Студопедия — Личность с навязчивостями и любовь 8 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Личность с навязчивостями и любовь 8 страница






да мы проанализируем и узнаем, какой же страх ле­жит в их основе. Невротические страхи исполняют функцию замещения и обезвреживания, и вместе с тем они карикатурно искажают основной страх суще­ствования (экзистенциальный страх). При этом невро­тические страхи мучительны, они угнетают личность и кажутся лишенными смысла. Мы должны рассмат­ривать их как сигнал тревоги, как указание на то, что наш образ жизни в чем-то неправилен и что в заме­щенном, скрытом от сознания страхе кроется что-то, что необходимо истолковать. Встреча с большим (эк­зистенциальным) страхом является одним из аспек­тов духовной зрелости; перенос его на замещаю­щие невротические страхи не только тормозит или парализует нашу деятельность, но и отвлекает от разрешения важнейших задач нашей жизни, свиде­тельствующих о нашей принадлежности к челове­честву. Таким образом, страх в описанных основных фор­мах имеет важное значение: он не только является одним из способов уберечься от зла, но служит фак­тором нашего интеллектуального развития. Пережив и преодолев большой страх, мы всегда предъявляем новые требования к жизни; в восприятии страха и попытке его преодолеть выявляются новые возмож­ности каждого человека. Преодоление страха — это победа, которая делает нас сильнее, каждое уклоне­ние от борьбы — это поражение, ослабляющее и уязв­ляющее нас. Из биографических примеров мы видим, что наш страх имеет предысторию и историю развития. Разме­ры, интенсивность и объекты страха взрослых всегда являются видоизменением наших детских страхов. Че­ловек со счастливым, полноценным детством, если

он не сталкивается с исключительными, меняющи­ми его участь факторами, в состоянии переработать страх, который является для него не источником за­болевания, а стабильным фундаментом личности. Если кто-то подавляет соответствующие раннему детскому возрасту страхи и психологические труд­ности или окружающие не оказывают ребенку, ис­пытывающему эти страхи, должной помощи, в бо­лее позднем возрасте такой страх переживается как более травмирующий и подавляющий личность, так как он активизируется старыми, непереработанны­ми страхами из прошлого данной личности. Эти со­ображения могут помочь при проведении различ­ных форм психотерапии. Помощь возможна даже при тяжелых, непереносимых страхах, масштаб которых не может быть осмыслен, если мы не попытаемся понять их как повторение детских страхов, остав­ленных без соответствующей поддержки. И тогда мы вновь получим силы, которых недоставало, для того чтобы обрести доверие, надежду, понимание и му­жество. Когда Рильке однажды сказал о людях: “Стремись вновь познать свое детство, и тогда неосознанное и удивительное богатство, заложенное в полном пред­чувствий, темном и бесконечном начале жизни, по­полнит твой лексикон”, — это были по-настоящему исполненные глубокого смысла слова. Но, к сожалению, такое встречается нечасто: на­чало жизни больше темно, чем богато, больше тягост­но, чем полно предчувствий, больше расстраивает, чем одаривает чудом. Однако в таких случаях можно получить психологическую помощь, которая заклю­чается в психотерапевтическом процессе обратного развертывания прошлого с целью необходимого его

переосмысления и переработки для освобождения от повреждений, полученных в процессе искажения дет­ского развития. Взаимная встреча нашей предраспо­ложенности с внешним миром в том широком смыс­ле, какой мы вкладываем в постнатальные средовые факторы, и есть то, что мы называем нашей судьбой или участью. Эта наша судьба начинает формировать­ся с детства и ведет свое начало от него как от перво­начальной матрицы, с которой начинается развитие жизни. Однако именно психотерапия имеет возмож­ность многое из того, что мы ранее воспринимали как нашу участь, расценить как следствие вредного воздействия окружающей среды, с тем чтобы, пере­осмыслив и оценив эти патогенные воздействия, улуч­шить нашу жизнь. Важно знать, что раннее воздействие каждого об­щества имеет решающее значение для формирования личности. Пренебрежение средовыми факторами или их недооценка особенно недопустимы в связи с тем, что для раннего детского возраста родители являются главными персонами, которые не только обслужива­ют ребенка, но и осуществляют его связь с внешним миром. Социопсихологическое воздействие на ребен­ка вначале косвенным образом оказывают его роди­тели — своими социальными установками, авторите­том, работой, отношением к религии, сексу и т. д., поэтому неправильное или ошибочное поведение ро­дителей всегда выявляется в образцах социальной кри­тики, которые с той или иной степенью сдержаннос­ти передают детям родители как представители определенного общества, определенной культуры, определенного общественного класса и определенной идеологии. С другой стороны, общество, государство и т. д. должны анализировать четыре основные формы


