СПРАВКА. DIY – аббревиатура, означающая «do it yourself» («сделай сам»)
DIY – аббревиатура, означающая «do it yourself» («сделай сам»). В музыкальной сфере относится к группам и лейблам, которые выпускают музыку своими силами, не прибегая к оплаченной помощи профессионалов.
В качестве сингловой выбрали «Осколки».
[STEWART]: Сведение нам сделал Александр Крошкин, который был инженером записи барабанов и гитар в клубе «Red». Получилось терпимо, но качество все равно далеко от альбомного. К «Осколкам» добавилась наша самая новая на тот момент песня «Молочный коктейль». Ее записали прямо в компьютер, поэтому звук тоже был не фонтан. Разбавить этот материал по старой привычке решили тремя концертными треками, для простоты взятыми прямо с «Хлеба». Ими стали «Чувства», «Не отсюда» и все тот же кавер на «(SIC)» Slipknot, записанный при участии Данилы «Danny Boy» Смирнова. Отписали эти песни на болванки, сделали обложку и размножили ее в каком-то центре полиграфических услуг.
[ALEX]: Конечно, обложка была нужна, но, как водится, у нас не нашлось идей. Хорошо, что они были у Дениса Граммакова, который оформлял «Хлеб». Он предложил нам на выбор несколько вариантов, сделанных в программе «3D Max». Мы остановились на абстракции из каких-то острых штуковин. На выбор повлияло и то обстоятельство, что картинка изначально была черно-белой – это сильно уменьшало стоимость ее печати. Сингл вышел в картонных конвертах, которые Даня сам вырезал и склеивал.
[STEWART]: Да, точно, было такое дело. Вырезал по контуру и впихивал в конверты диски, половина которых, правда, как потом оказалось, не читается, потому что записывал я их на восьмикратной скорости, да и качество болванок оставляло желать лучшего. Самое забавное, что несколько лет спустя моя бабушка, разбираясь однажды под Новый год на балконе, нашла целую пачку нереализованной полиграфии к «Осколкам». Такой вот подарок из прошлого!
С записью и тиражированием ребята уложились как раз в срок – к очередному концерту, который должен был состояться в апреле в Сосновом Бору (город на берегу Финского залива в 80 километрах от Питера). А поскольку диски с синглом «Осколки» к тому моменту были готовы, намечалась своеобразная его презентация.
[14]
Отыграть концерт в Сосновом Бору [AMATORY] пригласили группу Stigmata, которая в то время потихоньку начинала свое восхождение на андеграундные подмостки Питера.
[STEWART]: На том концерте в Сосновом Бору нам не удалось показать все, на что мы были способны, потому что снова отыграли всего пять песен. Только в отличие от концерта в «Молоке», где наше выступление было прервано рейдом милиции, в этот раз мы могли винить только самих себя.
[DENVER]: На концерт Lexus приехал с празднования какого-то дня рождения далеко не в самом свежем состоянии. Четыре песни он крепился как мог, но на пятой подошел ко мне и сказал, что больше не может, что еще чуть-чуть – и он упадет. Обстановка никак не способствовала улучшению его самочувствия. У местного клуба была небольшая низкая сцена ромбиком, через которую периодически проходили посетители и хлопали музыкантов по плечу: «нормально рубишь, братишка». В общем, самая обычная алковечеринка в сигаретном дыму. Последняя электричка в сторону Питера по расписанию уходила через полчаса после планируемого окончания нашего выступления, но поскольку больше пяти песен мы все равно отыграть не смогли, времени в запасе у нас оказалось больше, и мы никуда не опоздали. Единственный плюс во всей той ситуации.
А вот следующий концерт – 30 апреля в «Орландине» – получился удачнее. Собрал он столько же народу, как и концерт «Кирпичей» на той же неделе.
[DENVER]: Это уже была настоящая презентация сингла «Осколки». Диск вышел небольшим тиражом, его давали бесплатно первым пришедшим на концерт, а остальное вроде как даже продавалось. Но что удивительно, сегодня этот сингл на глаза вообще не попадается. Кто приобрел те диски и где они сейчас – загадка. Они будто бы канули в небытие. Во всяком случае, на автограф-сессиях нам их на подпись не дают.
После удачной во всех отношениях питерской презентации «Осколков» неделю спустя, 7 мая, состоялась и презентация в столице. Это была вторая по счету поездка [AMATORY] в Москву, но уже с Алексом в качестве директора.
