А. Составление сборников Фикха
Давая Фатвы и устанавливая некоторые принципы, ученые предыдущего периода были вынуждены затрачивать много времени и усилий, "гоняясь" за Хадисами и Атарами (Высказывания и действия сподвижников Пророка (c) (Сахаба) и их учеников) по различным частям Исламского государства. В этот период Сунна Пророка (с) была систематизирована и собрана в виде книг Хадисов. Таким образом ученые получили возможность сосредоточиться на познании и применении Хадисов. Типы сборников Фикха: 1. Первые книги Фикха, как правило, включали в себя одновременно и Хадисы, и Фатвы, и различные точки зрения Сахаба, а также учеников Сахаба. Типичным примером книг этого периода является "Аль-Муатта" Имама Малика. 2. Некоторые книги Фикха были посвящены основополагающим принципам Фикха, а Хадисы упоминались в них только для доказательства правильности выводов авторов. Как "Китаб Апь Харадж" Имама Абу Юсуфа (Основной ученик Имама Абу Ханифы), так и "Аль-Умм" Имама Аш-Шафи'и являются яркими примерами письменных трудов подобного рода. 3. Другие книги Фикха целиком посвящались проблемам применения принципов Фикха с очень незначительными ссылками на Хадисы. Эти книги были упорядочены по главам в соответствии с рассматриваемыми вопросами. Примерами подобного рода трудов являются шесть книг Имама Мухаммада Ибн Аль Хасана (Один из основных учеников Имама Абу Ханифы), а также "Аль-Мудаввана" Имама Ибн Аль-Касима (Основной ученик Имама Малика). На первых порах набор доказательств для каждой из Фатв по различным вопросам включал тексты Хадисов с указанием цепи их рассказчиков (Иснад). Постепенно внимание к такому аспекту, как цепь повествования Хадисов, пошло на убыль и ученые стали просто цитировать текст соответствующего Хадиса, приводя ссылку на те книги Хадисов, в которых его можно найти. С ослаблением акцента на важности Хадисов, проявлявшемся то ли в менее детальном цитировании Хадисов, то ли в неупоминании их источников и уровня их достоверности, на первый план выдвинулась позиция Мазхабов. Таким образом, точки зрения Мазхабов постепенно брали верх над положениями одного из первостепенных источников Исламского закона, т.е. Сунны Пророка (c). Такое развитие событий положило начало косности, которая впоследствии стала отличительным признаком Мазхабов. Хотя позднее некоторым выдающимся ученым удалось хоть как-то повернуть эту тенденцию вспять, вновь возродив практику цитирования источников и комментариев относительно подлинности цитируемых Хадисов.
|