 

страха, и их ответ, нередко оскорбительный, зависит от господствующей идеологии. С четырьмя основными формами страха, с его четырьмя импульсами или требованиями связаны всеобщие, имеющие силу закона и принципиальные суждения, которыми нельзя пренебречь и которые от­ носятся к нашей экзистенции. В связи с этим пред­ ставляется, что мы всегда имеем четыре принципи­ альные возможности ответа на жизненную ситуацию, на межчеловеческие отношения, задачи или требова­ ния, которые мы регулируем одним из четырех спо­ собов: мы можем их распознать и от них дистанциро- ваться; мы можем с ними охотно идентифицироваться; мы можем их воспринимать как закономерность или, в соответствии с нашими желаниями, пытаться их преобразовать. Каждая важная задача, каждое реше­ ние, каждая серьезная встреча между людьми, каж­ дое происшествие, имеющее для них судьбоносное значение, потенциально содержит в себе все четыре изложенных выше возможности. Они используются в зависимости от ситуации и нашей предрасположен­ ности. Наши решения, по крайней мере, включают в себя эти возможности и несут в себе черты нашей биографии, наших жизненных установок. Однако не только это — часто межличностные отношения тре­ буют от нас практически одновременного взаимопро­ никновения и применения всех четырех импульсов. Возьмем для примера процесс воспитания и обуче­ ния: он требует от воспитателя терпеливого, иногда изнурительного соблюдения дистанции, которое не­ обходимо для того, чтобы ребенок осознал и отстоял свою самостоятельность; при этом требуется также любящее отношение к ребенку, для того чтобы он доверял воспитателю и чувствовал, что его понимают.

Воспитателю необходимо проявлять и здоровую жест­кость и последовательность, чтобы приучить ребенка к порядку, а также доверие и уважение к самостоя­тельности ребенка, стремясь влиять на его желания и избегать при этом отчуждения. Такая точность и полнота реагирования ограниче­на нашими возможностями, так как людям свойствен­ны несовершенство и неточность. Представляется, однако, важным, чтобы индивидуальная ограничен­ность не затрудняла способность воспринимать все­общее. Каждый из нас имеет в качестве основы при­рожденную сомато-психическую конституцию, среду, оказывающую на нас влияние, индивидуальный опыт и приобретенные способы поведения, свою жизнен­ную историю, которые формируют характер, инди­видуальные возможности и границы своего несовер­шенства и своей односторонности. Каждый из нас пытается утвердить свои границы и свою единичность и по возможности плодотворно ими пользоваться, так как знает, что всеобщность для него недоступна. Каж­дый из нас демонстрирует преобладание одной из четырех установок, проявляющееся в одном из четы­рех видов импульсов, в котором он наиболее со­вершенен. Другие стремятся присоединиться к все­общности, потому что знают, что совершенство недостижимо и что наиболее плодотворная реализа­ция собственных способностей возможна лишь вовне. Они отказываются в большинстве своих проявлений от тех возможностей, которые заключаются в после­довательном совершенствовании того, что заключено в их собственных границах, и стремятся интегриро­ваться с чуждым и отдаленным от них существова­нием, тем самым обновляясь и совершенствуясь. Со­вершенство и полнота существования являются


 

