Студопедия — ВВЕДЕНИЕ. Раздел 1. Психолого-педагогические аспекты развития творческих способностей учащихся.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ВВЕДЕНИЕ. Раздел 1. Психолого-педагогические аспекты развития творческих способностей учащихся.






Введение

Раздел 1. Психолого-педагогические аспекты развития творческих способностей учащихся.

1.1 Сущность, структура и содержание творческих способностей учащихся.

1.2 Учет возрастных особенностей при развитии творческих способностей учащихся в процессе кружковой работы.

1.3 Условия развития творческих способностей в кружке по технологии.

Раздел 2.Экспериметальная работа по реализации методики развития творческих способностей учащихся в процессе кружковой работы.

2.1 Организация экспериментальной работы по развитию творческих способностей на занятиях кружка по технологии

2.2 Реализация методов развития творческих способностей в кружке по технологии

2.3 Результаты экспериментальной работы

Заключение

Список используемой литературы

Приложения


ВВЕДЕНИЕ

Проблема творчества стала в наши дни настолько актуальной, что по праву считается «проблемой века». Творчество далеко не новый предмет исследования. Оно всегда интересовало мыслителей всех эпох и вызывало стремление создать «теорию творчества».

А. Адлер считал творчество способом компенсации комплекса неполноценности. Наибольшее внимание фе­номену творчества уделил К. Юнг, видевший в нем проявление архетипов кол­лективного бессознательного.

Р. Ассаджиоли (отчасти вслед за А. Адлером) считал творчество процессом восхождения личности к «идеальному Я», способом ее самораскрытия.

Психологи гуманистического направления (Г. Олпорт и А. Маслоу) считали, что первоначальный источник творчества — мотивация личностного роста, не подчиняющаяся гомеостатическому принципу удовольствия; по Маслоу - это потребность в самоактуализации, полной и свободной реализации своих способностей и жизненных возможностей.

На рубеже XIX - XX столетий, как специальная область исследований, начала складываться «наука о творчестве»; «теория творчества» или «психология творчества».

Ситуация научно-технической революции второй половины ХХ века создала условия, открывающие новый этап развития исследований творчества.

Актуальность изучения психологии творчества и научного творчества, в частности, возникли в связи с потребностью оптимизации и интенсификации принципов организации научной деятельности и управления ею. Вопросами творчества детей занимались зарубежные и отечественные психологи.Известны крупные исследования в области психологии творческой одаренностиамериканцев Дж.Гилфорда, П.Торренса, Ф.Баррона, К.Тейлора. На основе идейпсихологов Дж.Кэррола и Б.Блума их последователями была разработана методикаобучения творческих детей. Изучением особо одаренных детей занимался Ж.Брюно.(«Одаренные дети: психолого-педагогические исследования и практика»).Проблемы творчества изучали отечественные психологи: Матюшкин А.М. в работе«Концепция творческой одаренности» и др., Шумакова Н.Б. в ряде своих работ,Чистякова Г.Д. в статье «Творческая одаренность в развитии познавательныхструктур», Юркевич В.С. в «Проблемах диагноза и прогноза одаренности в работепрактического психолога".

Вопрос, который мы рассматриваем в данной дипломной работе один из самых модных в психологии и педагогике сегодня. Это вопрос о развитии умственных способностей человека, об одаренности, гениальности. И самое главное - какое влияние на эти способности оказывает развитие творческого потенциала ребенка, каким образом психологически правильно развивая воображение, обогащая духовный и культурный уровень можно достичь качественного улучшения процессов мышления.

Наполеон как-то сказал, что ум и воля полководца должны равняться друг другу, как две стороны квадрата. В наше время не только от полководца требуется такая двухмерность, так как с усилением средств воздействия на окружающую среду, коммуникаций личное влияние человека на историю увеличилось. Одной двухмерности явно маловато. Огромные беды произошли с человечеством только потому, что чья-то воля оказалась сильнее, чем ум или наоборот ум - сильнее воли

Если проследить историю человеческой цивилизации (или хотя бы историю средиземноморской, европейской цивилизации), то нельзя не заметить один потрясающий воображение факт: гении и замечательные люди очень часто, с какой-то удивительной закономерностью появлялись то тут, то там - вспышками, группами. Одна такая вспышка произошла в золотой век Древних Афин в век Перикла. У этого государственного деятеля буквально за столом одновременно собирались такие признанные во всем цивилизованном мире гении, как скульптор Фидий, Создатель бессмертных трагедий Софокл, философы Сократ и Платон, Анаксагор, Зинон и Протагор. Почти все они были коренными гражданами Афин - города, который едва насчитывал 60 тысяч свободных граждан. И почти все выше названные гении сформировались на месте, не приехав из других районов Греции. Но никакие данные генетики не позволяют думать, что афиняне наследственно превосходили окружающие их народы. Следовательно, откуда же такой “выброс” гениев?

