть, приводимый ниже в сокращенном виде пример даст возможность понять, сколь слож-


ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ СТРАХА

ными и комплексными являются биографические ос­новы навязчивого развития. Каждая жизнь имеет чрез­вычайно многослойные и многообразные биографи­ческие корни, которые может представить себе и охватить во всей их сложности только поэт, которому дан дар передать целостное впечатление о человеке.

Тяжело больная навязчивостями в возрасте около 30 лет тратила на одевание и раздевание около полутора часов, а на купание — два часа. Когда она пришла на лечение, мытье занимало у нее шесть часов в сутки. Сексуальные отношения с мужем были прекращены. Дети не должны были к ней прикасаться, она целый день лежала в постели и только в полном покое и оди­ ночестве не испытывала страха перед прикосновени­ ем, которое может быть причиной загрязнения, и пе­ ред беременностью. Все это, подобно метастазам, привело к развитию навязчивого страха прикоснове­ ния, который в дальнейшем даже привел ее к пред­ ставлению о том, что загрязнение может произойти от одного лишь взгляда на дверную ручку, к которой при­ касалось множество людей. Как мифический царь Ми- дас, который все, к чему бы ни прикасался, превра­ щал в золото, так все, до чего бы она ни дотрагивалась, делало ее “нечистой”. На предварительном собеседова­ нии она сидела с закутанными ногами, крепко обхва­ тив руками колени, так что к концу беседы ее конечно­ сти настолько застыли, что она с трудом их разжала. Когда она вошла в комнату для проведения психотера­ пии, то в течение минуты шепотом повторяла: “Я не запачкаюсь”, — и лишь потом смогла обратиться ко мне. В качестве противопоставления прикосновению, кото­ рое вызывало у нее панический страх, кроме мытья, она использовала также проговаривание определенных предложений как магических заклинаний. Эта женщина, которая находилась на грани психо­ за, происходила из пуританской семьи, проживавшей в маленьком городке одного из южных штатов США. Мать была строга и предъявляла чрезмерные требова-

ЛИЧНОСТИ С НАВЯЗЧИВОСТЯМИ

ния в отношении соблюдения моральных правил; отец был мягким, часто болел, боялся жизненных трудно­стей и просто жизни. На свадьбе дочери он почувство­вал себя так плохо, что вынужден был лечь в постель и не принимал участия в праздничной церемонии. Паци­ентка была воспитана внимательной и чуткой по отно­шению к родителям, разделяла все их заботы; родители гордились тем, что в их маленьком городке все обраща­ли внимание на то, что пациентка и ее младший брат были крепко привязаны друг к другу. Она должна была служить примером во всех отношениях. Курение, упот­ребление спиртного, танцы, игра в карты были запре­щены ей до замужества (т. е. до 30 лет). Она ходила в воскресную школу, где строго соблюдалось правило, чтобы учащиеся противоположного пола сидели на раз­ных скамьях. Родители нашей пациентки были “такие добрые”, она не получила от них “ни одного шлепка”, не слышала ни одного грубого слова — как она однаж­ды очень метко заметила, “мы убили бы друг друга с добротой”. С девяти месяцев она стала полностью чистоп­лотной. Когда ей было 14 лет, мужчина, сидевший рядом с нею в кино, положил руку ей на колено. С ней это про­изошло впервые, она выбежала из кинозала, но, тем не менее, испытывала чувство вины, хотя никому об этом не рассказала. Когда ей было 16 лет, у одного мо­лодого человека в автомобиле во время петгинга произош­ло семяизвержение на ее руки, и с этого времени у нее возникло навязчивое стремление мыться, которое ста­новилось все более частым и императивным, хотя вна­чале это выглядело как обычная процедура очищения. Она испытывала непонятное чувство вины и ирра­циональный страх перед возможностью забеременеть, впоследствии развившийся в навязчивое представление о беременности, сопровождавшееся периодически воз­никавшей рвотой. Она никому об этом не говорила — ведь как были бы удивлены и расстроены родители, если бы они узнали о том, что произошло. Во время лечения выяснилось, что ее младший брат, на три года моложе ее, был любимчиком матери. Его считали в семье выда­ющимся и даже гениальным, что было для нее недо-


ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ СТРАХА

стижимо. Свои способности она оценивала как едва достигающие среднего уровня; все, чего она добилась, давалось ей ценой больших усилий. При таком положе­ нии озлобление или любая другая форма протеста про­ тив брата были невозможны; она подавляла свою рев­ ность, свою зависть и свою ненависть к любимому брату, предпочитая вместе с родителями идеализировать его. Ее страх перед прикосновением принуждал ее и дома, и в клинике притворять двери локтем. В клинике она постоянно думала о необходимости проверить, закры­ ты ли двери, хотя из вежливости не решалась об этом сказать. Она не искала помощи извне, и ее навязчивые симптомы усиливались все больше и больше. Между прочим, во время лечения мы обнаружили, что первые признаки навязчивой симптоматики появились у нее в 7—8-летнем возрасте: она не могла идти в школу, пока ее гольфы не достигали определенного уровня на обеих ногах, — это был никем не понятый сигнал тревоги Ухудшение наступало в тех далеко не редких случаях, когда ее симптомы подвергались осмеянию или ее из- за них наказывали — тогда она вынуждена была разви­ вать тайные методы защиты. При расспросах обо всем этом нам нужно было проявлять максимальную тактич­ ность, поскольку одно лишь упоминание о ее симпто­ мах и проблемах служило для нее сигналом для того, чтобы потребовать от окружающих оставить ее в покое. Когда я однажды во время психотерапевтической бесе­ды заметил, что она несколько идеализирует свою се­мью, и что если бы не ее “святое окружение”, то у нее не развились бы многие из симптомов, и что я считаю вредным для нее замалчивание и утаивание своих аф­фектов и агрессивных реакций, так как такое подавле­ние оборачивается против нее самой, она взглянула на меня с ненавистью и поклялась, что может сказать о родителях только хорошее. Однако это вступало в про­тиворечие с запомнившимся ею и воспроизведенным сновидением: она увидела гроб матери с датой на нем, которую “забыла” (мать была в то время жива). Родители до сих пор не знают о ее болезни: “Если я напишу им о том, что имела добрачную связь, они бу-

ЛИЧНОСТИ С НАВЯЗЧИВОСТЯМИ

дут так оскорблены, что я этого не переживу; лучше уж мне оставаться больной”. Она не могла раньше обра­титься ни к одному врачу, потому что должна была бы ему рассказать о своей сексуальности и о своей добрач­ной связи. В связи с этим она считала, что должна про­должать жить со своими навязчивостями. Вызвавшая реакцию ситуация в ее супружестве, ко­торая привела к утяжелению навязчивой симптомати­ки, была связана с тем, что ее муж, активный и жизне­радостный человек, предъявлял к ней повышенные сексуальные требования; для нее же сексуальная связь была допустима лишь с единственной целью — деторождения.

• Дополнительные соображения

В определенном смысле можно сказать, что привыч­ка — это вторая натура личностей с навязчивым раз­витием. Церемониальный ряд, связанный со встава­нием, умыванием, одеванием и другими “любимыми привычками”, не только доставляет определенное удовлетворение, облегчая нам жизнь, но и помогает нам в затруднительных ситуациях. Однако эти при­вычки отнюдь не воспринимаются как нечто мучи­тельное и насильственное: они служат целям эконо­мии сил и времени и могут быть изменены нами в тех случаях, когда не выполняют нужных нам задач. Це­ремониал также имеет большое значение во многих областях социальной, общественной и религиозной жизни. В равной степени он необходим для обустрой­ства нашего существования, внося в него порядок и гармоничность, регулируя наше поведение. Лишь тог­да, когда эти привычки и церемонии выступают в необычных формах и приобретают бессмысленный характер, мы можем говорить о навязчивых или на­сильственных явлениях.