недостижимым человеческим идеалом, к которому мы стремимся приблизиться. Четыре основных стремления имеют прикладной характер: мы всегда пытаемся остаться верными са­ мим себе, защитить нашу индивидуальность, умень­ шить зависимость, расширить свои знания, понять окружающий мир и по возможности избавиться от страха. Мы всегда пытаемся сделать свое “Я” более сво­ бодным, устанавливая межчеловеческие связи в фор­ ме чуткой любви и самоотдачи, в расширяющей наши пределы трансцендентирующей самоотверженности и озабоченности. Мы всегда пытаемся все, что кажется нам истинным, добрым и желанным, признать веч­ ным, мы используем эти признанные нами ценности для противостояния кратковременным, изменяющим­ ся влияниям, которые хотят разрушить или поколе­ бать эти ценности, пытаемся придерживаться тех за­ кономерностей и того порядка, которые считаем необходимыми, и защищаем их. И, наконец, мы хотим свободы, которая утверж­дает постоянную изменчивость жизни и аполлоний- ский или дионисийский образ жизни в противопо­ложность тем желаниям, которые направлены на отстаивание совершенства и страшатся перемен; оба эти стремления пребывают в нашей душе. И мы всегда хотим, как шизоиды, которые боятся утраты собственного “Я”, отстраниться от чрезмер­ной близости человеческих контактов, как депрессив­ные, из страха перед отделением и одиночеством, — оставаться зависимыми, как личности с навязчивое -тями, из страха перед переменами и преходящим, — цепляться за привычное и, наконец, как истерики — стремиться к передовому из страха перед необходимостью и окончательностью и в попытке их предотв­ратить. Все это приводит каждого из нас к уклонению от тех или иных требований жизни, что делает наши человеческие качества фрагментарными. Это также означает, что две противоположные личностные структуры инстинктивно привлекают, оказывают влияние и дополняют друг друга. Так и в гипнотическом воздействии нас привлекает тот факт, что оно активизирует то, что мы в себе предчувству­ем, но не можем реализовать, и подавляет то, что требуется изжить или преодолеть. Представляется, что противоположный по структуре личностный тип при­влекает нас возможностью установления целостнос­ти, расширения нашей индивидуальной ограничен­ности и односторонности, что составляет важную часть полового очарования. В этом смысле поддерживают, взаимодополняют и привлекают друг друга, с одной стороны, шизоиды и конституционально депрессивные, и с другой — лица с навязчивым развитием и истерические лично­сти. Быть может, здесь действует бессознательное вле­чение к взаимному дополнению, выражающееся в же­лании найти партнера, в котором есть то, чего нам недостает? Или в таком соединении мы видим воз­можность освободиться от оков роковой структурной определенности нашей личности? В любом случае, в антиномической привлекательности противоположных типов заключается шанс на такое дополнение. Одна­ко теперь, когда мы готовы воспринять существова­ние другого и хотим его по-настоящему понять, мы надеемся этого “другого” открыть и развить в себе са­мом. Правда, в реальной жизни, по большей части, все выглядит иначе: каждый пытается привлечь дру­гого на свою сторону, сделать его, по возможности,похожим на себя самого, что приводит не к творчес­ кому взаимодействию, но к ожесточенной борьбе друг с другом. Или возникает безнадежное непонимание другого в связи с нашей неготовностью переучи­ ваться или стремлением оценивать поведение дру­ гого по собственному масштабу, что для другого не­ приемлемо. Взаимная инстинктивная привлекательность ши­зоидных и депрессивных партнеров имеет следующие основания: шизоиды чувствуют готовность любить и способность к любви депрессивных личностей, их жертвенность, их сочувственную заботливость и их умение знать свое место. В общем, они чувствуют, что им представляется шанс освободиться от изолирован­ ности, возможность с помощью партнера испытать то, чего не было в его жизни ранее, — чувство дове­ рия и взаимной поддержки. Так устанавливается то как будто гипнотическое притяжение, которое чув­ ствуют шизоиды по отношению к депрессивным лич­ ностям и благодаря которому они готовы сосущество­ вать с ними, не изменяя при этом собственных привычек и собственного развития. С другой стороны, шизоиды очаровывают и притягивают к себе депрес­ сивных личностей тем, что они живут таким обра­ зом, на который депрессивные личности не могут отважиться: при всех обстоятельствах они остаются индивидуалами без страха утраты и чувства вины. Од­ новременно они чувствуют, что в шизоидах найдут именно то, чего жаждет их готовность любить. Сколь значительны могут быть их неудачи, мы видели из приведенных выше примеров. Когда шизоиды чувству­ют, что депрессивные личности требуют от них слиш­ком больших эмоциональных усилий (“присасывают­ся к ним”), у них усиливается и консолидируется центральный страх — страх перед зависимостью. Ког­да депрессивные личности чувствуют усиленное стрем­ление шизоидов к независимости, то это усиливает и консолидирует их центральный страх утраты. Все это обостряет их защитное поведение в нескончаемом, трагическом взаимном непонимании. Таким же образом личностей с навязчивым раз­витием притягивает и гипнотизирует яркость, кра­сочность, рискованность, общительность и новизна противоположного им истерического типа, так как они чувствуют, что чрезмерная привязанность ко все­му привычному из соображений надежности и безо­пасности делает их ограниченными. И, соответствен­но, как мы уже упоминали, личностей, стоящих на истерической линии развития, привлекает противо­положный личностный тип с его стабильностью, со­лидностью, последовательностью и надежностью, с его жизненной упорядоченностью, которых им так недостает. Однако на этом пути могут встречаться тра­гические противоречия и непонимание, которые вы­зывают специфические для данного личностного типа страхи. Так, лица с навязчивым развитием с прису­щими им основательностью, педантизмом и при­дирчивостью, со своим неуступчивым упрямством, претензией на власть и склонностью к насилию уси­ливают у партнера истерические черты до такой сте­пени, что у того создается впечатление, будто ему нечем дышать. У корректных, трезвых и основатель­ных партнеров с навязчивостями истерическое по­ведение вызывает и консолидирует основной страх перед переменами, и они стремятся удержать истери­ческого партнера в запрограммированной, ограничен­ной установками жизни, без блеска и перемен, без импровизаций и расслабления при слабом свете по-