Сам концерт по традиции переплюнул по фееричности предыдущий. В этот раз в зале было не десять, а целых двадцать человек! Если же обойтись без сарказма, то относительный успех [AMATORY] оставался сугубо локальным. Если в андеграундной тусовке Питера ребята были своими, то за ее пределами их мало кто знал. Блицкригу мешал как уровень самой группы, так и уровень мероприятий, куда ее приглашали играть в столице. К тому же у ребят по-прежнему не было полноценного альбома – важнейший компонент в раскрутке любой молодой группы.
Понимая это, параллельно с концертной деятельностью и выпуском сингла [AMATORY] продолжали работать над своим дебютным альбомом. И как раз в этот период в группе произошло еще одно очень важное событие.
[STEWART]: После того как Серега записал партии гитары, Шурик начал постоянно брать домой слушать минусовки – готовый материал, только без вокала. И в какой-то момент огорошил нас сообщением, что он подобрал все песни и готов еще раз попробовать с нами на равных! У меня с ним по этому поводу состоялся целый телефонный разговор. Ну раз готов – молодец, приезжай, что тут поделаешь. Договорились с ним, он приехал на репетиционную точку, и мы ему устроили – если не дедовщину, то я не знаю, как это еще можно назвать... Очень жестокое испытание. Мы без остановок играли одну песню за другой, причем я их еще загонял! Но Алекс отыграл все песни практически без погрешностей. Какие-то вопросы у него, конечно, возникли, но в принципе особо не докопаешься, все на уровне. Он подтянулся не только в плане игры, у него к тому моменту уже и гитара появилась хорошая. То есть чувак реально сделал все, что только могло от него зависеть. Претензий к нему не было.
[DENVER]: Мы посмотрели, как он играет, оценили рост, посовещались, после чего пригласили его на следующую репетицию. Потом еще на одну, и еще, и так потихоньку он начал вливаться в коллектив как гитарист. Хотя песни с дебютного альбома легко играются в одну гитару (каких-то серьезных раскладов там не было, бас абсолютно нормально заменял вторую гитару), необходимость во втором гитаристе все же присутствовала. Запись записью, а на концерте нам хотелось больше мощи и плотности, а тут уж без второго гитариста никак нельзя.
Что такого нашел Алекс в начинающей андеграундной группе, музыканты которой буквально вчера освоили дисторшн, знает только он сам. Но мотиваций для того, чтобы стать тенью [AMATORY] во времена, когда группа собой абсолютно ничего не представляла, у него, по всей видимости, было предостаточно. Интеграция Алекса в [AMATORY] была долгой и нервной. Получая «от ворот поворот», ругаясь с музыкантами группы, он все равно оставался рядом и поддерживал их как мог. Группа поначалу будто отторгала этого парня, но судьба сводила их снова и снова.
[STEWART]: А ведь до Алекса мы слушали много других гитаристов. Я помню, как Шура приезжал к нам на репетиции, чтобы обсудить рабочие моменты, а мы в это время устраивали прослушивания каким-то ребятам. Однажды он очень сильно расстроился по этому поводу. Мол, «я грохаю свое время, мечты, деньги, а вы мне даже ничего не говорите». Некрасиво с нашей стороны, конечно. Но в итоге... он взял нас измором, ха-ха! Иначе не назовешь. Сожрал весь мозг. Устроил настоящую китайскую пытку, когда на протяжении суток тебе капают водой на темечко, и ты сходишь с ума. Но в итоге он добился своего, и самое главное – вписался в группу!
[DENVER]: У парня было желание, которого, если его перевести в электроэнергию, хватило бы на освещение целого мегаполиса, поэтому, посовещавшись, мы взяли его в состав. По ощущениям, Саня очень долго вливался в коллектив. Не так, как это было с Осечкиным, например. Во многом потому, что по воспитаю и по складу характера он отличался от нас всех. Поначалу это приводило к конфликтным ситуациям, но со временем мы научились их разрешать.