8 815


ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ СТРАХА

Мы убедились в том, что жесткие воспитательные методы, авторитарное и излишне принципиальное поведение родителей являются факторами, способ­ ствующими началу навязчивого развития, особенно если эти методы применяются в раннем детстве. При­ нуждение в раннем возрасте к отказу от всех неже­ лательных (для воспитателей, родителей) форм по­ ведения открывает дорогу категоричности, нетер­ пимости, появлению и усилению диктаторских и дог­ матических черт характера. Такая категоричность и абсолютизация привычньк суждений показательна для навязчивых личностей и приводит их к отстранению от действительности и враждебным установкам в от­ ношении окружения. Им нравится все, что предписа­ но им свыше. Однако для того, чтобы жить по при­ нуждению и под давлением, необходимо первоначаль­ но обуздать собственную активность — и они вынуж­ дены прилагать усилия для принуждения самих себя. В подобных случаях постоянный бдительный кон­ троль за “хаосом” и утверждение этого контроля пу­ тем соблюдения определенных правил дает гарантию того, что не произойдет то, чего произойти не долж­ но. Все такого рода жесткие отграничения от “нормы” таят в себе определенную опасность, и в случае если картина происходящего искажена и мы узнаем о том, что на самом деле нарушений порядка нет, жесткий контроль должен быть прекращен. Некоторые вариан­ ты поведения навязчивых личностей кажутся нам по­ нятными — их повышенное беспокойство и чувстви­тельность вместе со склонностью реагировать на мелочи связаны с тем, что такая “мелочь” есть “нача­ло конца” в том смысле, что даже маленькое наруше­ ние привычной последовательности регулярных дей­ ствий, кратковременное отклонение внимания от их

ЛИЧНОСТИ С НАВЯЗЧИВОСТЯМИ

нужд может привести к прорыву длительно подавляе­мых эмоций, как последняя снежинка может вызвать неудержимый прорыв снежной лавины в горах. У геологов есть парадоксальная притча, которая может иметь всеобщее значение: при освобождении от окаменелостей в окружающей скалистой породе делаются выемки и дается совет нанести по одной из них “последний удар”. Навязчивым личностям все да­ется с трудом, так как их стремление к совершенству и категоричность требуют от них исключительной точ­ности. Такой подход применим для тех областей и профессий, где точность и прочность особенно необ­ходимы, но он же делает людей ограниченными и уязвимыми в области всего живого и жизнеспособно­го, даже если речь идет не только о деятельности, но и о мышлении. Только душа с навязчивыми расстрой­ствами может со всей серьезностью размышлять о том, сколько ангелов может поместиться на острие иглы; навязчивые мысли бесплодны и лишь тормозят и ог­раничивают творческие силы. Необходимость прини­мать меры предосторожности против возможных оши­бок и заблуждений может приобретать сверхценные формы и приводить к тому, что коррективы и улуч­шения будут бесконечными, поскольку идеальное совершенство недостижимо. У личностей с навязчи­вым развитием всегда существует опасность довести до абсурда имеющиеся у них правильные познания и воззрения, превращая все действительное в мертвую схему. При этом, как следует из дальнейшего изложе­ния, при столкновении их установок и сложившихся суждений с более жизненными и практичными уста­новками навязчивые личности стремятся оказать со­противление, исходя из идеи абсолютной чистоты и совершенства. Навязчивое “Guod dixi, dix” — “Что ска-


ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ СТРАХА

зано, то сказано”, “Was ich gesagt habe, habe ich ein fur alle Male” — “To, что я сказал, сказано раз и на­всегда” — не оставляет места для свободного и жи­вого развития. Для навязчивых установок хорошо подходит характерное высказывание, связанное с эк­спериментально-психологическими исследованиями: “хотя мы не знаем точно, что мы измеряем, но то, что мы измеряем, мы измеряем точно”. В повседневной жизни повторная проверка того, закрыт ли газовый кран, заперта ли после выхода из квартиры дверь, отнимает у лиц с навязчивостями много времени и ограничивает их жизненные возмож­ности. Они переживают эти состояния как чуждые, навязанные им, вследствие чего они не могут посту­пать иначе. Их попытки не выполнить такие навязчи­вые желания или прервать навязчивые мысли и дей­ствия вызывают у них чувство беспокойства и страх. Попытка посторонних и их самих рационализировать навязчивости, обосновать их воспринимаются ими с нежеланием, как нечто неестественное, и они не хо­тят с этим соглашаться. Тот факт, что при посещении туалета вне дома он видит не убранную с сиденья ту­алетную бумагу и при этом по какой-либо причине не может прикрыть локтем дверь и вынужден прикос­нуться к ручке ладонью, рискуя заразиться инфекци­онным заболеванием, чрезмерно преувеличивается лицами с навязчивым развитием, вызывает у них страх заражения. Они представляют себе, что все вокруг за­ражено бактериями, и потому еще более ограничива­ют свое жизненное пространство. Возможность помощи состоит в том, чтобы лич­ность с навязчивым развитием могла осознать сущ­ность и биографические основы имеющихся у нее навязчивостей и тем самым осознать и интегрировать

ЛИЧНОСТИ С НАВЯЗЧИВОСТЯМИ

искаженные и подавленные жизненные побуждения. Чаще всего речь идет об агрессивных, аффективных и сексуальных побуждениях. Я уже упоминал о том, что подавление инстинктов, запруда на пути инстинктив­ ных стремлений отражается в сознании непрямым путем, приобретая при этом искаженные формы. Это помогает нам понять людей, посвятивших себя фана­ тической борьбе. Фанатики борьбы за целомудрие питают свое вдохновение в сексуальном, и борьба за целомудрие есть лишь продолжение “грязной сексу­ альности”. Вообще, “моральные мотивы”, которые так свойственны лицам с навязчивым развитием, есть проявление не столько борьбы за добро, сколько борь­ бы против зла. Пациент с навязчивой личностной структурой подобен человеку, сидящему часами перед бассейном с водой и не решающемуся преодолеть страх и прыг­ нуть в воду. Понятно, что защита от изменчивости бытия при навязчивом развитии личности распрост­ раняется на отношение ко времени и деньгам. Имен­ но в этом мы ощущаем изменчивость и возможность ей противостоять, иллюзию постоянства, безопасно­ сти и силы, ибо то, как мы проводим наше время и тратим наши деньга, зависит лишь от нашей воли. В своем романе “Барышня” Иво Андрич изобразил навязчивую личность во всей ее трагической безвыходности. Об отрицании изменчивости и самой смерти сви­детельствует древний американский обычай захоро­ нения, при котором покойника в его последний путь сопровождают все необходимые для него вещи, как будто он ими еще будет пользоваться. Сюда же отно­ сятся все чаще повторяющиеся попытки откупиться от смерти с помощью денег, например, применив научные достижения, заморозить себя, чтобы потом,


ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ СТРАХА

оттаяв через продолжительное время, ожить и изле­читься от ранее неизлечимой болезни. Однако бессмер­тен лишь тот факт, что мы ничего не знаем о смерти, и одним из отличительных качеств человечества яв­ляется осознание его связи со смертью. Попытаемся снова определить характер поведения и значение личностей с навязчивым развитием в раз­личных областях жизни. В религии они склонны к ор­тодоксальности и догматизму, а также, соответствен­но, к нетерпимости к другим верованиям. В представ­лениях о Боге у них доминирует аспект строгого и мстительного Бога-отца, обладающего, прежде все­го, качествами патриарха, требующего безусловного послушания и веры. Вместе с тем, они нередко суе­верны и придерживаются магических представлений. Они чувствительны к ритуалам и церемониалам, соблюдение которых должно быть важным и сущест­венным доказательством истинной веры. Идея про­дажности Абсолюта в форме индульгенций могла за­родиться лишь в мозгу навязчивой личности. Молит­венники и четки, помогающие концентрировать внимание и вспоминать, становятся как бы шабло­ном, предписанием, требующим безусловного испол­нения. В своем рассказе “Скоморох Памфалон” Нико­лай Лесков изобразил такую навязчивую набожность, противопоставленную простодушной и искренней вере простых людей. Вообще, лица с навязчивым развитием придер­живаются установленных институций, правил и прин­ципов, выполняя их механически и бездумно; по боль­шей части это означает бессознательную защиту от страха. Они нетерпимы ко всему, что расшатывает устои, поскольку это угрожает сложившейся системе защиты от страха. Однако именно в абсолютизации их