 

вседневное™, требуя при этом соблюдения бережли­вости из-за боязни избалованности партнера. У ис­терических партнеров вследствие определенности и законопослушности личностей с навязчивостями уси­ливается центральный страх с возбудимостью и обес­покоенностью, однако вследствие своей нелогичности и непоследовательности они непостижимым образом не оставляют своих партнеров, а лишь усиливают свои претензии к ним, что, в свою очередь, увеличивает строгость и требовательность партнеров с навязчивос­тями. Тем не менее, они живут бок о бок друг с дру­гом и используют шансы для интегрирования допол­няющих их свойств партнера. В обоих случаях помощь может состоять в том, что­бы всерьез воспринимать просьбы каждого из парт­неров и не ужесточать взаимоотношения, исходя из связанного с собственной личностной структурой страха. Однако при экстремальном развитии противо­положных личностных черт (у партнера) это вряд ли достижимо в связи с тем, что они должны отгоро­диться друг от друга, и прежняя волшебная притяга­тельность противоположного типа сменяется беспо­койством и отчуждением. В этом аспекте наши знания о четырех основных жизненных позициях и четырех основных формах стра­ха могут быть полезны в оказании помощи как в парт­нерских отношениях, так и в межчеловеческих кон­тактах. Различные исторические периоды, культуры, социальные структуры, коллективные условия жиз­ни, соответствующие данному времени идеологии и ценности, этические, религиозные, политические и хозяйственные установки оцениваются в зависимос­ти от преобладания каждого из четырех основных ви­дов страха, той или иной личностной структуры. Мы можем рассматривать каждую эпоху в зависимости от доминирования в ней одного из четырех структурных типов личности, который имеет в данной системе наиболее благоприятные условия для своего разви­тия, так как уже в детском возрасте определяются установки, в соответствии с которыми определенные характеры и личностные структуры определяются как плохие и отвергаются, не получая положительной коллективной оценки. Крестьянско-оседлая культура благоприятствова­ла развитию защитных процессов и ориентации на традиции, неизменный и передаваемый опыт, безо­пасность, собственность и ее незыблемость, т. е. на такие качества, которые мы описали у личностей с навязчивым развитием. Процесс образования городов и индустриализа­ция, которые мы переживаем в настоящее время, лишают нас многих естественных условий, требуют большого объема бездуховной деятельности, угрожа­ют такими массовыми процессами, как лишение кор­ней, что приводит к шизоидизации в смысле описан­ной выше утраты связей, пренебрежения духовностью, поддержкой технократии, которая становится все бо­лее могущественной. Это очень важно для нас, так как подчеркивает позитивный аспект шизоидных лично­стей, а именно их стремление к индивидуализации не только как изолированной самореализации и эго­ центрического одиночества, но и как задачу сохране­ ния своей целостности, т. е. служит противостоящей духу времени установке на осознание своей эмоцио­ нальной и человеческой целостности. Патриархат с типичными для него процессами абсолютизации силы и авторитета, с его привязанно­ стью к традициям и организационным формам, выражающим господство лиц с навязчивой структурой личности, приближается к своему концу, так как лишен органической жизненной основы, заложенной в крестьянской культуре, использующей не только власть сильнейшего, но также подавление слабых и использование зависимых. Одновременно с разруше­нием основ патриархата консолидируется противоположный полюс, который в экстремальных формах требует антиавторитарного образования, сопровождается сексуальной революцией и освобождением от табу и в позитивном смысле сопровождается поиском новых форм проявления свободы. Это усиливает присутству­ ющие в любом коллективе стремления к дополнению друг друга, выравниванию болезненной односторон­ ности, сознательному регулированию собственных психических процессов, которые раньше ритмически сменялись прорывом привычного сдерживания с эк­ стремальными формами поведения. Можно установить несомненную связь между четырьмя формами суще­ ствования в мире так же, как между четырьмя основ­ ными импульсами и биологическими процессами. После упоминавшихся ранних фаз развития в юности обычно преобладают центробежные оптимистические чувства, и мы воспринимаем мир и самих себя испол­ ненными возможностей. Перед нами лежит будущее, и мы представляем себе жизнь, полную надежд и сча­ стливых приключений. В так называемые “лучшие годы” нарастает склон­ ность к достижению стабильности, преобладают цент­ростремительные силы со склонностью к определен­ному ограничению жизненных установок, мы сораз­меряем наши силы с нашими возможностями к овладению определенными областями жизни. К нам