Информация превыше всего. Татьяна Миткова
Татьяна Ростиславовна Миткова окончила факультет журналистики МГУ. В 1980-е годы работала в программах «Время», «120 минут», «Международ- ная панорама». В 1990— 1991 годах — ведущая информационной программы Телевизионная служба новостей (ТСН). Была уволена за отказ зачитывать комментарий о январских событиях в Вильнюсе 1991 года. Сотрудничала с западногерманской телекомпанией ARD. С 1991 по 1993 год — ведущая ин- формационных программ «Время» и «Новости» РГТРК «Останкино». С октября 1993 года — ведущая вечерних выпусков программы новостей «Сегодня» телекомпании НТВ. В настоящее время руководит информационным вещанием НТВ. Лауреат премии «ТЭФИ» в номинации «Лучший ведущий информационной программы». — Татьяна Ростиславовна, как складывалась ваша телевизионная карьера? — Можно говорить о каком-то элементе случайности, но случайно- сти, как правило, закономерны. В 14 лет я поступила в Школу юного жур- налиста при журфаке МГУ. Подруга детства моего отца работала в про- грамме «Время» с Юрием Фокиным и пригласила меня в гости. Я.пришла, посмотрела, мне даже предложили пойти в студию, постоять у пюпитра, заставки поменять. Так вот и пошло. Сначала я приходила туда в свобод- ное от учебы время, работала бесплатно: тогда не было принято оплачи- вать труд подростков. Окончив школу, поступила на вечернее отделение журфака МГУ и одновременно решила пойти поработать. Меня взяли по- мощником режиссера в программу «Время». Я прошла, наверное, все эта- пы карьеры: помощник режиссера, ассистент режиссера, режиссер. Бли- же к окончанию университета начала заниматься конкретно редактор- ской, журналистской работой, и меня перевели на должность младшего редактора. Потом я была редактором, старшим редактором, корреспон- дентом, комментатором и, наконец, ведущей. — Работа в какой программе или в каком подразделении решаю- щим образом повлияла на вашу профессиональную судьбу? — В начале карьеры это программа «Международная панорама», ре- дактором которой я была, и благодаря которой я близко общалась и учи- лась у таких мэтров, как Александр Бовин, Генрих Боровик, Всеволод Ов- чинников… На срединном этапе — это, безусловно, Телевизионная служ- ба новостей, там я уже была ведущей. Работа закончилась неподчинением руководству, скандалом, уходом с канала. Третий этап, если делить твор- ческий путь на некие отрезки, и самый, наверное, главный — это, конеч- но, НТВ. — Кто в наибольшей степени влиял на форму и содержание пере- дач в разные годы вашей работы? — В «Международной панораме» влияли, безусловно, ведущий и редактор, потому что именно они работали с корреспондентами, писали закадровые тексты, которые озвучивали в то время дикторы. У репортеров тогда еще не было голосов. НТВ усилило роль ведущего в новостях, поэтому во многом форму и содержание новостного выпуска на канале определял и определяет ведущий. — Насколько лично вам мешала цензура? — В советское время моя работа журналиста совпала с горбачевской Перестройкой. Недреманное око партии даже не воспринималось как цензура — воспринималось как нечто само собой разумеющееся. Потом подули новые свежие ветры, и мы немножечко вздохнули. Та же программа «Семь дней» — это 1989 год. Начались уже осложнения в стране, позиции Горбачева ослабевали, интриги усиливались, что тут же отразилось на средствах массовой информации. Гайки стали закручиваться. Программу «Семь дней» закрыли. Тогда-то мы и поняли, что свобода лучше, чем несвобода. Раз глотнув свежего воздуха, отказаться от него становится очень и очень трудно. Появилась программа «Взгляд», и тогда же, уже на исходе Перестройки, возникла Телевизионная служба новостей, которая, вопреки постоянному контролю, давала информацию, кардинально отличающуюся от программы «Время». А что такое цензура в чистом виде, я могу рассказать. Это когда рядом с тобой сидит человек, берет у тебя из рук листы микрофонной папки, и ты видишь, как один листочек отправляется в корзину, второй и так далее... Вот так было у меня в нескольких выпусках. Готовишься к эфиру, и в папке у тебя 30 страниц, а перед эфиром остается 20 или 15. А все, что сейчас… Когда говорят, что это цензура, мне становится просто смешно. — В чем были преимущества работы на телевидении? — Публичность сейчас многое дает человеку, поэтому работа на те-левидении считается престижной. А в то время никаких особых благ я на своем уровне не ощутила. Люди, которые достигали неких карьерных вы- сот, имели и значительные зарплаты, и возможность выезда за границу, и так далее. Но я не оцениваю человека, его жизнь с точки зрения данных ему преимуществ. А что такое вообще преимущество? В чем оно? Везде можно отыскать и плюсы, и минусы. Все зависит от взгляда человека на жизнь. Для меня главное преимущество в том, что я люблю свою работу. — А чем приходилось жертвовать? — Я думаю, что недостаточно внимания уделяла семье. —Чего больше в телевизионной среде—конкуренции или взаимопомощи, раньше и теперь? — Мне кажется, что раньше конкуренции было больше, и подсижива- ли друг друга больше. Сейчас это проявляется в меньшей степени. Давно очевидно, что с помощью блата стать хорошим репортером или хорошим ведущим невозможно. И никакие звонки не помогут получить работу, на- пример, у нас в информационной службе. Если человек ничего не может, то он отсюда вылетит. А раньше работало телефонное право. Сейчас — по крайней мере у нас — оно не действует. Всем становится сразу понятно, чего ты стоишь. И никакие связи не могут ничего сделать. — В чем главное