ЛИЧНОСТИ С НАВЯЗЧИВОСТЯМИ

веры таится опасность подвергнуться испытанию со­мнением, поэтому вопросы и колебания недопусти­мы для них. В трудной борьбе за веру они прилагают усилия для подавления и опровержения сомнений. Когда все вытесненное ими преодолевает пресс по­давления, это проявляется в форме насильственных богохульных мыслей. Церковь в интересах власти зло­употребляет религией, поддерживая в верующих страх и чувство вины, что при навязчивой предрасположен­ности приводит к множеству так называемых духов-Hbix неврозов. Сегодня духовное освобождение стано­вится надежной защитой от такой патогенной опеки. У навязчивых личностей раньше, чем у других, возникают конфликты и кризисы, когда принципы, мнения и теории, которых они упрямо придержива­ются, вступают в противоречие с новыми знаниями и открытиями, угрожающими их привычной ориен­тации. Они отвергают их, когда им кажется, что но­вое несет угрозу их жизни и имуществу. Как родители навязчивые личности требователь­ны, настойчивы и ответственны. Они добиваются ува­жения к себе и дают детям поддержку и направление. В связи с соответствующей структурой личности та­кое поведение носит упрямый и абсолютистский ха­рактер: “Пока я жив, ничто не изменится”, “Когда мы были детьми, мы ничего не требовали от родителей”, “Что бы ни происходило, все это должно остаться между нами” — вот типичные примеры такого пове­дения и таких отношений. Они не принимают во вни­мание возраст и личностные особенности ребенка, ос­тавляют ему мало жизненного пространства для игр и фантазий, исходя при этом из своих негибких пред­ставлений и нескольких абсолютизируемых положе­ний, например “единожды солгав, кто тебе поверит”


ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ СТРАХА

и “пора уже кончать”. Они используют такой тип вза­ имоотношений с детьми, при котором однажды ска­ занное “нет” остается таковым без всяких возражений и без всякого обоснования. Они требуют от детей сле­ пого послушания, создавая для них атмосферу гипер- опеки. Они вызывают у ребенка ощущение, что допу­ щенные им ошибки исправимы лишь с большим трудом; даже маленькие проступки оцениваются как преступление и влекут за собой страх виновности и наказания. В таких условиях ребенок боится говорить правду, так как его вина искусственно усиливается, а примирение и прощение затягиваются и становятся тягостными. Они держат ребенка в определенных гра­ ницах, в постоянном страхе перед тем, что любое отступление от установленных ими правил грозит опасностью. Они мало доверяют естественному раз­ витию ребенка, потому что сами развивались в обста­ новке принуждения. Соответствующие возрасту попыт­ ки проявления активности ребенка они расценивают как опасные и вредные черты его характера. Своей чрезмерной требовательностью они очень рано доби­ ваются от ребенка абсолютного подчинения, т. е. бес­ смысленной пунктуальности и педантичного соблю­дения порядка: “Пока все не съешь, не встанешь из-за стола”. Дети-представляют для них нечто безликое, не имеющее собственных желаний — они просто долж­ны вести себя тихо и знать свое место. Свойственное детям упрямство они расценивают как бунт, который должен быть своевременно подав­лен. Их жесткое требование, чтобы “все было таким же, как и прежде”, лишает детей самостоятельности и уверенности в себе, приводит к снижению их само­оценки; любовь родителей к ребенку ставится в зави­симость от того, как он выполняет их требования. Это