приходит самореализация в профессиональной области, партнерских отношениях, осуществлении роди­тельских обязанностей. Миновав середину жизни, мы переживаем много дальнейших изменений; желание реализации своих возможностей, которые не связаны с повседневными обязанностями и требованиями, усиливается. При воз­растающем самозабвении нам нравится освобождение от оков собственного “Я”, вопросы о смысле жизни приобретают новые формы, появляются новые ме-тафизико-трансцендентные потребности; мы по­степенно обучаемся освобождению от самих себя, воспринимаем преходящее как относящееся к нам самим. И, наконец, в старости, в предчувствии прибли­жающейся смерти, мы встречаемся с одиночеством в новой для нас форме, воспринимаем его как свое по­следнее одиночество. С другой стороны, в нас усили­вается чувство принадлежности ко всему человечеству, ощущение того, что мы являемся частью целого, все­общего. В немецком языке это выражается словом “а11-ein” (all — “весь”, ein — “один”), что означает как изолированность нашего существования, так и его принадлежность к всеобщему. Естественно, что эти возрастные сопоставления в данном случае несколь­ко акцентуированы, однако мы считаем, что в них выражены законы жизни. Попытаемся расширить эти рассуждения. Как толь­ко нам в середине жизни кажется, что мы преодоле­ли соответствующие страхи, переживая заново на новом уровне ранние фазы нашего развития, перед нами открывается новая реальность, состоящая в том, что предстоящее нам будущее ограничено, что мы не можем во всей полноте использовать свои возможности. В связи с этим мы встречаемся с новым страхом — перед окончательностью. Тогда мы понимаем, что наша деятельность, материальные и духовные богатства, проходящие через наши руки, изменчивы, что наши жизненные силы слабеют, что не существует ничего абсолютного и постоянного — и нами овладевает но­вый страх перед преходящим. Затем мы переживаем период разлук и расставаний, дети оставляют нас и основывают собственные семьи, умирают близкие нам люди, и мы начинаем понимать, что должны обу­ чаться постепенно отпускать все, что нам принадле­ жало. Это является причиной возникновения нового варианта страха перед одиночеством. В последней фазе жизни нас ожидает собственная смерть, кото­ рую никто не может отменить или разделить с нами, — и мы встречаемся с новым страхом перед самоот­дачей, теперь уже в форме смерти. Круг нашего существования замкнулся этим последним шагом в не­ известность, из которой мы совершили наши первые шаги. Разумеется, некоторые люди, не решаясь совер­ шить эти шаги, буквально убегают в прошлое: они не воспринимают старости и любой ценой желают оста­ваться молодыми, они тем больше цепляются за свою собственность, чем меньше у них сил и времени жиз­ни, в старости они снова становятся детьми, сосре­дотачивая свои интересы только на еде и питье, на своем пищеварении и здоровье, и заканчивают свою жизнь беспомощными старцами, мало отличающимися от беспомощных младенцев. Читатель, быть может, будет разочарован, когда попытается узнать себя самого в описанных четырех личностных структурах, не найдя в себе однозначной принадлежности к тому или иному типу, но открыв в себе один из основных видов страха. Мне представляется реалистичным говорить об основном страхе и о личностной структуре, которая никогда не бывает представлена в чистом виде. Такая однозначность боль­ше соответствует нашей потребности в ясных и чет­ких определениях и системе отграничений, нежели действительной жизни, которая такую систему раз­рушает. Когда мы себя со своими основными импульсами и соответствующими страхами соотносим с общече­ловеческой данностью и когда их внешние проявле­ния связываем с переживаниями ранних фаз детского развития, через которые мы все проходим, то рас­познаем у себя все эти черты в форме возможностей. Мы должны даже сказать, что мы тем больше жиз­неспособны, чем больше в нас представлены все четыре личностных типа или когда ни один из че­тырех импульсов в нас не срабатывает в полной ме­ре — это означает, что мы относительно благополуч­но прошли через все фазы нашего детства, в которых проявляются соответствующие побуждения и стра­хи. Однозначно выделяющаяся личностная структу­ра свидетельствует о раннем нарушении развития и приводит нас к выводу о том особом значении, ко­торое имеет для здорового развития личности ран­нее детство. Участь, которая ожидает нас при действии четы­рех импульсов развития, зависит от встречи со следу­ющими факторами: мы приносим в мир нашу “пер­вую натуру”, которую астрология прежде называла гороскопом; сюда же относится и наша наследствен­ная предрасположенность, с которой мы знакомимся в течение нашего развития; и мы приобретаем нашу “вторую натуру” при встрече и установлении взаимо­отношений с нашим ранним и поздним окружением,