Весь секрет заключается в среде, стимулирующей тот или иной вид дарования, творчества, деятельности. Все эти люди принадлежали к одной социальной прослойке со стойкими традициями, подкрепленными социальной преемственностью. В общении друг с другом, во взаимном влиянии друг на друга, а так же благодаря тому, что их творчество было нужно не только узкому кругу ценителей, но и широким массам свободного городского люда, - все они просто смогли реализовать присущие им задатки. (Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности. Моляко В. А. Вопросы психологии.№ 5, 1994г., стр. 86-95.

Далеко не секрет, что школу и родителей в наши дни волнует вопрос о развитии способностей учащихся.

Общество заинтересовано в том, чтобы человек начал трудиться именно там, где он может принести максимальную пользу. А для этого школа должна помочь воспитанникам найти свое место в жизни.

Труд - необходимое условие жизни и всестороннего развития человека.

Конституция РФ предоставляет человеку право на выбор занятия и профессии в соответствии со способностями, призванием, потребностями государства в кадрах.

Каковы бы ни были индивидуальные возможности школьника, но если у него нет желания учиться, то и успехов не будет. Правда, положительное отношение к учению тоже тесно связано со способностями. Много раз отмечалось в психолого – педагогической литературе, что желание учиться возрастает, когда учение идет успешно, и гаснет из-за неудач.

Неудачи могут быть объяснены не только недостатком знаний, которые должны были быть приобретены на предшествующих этапах обучения, но и неразвитыми способностями ребенка.

Главная задача начальной школы – обеспечить развитие личности ребенка. Источниками полноценного развития ребенка выступают два вида деятельности

Во-первых, любой ребенок развивается по мере освоения прошлого опыта человечества за счет приобщения к современной культуре.

В основе этого процесса лежит учебная деятельность, которая направлена на овладение ребенком знаниями и умениями, необходимыми для жизни в обществе.

Во – вторых, ребенок в процессе развития самостоятельно реализует свои возможности, благодаря творческой деятельности. В отличие от учебной творческая деятельность не нацелена на освоение уже известных знаний.

Она способствует проявлению у ребенка самодеятельности, самореализации, воплощению его собственных идей, которые направлены на создание нового.

Осуществляя указанные виды деятельности, дети решают разные задачи и с разной целью.

Так, в учебной деятельности решаются учебно - тренировочные задачи для того, чтобы овладеть каким-то умением, освоить то или иное правило. В творческой деятельности решаются поисково-творческие задачи с целью развить способности ребенка. Поэтому, если в процессе учебной деятельности формируется общее умение учиться, то в рамках творческой деятельности формируется общая способность искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации. Если говорить о настоящем состоянии современной начальной школы в нашей стране, то следует отметить, что основное место в ее деятельности все еще продолжает занимать познавательная деятельность школьников, а не творческая.

.(16. Мелхорн Г., Мелхорн Х.-Г. Гениями не рождаются: Общество и способности человека: Кн. для учителя: Пер. с нем.- М., Просвещение, 1989.-160 с.

 

 

Цель исследования:

определить и проверить на практике методику, способствующую развитию творческих способностей учащихся.

Объект исследования:

Творческие способности

Предмет исследования:

Процесс(методика) развития творческих способностей учащихся.

 

В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой поставлены следующие задачи исследования:

1.Изучить и проанализировать научно-методическую литературу и практический опыт по проблеме.

3. выявить условия развития творческих способностей

2.Разработать и экспериментально проверить методы развития творческих способностей учащихся.

3. Разработать программу развития творческих способностей

Решение проблемы исследования связано с выдвижением гипотезы:

Развитие творческих способностей учащихся в процессе кружковой работы будет осуществляться более эффективно, если:

-осуществление учета возрастных и психологических особенностей учащихся

- процесс формирования творческих способностей обучающихся про­ходит в рамках реализации индивидуальных образовательных траек­торий.