ЛИЧНОСТИ С НАВЯЗЧИВОСТЯМИ

может стать причиной появления таких черт характе­ра, как карьеризм или привычка отказывать во всем из-за страха перед ответственностью. Такое воспита­ние глушит экспансивность, агрессивность и, прежде всего, сексуальные побуждения детей. Когда те вслед­ствие своей живости и двигательной активности по неосторожности могут что-то сбросить, разбить и т. д., их активность постоянно подавляется, даже если пока ничего не произошло или возможный ущерб только предполагается. Это может привести к неуверенности во владении собственным телом вплоть до неуклюже­сти и неловкости, с которыми мы часто встречаемся. Одновременно такое воспитание подавляет ростки возможных конструктивных и художественных способ­ностей ребенка. Эти родители, в лучшем случае, вы­ращивают привитое дерево, вместо того чтобы дать ему свободно развиваться; такая дрессура, заменяю­щая воспитание, превращает детей в марионеток. Лич­ности с навязчивым развитием часто наказывают своих детей, что может быть отражением их садистических наклонностей. Жестокость наказаний и насилие, при­меняемые для воспитания послушания, не только вызывают у детей представление о силе родителей, но и постоянно унижают их. Физические наказания и приказ “стань в угол!” до начала нынешнего столетия оставались наиболее час­то применяемыми формами наказания в школе и се­мье. Даже требование дать обещание в форме “я боль­ше не буду” является приемом, унижающим детское достоинство и, вместе с тем, по существу невыпол­нимо. Будучи сами ограниченными и связанными на-вязчивостями, эти родители с трудом осознают, что детям необходима свобода, которой они сами лише­ны, и дают им лишь традиции и обычаи, из которых


ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ СТРАХА

они сами произросли и которые им самим причиня­ют страдание. Родители с навязчивым развитием всту­пают в конфликтные отношения с молодым поколе­нием, так как с трудом усваивают те новые законо­мерности и обычаи, которых оно придерживается. Они остаются приверженцами прежних “надежных” мето­дов воспитания и не понимают того, что земля вра­щается, мир изменчив и молодежь растет и развива­ется вместе с изменением мира. Этим объясняются все чаще возникающие острые споры между старыми и молодыми, в которых первые выказывают свою силу и превосходство, не воспринимая собственных оши­бок и не прощая их другой стороне. Для утверждения своего абсолютного авторитета личности с навязчи-востями внушают юношеству мысль о собственной не­погрешимости. Сновидения личностей с навязчивым развитием отличаются бедностью содержания и бесцветностью. Вообще, сновидения у них возникают редко или пло­хо запоминаются, так как они не склонны искать и находить пути к глубинным, подсознательным уров­ням своей психики. Они не доверяют снам, расцени­вая их скорее как нечто случайное, как накипь, и не принимая их всерьез. В их сновидениях используются механистические изображения происходящих собы­тий, являющиеся выражением их отстраненности от живого и естественного; достаточно часто встречает­ся неприятная и анальная тематика, указывающая на происхождение их навязчивостей во взаимосвязи с воспитанием навыков опрятности в раннем детском возрасте. Заторможенная агрессия проявляется в их сновидениях в виде картин прорыва и разрушения (извержение вулкана, землетрясение, прорыв плоти­ны и др.). Так же часто такого рода тематика связана с







Дата добавления: 2015-09-04; просмотров: 379. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Методы анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия   Содержанием анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия является глубокое и всестороннее изучение экономической информации о функционировании анализируемого субъекта хозяйствования с целью принятия оптимальных управленческих...

Образование соседних чисел Фрагмент: Программная задача: показать образование числа 4 и числа 3 друг из друга...

Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Кишечный шов (Ламбера, Альберта, Шмидена, Матешука) Кишечный шов– это способ соединения кишечной стенки. В основе кишечного шва лежит принцип футлярного строения кишечной стенки...

Принципы резекции желудка по типу Бильрот 1, Бильрот 2; операция Гофмейстера-Финстерера. Гастрэктомия Резекция желудка – удаление части желудка: а) дистальная – удаляют 2/3 желудка б) проксимальная – удаляют 95% желудка. Показания...

Ваготомия. Дренирующие операции Ваготомия – денервация зон желудка, секретирующих соляную кислоту, путем пересечения блуждающих нервов или их ветвей...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.015 сек.) русская версия | украинская версия