 

тем самым замутняя, делая менее проницаемой, от­чуждая нашу “первую натуру”. Если такое отчуждение между первичной натурой и предрасположенностью, с одной стороны, и воспитанной и приобретенной второй натурой — с другой достигает степени разры­ва между ними, мы заболеваем. Приведенные приме­ры со всей ясностью показывают, какого размера до­стигают патогенетические воздействия внешней среды. Прежде всего это касается нашего раннего семейного окружения с его социокультурным влиянием, по­скольку наши родители сознательно или подсозна­тельно поддерживают или отвергают господствующие коллективные критерии и во время воспитания ре­бенка прививают, ему коллективные ценности или заставляют от них отказываться. Если не принимать во внимание грубое пренебре­жение детством и нанесение детям ущерба, что сви­детельствует о болезни родителей, мы можем сказать, что не только родители определяют судьбу своих де­тей, но и дети формируют участь своих родителей. Необычная дифференцированность, богатство задат­ков, которые имеют столь выраженное индивидуаль­ное различие, так же как длительная с детского пе­риода зависимость от родителей, упрямство или беспомощность могут нести определенную угрозу для образа жизни других людей. Даже если ребенок импо­нирует родителям, если они с радостью дарят ему свою любовь, если эта любовь проявляется по отношению к ребенку без всяких ограничений, даже тогда наше сосуществование с ним встречает некоторое сопро­тивление, так как мы вынуждены отказаться от неко­торых желаний, для того чтобы ребенок мог жить и развиваться. С другой стороны, нам бывает трудно понять индивидуальность ребенка и сочувствовать его

своеобразию, в связи с чем мы прилагаем усилия для того, чтобы любить его, преодолевать возникающее между нами отчуждение и предоставить ему те воз­можности, которых он от нас ожидает. Наконец, нас гложет тревога из-за того, что мы недостаточно за­ботливы, мы переживаем его беспомощность, нас волнует то, что мы можем как следует выполнять ро­дительские обязанности — все это имеет отношение к нашей судьбе и является обратной стороной нашего долга и нашего чувства вины. И если мы хотим избе­жать нанесения ребенку вреда, то, прежде всего, дол­жны больше знать о его ранних потребностях и из­бегать ошибок в собственном поведении. С другой стороны, появляется шанс такие вредные и затруд­няющие развитие ребенка воздействия рано распоз­нать и корригировать. Для этого современная “большая психотерапия” предоставляет много возможностей: игровая терапия, консультации по воспитанию, семейная терапия, по­веденческая и коммуникативная терапия, брачные консультации, психотерапия супружеских пар или индивидуальная психотерапия тех членов семьи, чье поведение угнетает или беспокоит ребенка. Мы счи­таем необходимыми и само собой разумеющимися те­рапевтические исследования при часто повторяющихся и длительных соматических заболеваниях у детей и полагаем обязательным приглашение врача для про­филактических осмотров школьников. Однако при проведении обязательных профилактических мероп­риятий при обследовании школьников мы странным образом не интересуемся их психическим состоянием, конфликтами между детьми и родителями, детьми и учителями, несмотря на то что сегодня мы хорошо знаем, что в основе многих соматических заболева-