[ALEX]: Когда я пришел в группу, все песни для альбома были готовы, поэтому я успел записать всего несколько дополнительных партий в домашних условиях. Мое вмешательство заметно в вокальных партиях, которые тогда как раз записывались, и каких-то гитарных аранжировках. Если же в целом говорить о том, что меня взяли в состав, то... Пусть звучит самоуверенно, но я практически не сомневался, что рано или поздно это произойдет. В течение двух лет я так или иначе был в [AMATORY]; все упиралось в освоение гитары, здесь нужно было поднажать. К тому же, как мне казалось, ребята не горели желанием играть с Pj после его возвращения из армии. И с определенной долей опасения ждали, когда наступит время для выяснения с ним отношений.
Возвращение Pj из армии состоялось под занавес весны 2003-го. Одновременно с его «невозвращением» в [AMATORY]. Хотя, по сути, уход из группы произошел намного раньше, просто не был оформлен «официально».
[DENVER]: Сегодня сложно что-либо говорить о том времени и тех событиях. Как там говорят... время – лучшее лекарство, да? Не хочется лишний раз баламутить воду и доставать скелеты из шкафа... Но от нас ждут каких-то пояснений. Для некоторых они имеют большое значение, и мы это понимаем. Но и для нас не менее важно, чтобы другие поняли: сейчас мы говорим о событиях многолетней давности. Тогда нам исполнилось по 18 лет, тогда было другое время, другие проблемы. Мы сами были другими. Многого не понимали, по-другому реагировали на происходящее. Причем это касается не только Pj, но и нас самих. Поэтому, говоря сейчас о причинах невозвращения Жени Потехина в группу по нашей инициативе, я бы затронул только такие вещи, как внутренние ощущения и сложившаяся в [AMATORY] атмосфера, которой мы очень дорожили и которую не хотели нарушать... Работалось в коллективе легче – это факт, и мы не хотели рисковать тем, что создано за это время. Думаю, Pj сам догадывался обо всем, потому что он часто бывал в городе и все видел своими глазами.
Однако Pj горел желанием вернуться в состав и немедленно приступить к репетициям, и это еще сильнее угнетало ребят в свете того, что они собирались ему сообщить.
[STEWART]: Мы хотели сделать это как можно мягче, но у нас не получилось. Евген с ходу предложил нам попробовать поиграть некоторое время вместе и посмотреть, что из этого получится. Если все срастется – хорошо, если нет – ну, значит, нет. Но, не дожидаясь этого момента, Серега с Денисом сообщили ему, что мы уже нашли второго гитариста. Очень сложный момент был, и я даже не знаю, как Женя смог его перенести. Наверное, у него более луженая психика. Я бы, наверное, умом тронулся.
Впрочем, без группы Pj не остался. Поскольку большинство разговоров и встреч тогда крутилось вокруг репетиционной точки, где помимо [AMATORY] также играла группа Фарша (того самого, который время от времени помогал Дане на концертах), Женя начал потихоньку вписываться в ее состав, где впоследствии смог реализовать себя как гитарист, вокалист и композитор. С приходом Pj у этого коллектива начали появляться первые осмысленные песни, а позже – и первые концерты, и сегодня эту группу (а называется она Korea) без вокалиста/гитариста Евгения «Pj» Потехина просто невозможно представить. На сегодняшний день Pj записал и выпустил с Korea уже два альбома: «На сломанных крыльях» и «Пульс». Причем, несмотря на все сложности отношений, Даня помог Korea на начальном этапе с записью и сведением дебютного альбома, а на втором альбоме выступил не только как звукоинженер, но и в какой-то мере сопродюсер. Время и впрямь лечит. Все действующие лица сегодня имеют прекрасную возможность реализовать идеи и замыслы в своих музыкальных коллективах, а остальное не так уж и важно. А мы вернемся в 2003-й.
[15]
Несмотря на «мертвый» сезон, который каждый год исправно наступает летом, [AMATORY] продолжили давать концерты. И если 1 июня 2003 года в «Red Club» на фестивале «День зашитых детей» (посвященном, естественно, Международному дню защиты детей) группа еще отыграла вчетвером, то уже 20 июня в клубе «Орландина» на одну сцену вместе с [AMATORY] впервые в качестве полноправного участника поднялся Александр Павлов.
Проблемы с составом разрешились, а вот в эпопее с записью дебютного альбома, похоже, только-только заканчивалась первая стадия. Львиная доля инструментальных партий к альбому была готова. Часть вокала записали в клубе «Red», часть – дома у Данилы Смирнова, где до этого Денис записывал бас; оставались некоторые партии голоса и сведение.
|