отличие современного телевидения от телевидения 1980-х и 1990-х? — В современном телевидении очень мало того, что принято называть телевизионным событием. Раньше этого было больше. Я не из тех, кто винит во всем телевидение и его работников. Оно лишь зеркало, которое отражает вкусы, потребности, желания. Мне это телевидение не близко. — Каким словом вы бы определили сущность телевизионной работы? — Делай то, что нужно делать, и не скули. Не слово, а целая фраза по- лучилась! А мы очень любим поскулить: «Бедные мы, несчастные! Да что ж опять на улице пристают с автографами!» Или: «Нелегкая журналистская судьба забросила его в Швейцарию!» Или: «Я трое суток не спал в пяти- звездочном отеле!» Грех жаловаться, работа очень интересная. Здесь мо- гут работать только люди, которые свое дело любят. — Исходя из вашего опыта, какого типа люди оказываются наиболее успешными на телевидении? — Амбициозные. Они ставят себе цель и идут к ней, но не по головам, а просто требуют работы для себя. Самое большое наказание в информаци- онной службе — быть невостребованным. Добиваются чего-либо настыр- ные, упорные люди, которые ходят и требуют, предлагают, ищут, снимают. — Что вы считаете своим главным достижением и своей главной неудачей? — Главной своей неудачей я считаю выпуск Телевизионной службы новостей, в котором я позволила себе прямой и ясный намек на поведе- ние своего коллеги по новостному цеху. Этого делать нельзя. Да, он за- рвался, непрофессионально повел себя в эфире, но я не имела права об этом упоминать, даже не называя фамилии. Я считаю, что это был мой глав- ный творческий прокол, который, кстати, окружающие даже не заметили. С коллегой у меня отношения очень хорошие, потому что я через какое- то время публично признала свою неправоту, хотя этого никто и не требо- вал. Но до сих пор ощущение дискомфорта. Говорят же, что репутацию за- работать сложно, а потерять можно в один момент. Вот это тот самый мо- мент, который грозил потерей репутации для меня лично. Что я считаю главным достижением? Думаю, это выход в эфир программы «Сегодня». — Изменилась ли телеаудитория за прошедшие годы? — Телеаудитория изменилась точно так же, как изменилась страна. И аудитория изменилась на конкретных каналах. Раньше она была общая у всех, а сейчас она разная, в зависимости от того, какую аудиторию тот или иной канал вокруг себя формирует. У НТВ — это активная мужская ау- дитория, работающие и достаточно образованные люди. У «Первого кана- ла» и канала «Россия» аудитория практически одинаковая: больше женская и гораздо старше. У канала РЕН ТВ тоже мужская, но зато необразованная и неактивная. — Какими вам видятся болезни современного телевидения? — Мне повезло: я тружусь в такой сфере, где людям некогда заниматься всякой, мягко говоря, ерундой. Мы не очень много смотрим телевизор, потому что приходится смотреть ленты информационных агентств, картинки телевизионного обмена, отсматривать массу видеоматериалов. Новости — это не придумано, это то, что происходит на самом деле. Ин-терпретация может быть разная, в зависимости от того, чего хочет владелец и что понимает в этом журналист. А все остальное на телевидении придумывается уже человеком в зависимости от потребительского спро- са. Люди сейчас работают на заказ рекламодателей в основном. Напри- мер, очень бы хотелось сделать документальное кино. И мы можем его сделать, так как есть авторы, операторы, есть представление о том, как это делать. Но это никому не нужно, потому что под него не будет рек- ламы — рекламодателю этот продукт неинтересен. Значит, канал потеря- ет очень большие деньги. Что это такое? Болезнь или объективная реаль- ность? Мы создаем продукт, который либо продается, либо не продается. Новости будут продаваться в любом случае, потому что информация — это сила и власть. А все остальное я называю субпродуктом. Рынок очень сильно повлиял, и говорить о телевидении как об искусстве уже нельзя. Внутри какого-то продукта может своим искусством блеснуть режиссер, оператор, но в целом к искусству это отношения никакого не имеет. — Какое телевидение представляется вам наиболее подходящим для России: государственное, общественное, коммерческое? — Я считаю, что было бы хорошо, если бы мы имели все типы телевидения. Это правильно, потому что у зрителя возникает возможность выбора. И финансовый выбор, и выбор идеологический, и выбор просто вкуса. — Какова, на ваш взгляд, главная социальная функция телевидения? — Информировать и развлекать. Больше ничего. Для меня это лишь средство получения информации, если я хочу получить ее именно из это- го источника. Телевизор может отвлечь, может развлечь, и это нормаль- ный способ отключиться от повседневных проблем. Просвещаться надо другими способами: читать книги, смотреть настоящие фильмы, которые не показывают по телевидению. А тратить время на просвещение у теле- визора по меньшей мере неразумно. — Каким вы видите будущее телевидения? — Мы можем ответить на вопрос о будущем нашей страны? Я даже не рискну задать такой вопрос министру финансов Кудрину, потому что он обрушит в очередной раз валютный рынок. Так же — и про будущее те- левидения, поскольку это действительно зеркало. Все зависит от того, как мы будем развиваться. Я думаю, что в ближайшие два года перспективы очень печальные, потому что очень невеселые перспективы у экономики. Мы будем видеть бесконечное дешевое мыло, третьесортные фильмы, права на которые можно купить за копейки. Поэтому я полагаю, что народ станет больше читать, и это большой плюс.
|