Знаковая теория языка Ф. де Соссюра
Фердинанд де Соссюр (1957-1913), великий швейцарский лингвист, оказавший огромное влияние на лингвистику XX века, предложил свою знаковую теорию языка. Основные положения этого учения: Язык – это система знаков, выражающих понятия. Язык можно сравнить с другими системами знаков, такими, например, как азбука для глухонемых, военные сигналы, формы учтивости, символические обряды, оперение самцов, запахи и т.д. Язык только наиважнейшая из этих систем. Семиология – наука, изучающая системы знаков в жизни общества. Лингвистика – часть этой общей науки. Семиотика – cинонимичный термин для соссюровского слова семиология, более употребительный в современной лингвистике. Согласно Ф. де Соссюру языковой знак связывает не вещь и ее название, а понятие и акустический образ. Этот последний является не материальным звучанием, вещью чисто физической, а психическим отпечатком звучания, представлением, получаемым нами о нем посредством наших органов чувств; акустический образ имеет чувственную природу, и если нам случается называть его «материальным», то только по этой причине, а также для того, чтобы противопоставить его второму члену ассоциативной пары – понятию, в общем более абстрактному. Понятие – это обобщенный, схематичный образ предмета в нашем сознании, наиболее важные и характерные черты данного объекта, как бы определение предмета. Например, стул – это сиденье с опорой (ножками или ножкой) и спинкой. Понятие – означаемое (фр. signifié) Акустический образ - это звуковой идеальный эквивалент звука в нашем сознании. Когда мы произносим слово про себя, не двигая губами и языком, мы воспроизводим акустический образ реального звука. Акустический образ – означающее (фр. signifiant). Обе эти стороны знака имеют психическую сущность, т.е. идеальны и существуют только в нашем сознании. Акустический образ по отношению к понятию в некоторой степени материален, так как он связан с реальным звуком. Доводом в пользу идеальности знака служит то, что мы можем говорить сами с собой не двигая ни губами, ни языком, произносить звуки про себя. Языковой знак есть, таким образом, двусторонняя, или билатеральная, психическая сущность, т.е. неразрывность понятия и акустического образа, состоящая из означаемого и означающего.
Знаковая теория предполагает 4 компонента процесса обозначения. 1. Денотат (референт) - нечто реальное, материальное, настоящее, которое мы хотим обозначить знаком; 2. Понятие - идеальное (психическое) понятие как часть знака (обозначаемое); 3. Акустический образ - идеальный (психический) акустический образ как часть знака (обозначающее); 4. Материальное воплощение идеального знака: звуки произнесенного слова, буквы, обозначающие слово. Деревья могут быть разными, нет двух абсолютно одинаковых берез, произносим слово дерево мы тоже все по-разному (разным тоном, с разным тембром, громко, шепотом и т.д.), пишем также различно (ручкой, карандашом, мелом, разным почерком, на пишущей машинке, компьютере), но двусторонний знак в нашем сознании у всех одинаков, так как он идеален.
|