- возможность активно участвовать в
их проектировании и дальнейшей актуализации на каждом уровне, что
создает условия для мотивации к активной самостоятельной деятель-­
ности и самореализации;

- критерии и показатели достижения уровней
творческой деятельности служат основой для оценки личных
достижений обучающихся и качества обучения;

- использование развивающих возможностей творческой деятельности является основным педагогическим инструментом и на­
правлено на развитие: 1) конструктивного мышле­
ния; 2) творческого мышления; 3) активизации познавательного интереса; 4) коммуника­тивных способностей в ходе выполнения совместной деятельности.

 

Для достижения цели исследования и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ и синтез научных источников, обобщение и систематиза­ция информации; метод классификации, экспериментально-аналитический метод оценки организации различных типов творческой деятельности; прогнозирование и проектирование технологических и педагогических систем); и эмпирические (наблюдение, анкетирование, тестирование, беседа, обобщение педагогического опыта, опытно-экспериментальная рабо­та, математическая обработка данных.

 

Методологическими и теоретическими основами исследова­ния служат: психологические теории развития личности (Л.С. Выгот­ский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.); общая теория обучения (Ю.К. Бабанский, В.И. Загвязинский, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов и др.); теория развивающего обучения (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин); принципы личностно-ориентированного подхода (Н.А. Алексеев, К. Роджерс, В.В. Сериков, А.В. Хуторской, И.С. Якиманская и др.); теория моделирования учеб­ного процесса (Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, М.В. Кларин, Д.Ш. Матрос, Е.И. Машбиц и др.).

Основные этапы исследования. Исследование охватывает пе­риод с… 2009

База исследования: 5 класс

На первом этапе изучались научно-методическая литература, современное состояние проблемы, определялись теорети­ко-методологические подходы к ее рассмотрению; разрабатывалась концепция исследования. Обобщался и анализировался практический опыт изучения и применения творческих способностей. Определено понятие способностей и задатков, рассмотрены условия и возрастные и индивидуальные особенности учащихся.

 

На втором этапе разработана методика развития творческих способностей, проведена опытно-экспериментальная работа, проведено обобщение результатов исследо­вания, сформулированы основные выводы и рекомендации по их внедрению в педагогическую практику.

Научная новизна исследования заключается в следующем.

Выделены уровни проявления детского творчества. Базовый уровень предполагает формирование готовности к самостоятель­ному решению задач в творческой деятельности. Моделирующему уровню соответствуют приобретение опыта са­мостоятельного выполнения творческих заданий. Творческо-поисковый уровень - это формирование основ созидательно-творческой позиции, позволяющей перейти к созданию собственного творческого продукта.

Теоретическая значимость исследования:

Значимость в этом случае для поэтапного формирования творческой деятельности имеют: учет индивидуальных и возрастных особенностей обучающегося и оказание содей­ствия его развитию; создание ситуаций успеха; формирование и обо­гащение субъектного опыта; возможности выбора цели, со­держания и форм организации образовательного процесса; развитие индивидуальной и коллективной творческой деятельности обучаю­щихся; создание условий для внутренней мотивации.







Дата добавления: 2015-09-04; просмотров: 4550. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Кран машиниста усл. № 394 – назначение и устройство Кран машиниста условный номер 394 предназначен для управления тормозами поезда...

Приложение Г: Особенности заполнение справки формы ву-45   После выполнения полного опробования тормозов, а так же после сокращенного, если предварительно на станции было произведено полное опробование тормозов состава от стационарной установки с автоматической регистрацией параметров или без...

Измерение следующих дефектов: ползун, выщербина, неравномерный прокат, равномерный прокат, кольцевая выработка, откол обода колеса, тонкий гребень, протёртость средней части оси Величину проката определяют с помощью вертикального движка 2 сухаря 3 шаблона 1 по кругу катания...

Растягивание костей и хрящей. Данные способы применимы в случае закрытых зон роста. Врачи-хирурги выяснили...

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИЗНОС ДЕТАЛЕЙ, И МЕТОДЫ СНИЖЕНИИ СКОРОСТИ ИЗНАШИВАНИЯ Кроме названных причин разрушений и износов, знание которых можно использовать в системе технического обслуживания и ремонта машин для повышения их долговечности, немаловажное значение имеют знания о причинах разрушения деталей в результате старения...

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия