Первые Халифы династии Аббасидов в какой-то степени уважали и поддерживали Исламский закон и ученых-правоведов. Причина этого состояла в том, что своего положения они достигли благодаря заявлениям о якобы имевшемся у них стремлении вернуться к Халифату, основанному на Шариате и его правильном толковании. Поэтому все Халифы этой династии с гордостью отправляли своих детей учиться у крупных ученых того времени и, более того, некоторые Халифы сами стали учеными-правоведами, например, Халиф Харун Ар-Рашид (правивший в 786—809гг. н.э.). Эти Халифы практиковали совещание с выдающимися Исламскими учеными по большинству вопросов Фикха. Ярким примером тому является Имам Малик, которому Халиф Аль-Мансур поручил составление авторитетной книги Сунны Пророка (c). По ее завершении Халиф испросил у Малика совета относительно того, может ли он, Халиф, сделать ее Основным Законом государства (придать ей статус Конституции), в результате чего Мазхаб Имама Малика станет обязательным для всех Мусульман. Но Имам отказался пойти на это, ибо он знал, что его собрание включало только те Хадисы Пророка (c), которые имели хождение в Хиджазе, где Имам Малик учился сам, вел преподавательскую работу и основал свой Мазхаб. Он был твердо уверен, что нельзя допустить, чтобы какой-либо один Мазхаб был обязателен для всех Мусульман. Он считал, что любой отдельно взятый Мазхаб окажется неполным, поскольку за его рамками останутся многие другие Хадисы, переданные теми сподвижниками, которые совершили путешествия также и в другие части государства.(Мухаммад Рахимуддин, "Перевод книги "Муатта Имама Малика" (на англ. яз.), Нью Дели: Китаб Бхаван, первое издание 1981г., предисловие) Это классический пример гибкого подхода, присущего основателям Мазхабов. Такой фактор, как государственная поддержка и забота об ученых Фикха сыграли огромную роль в развитии многих Мазхабов, возникших во второй половине периода правления Умайядов.
Однако следует отметить, что хотя ученым и судьям была предоставлена более широкая свобода мнений, они часто подвергались суровому наказанию, если их решения вступали в противоречие с государственной политикой. Так, Имам Малик был брошен в тюрьму и подвергнут пыткам за то, что данная им Фатва противоречила официальной политике Халифа династии Аббасидов. Эта политика вынуждала людей клясться в том, что в случае нарушения своей клятвы на верность Халифу они автоматически разводятся со своими женами. Фатва же Имама Малика гласила, что развод по принуждению считается не имеющим силы.