ний лежат психические и психологические причины и что ранние душевные травмы и вредности имеют много (в том числе и соматических) последствий. Здесь мы еще остаемся варварами, которые не желают при­ложить усилия для преодоления собственного неве­жества и из-за лености сердца наносят вред окружаю­щим. Родители, воспитатели и государственные институты должны прилагать совместные усилия для профилактики невротического развития в своих же собственных интересах. И еще раз о тематике страхов. Если мы наш мучи­тельный страх будем понимать также как указание на необходимость поиска ошибок в собственном пове­дении или как боязнь новых требований жизни, вслед­ствие которых мы не решаемся на новый шаг в сво­ем развитии, мы должны принять и понять его как приглашение к выходу на новую ступень нашего раз­вития, как призыв к новой свободе и, вместе с тем, к новому порядку и новой ответственности. В этом смысле мы должны рассматривать страх в его пози­тивном, творческом аспекте, как инициатора пере­мен Быть может, приведенные во вступлении аллего­рии помогут нам осознать наше участие в динамичес­ких силах,, которые при всей их противоречивости поддерживают определенный порядок в подвижном равновесии жизни и которые отнюдь не означают за­стой или обездвиженность, но предупреждают хаос. Каждое усиление или каждое выпадение одного из космических двигательных импульсов угрожает нашей Солнечной системе разрушением. Так и на человечес­ком уровне — каждое одностороннее усиление или выпадение одного из основных импульсов угрожает нашей внутренней организации и может привести к болезни. В нашем участии в этих космических силах и, с другой стороны, в нашем отражении межчело­веческих отношений проявляется двойственный ас­пект нашего существования. Это человек в его веч­ном аспекте, с его участием во вневременном, вне-личностном порядке и законах и общечеловеческих процессах, и человек в его временном аспекте, как историческая сущность и единственный в своем роде индивидуум с его столкновением между предуго-тованным окружением и предрасположенностью, в котором он должен развиться и вырасти. Ограни­ченное временем существование мы приобретаем в качестве нашей индивидуальной биографии и на­шей типологии с ее односторонностью и ограни­ченностью; как человек вообще, как часть челове­чества мы представляем совершенство и гармонию в нас самих, которая выходит за наши собственные пределы, и временную ограниченность в осознании себя как части человеческого сообщества вне вре­мени, культурных особенностей и расовой принад­лежности. Когда некоторые из нас хотят сознательно пере­работать страх перед самоотдачей, они стремятся к любящему доверию и открытости в межчеловеческих отношениях и одновременно освобождают свою ин­дивидуальность от страха, защищая свою безопасность. Когда мы испытываем страх перед преходящим, то стремимся сделать дорогу нашей жизни более плодо­творной и исполненной смысла. Наконец, если мы воспринимаем окружающий нас мир в сознании не­обходимости и неизменности заложенньк в нем зако­номерностей, без страха перед тем, что эти законы ограничат нашу свободу, тогда о таких людях можно без всякой натяжки сказать, что они в высшей сте-







Дата добавления: 2015-09-04; просмотров: 299. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Оценка качества Анализ документации. Имеющийся рецепт, паспорт письменного контроля и номер лекарственной формы соответствуют друг другу. Ингредиенты совместимы, расчеты сделаны верно, паспорт письменного контроля выписан верно. Правильность упаковки и оформления....

БИОХИМИЯ ТКАНЕЙ ЗУБА В составе зуба выделяют минерализованные и неминерализованные ткани...

Типология суицида. Феномен суицида (самоубийство или попытка самоубийства) чаще всего связывается с представлением о психологическом кризисе личности...

Экспертная оценка как метод психологического исследования Экспертная оценка – диагностический метод измерения, с помощью которого качественные особенности психических явлений получают свое числовое выражение в форме количественных оценок...

В теории государства и права выделяют два пути возникновения государства: восточный и западный Восточный путь возникновения государства представляет собой плавный переход, перерастание первобытного общества в государство...

Закон Гука при растяжении и сжатии   Напряжения и деформации при растяжении и сжатии связаны между собой зависимостью, которая называется законом Гука, по имени установившего этот закон английского физика Роберта Гука в 1678 году...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.036 сек.) русская версия | украинская версия