Тенденция, характерная для ученых и их учеников в Исламской империи этого периода — деление на две основные группы. Одна группа ученых склонялась к тому, чтобы в собственных выводах не выходить за рамки существовавших и доступных для пользования текстов, а другая группа предпочитала широкое использование дедуктивного мышления и Иджтихада. Первая группа избегала давать Фатвы по тому или иному вопросу при отсутствии соответствующих четких текстов из Корана или Хадисов, относящихся к данному вопросу. В своей позиции они основывались на Аяте Корана:
"И не следуй за тем, о чем у тебя нет знания... " (Коран: Сура 17, Аят 36)
Законы, цели которых были определены Аллахом и Его Пророком (c), использовались для выводов по аналогии, (Получение ответа на тот или иной вопрос посредством логического рассуждения, основанного на аналогиях (т.е. подобных случаях)) а те, которые не были определены, не использовались. Из-за такой позиции ученых этой школы мысли стали называть Ахль аль-Хадис ("Люди Хадисов"). Центром ученых Ахль аль Хадис была Медина, а Фикх Мединской школы по большей части имел практическую направленность и основывался на реальных проблемах.
Другой группе ученых думалось, что всевозможные законы, ниспосланные Аллахом, имели под собой определенные причины, независимо от того, были они определены Аллахом и Его Пророком (с) или же нет. В тех случаях, когда причины для того или иного закона не были конкретно определены, эти ученые использовали собственные способности рационального суждения для того, чтобы найти возможные причины. Затем они применяли этот закон для других случаев, возникших при сходных обстоятельствах. Их подход основывался на практике некоторых ведущих Сахаба, использовавших дедуктивный метод для нахождения первопричин некоторых Божественных Законов. Из-за того, что эта группа выступала за широкое применение метода дедуктивного рассуждения, они обрели известность как Ахль ар-Ра'и ("Рассуждающие люди", "Люди рассуждения", "Люди мнения). Центром ученых Ахль ар-Ра'и была Куфа в Ираке. Фикх в Куфе развивался на базе гипотез. Изобретались проблемы и рассматривались в различных ситуативных контекстах, затем вырабатывались предполагаемые (гипотетические) решения, которые записывались. В процессе обсуждения они часто использовали фразу: "А что, если бы это было так?" и поэтому получили также прозвище "Чтоесльщики". Следует отметить, что эти два направления были всего лишь продолжением тех, которые впервые возникли еще в среде Сахаба.