Ко благодаря авторству, но и потому, что он был очень необычным че-
ловеком для того времени: манеры, стиль одежды и прочее делали его неповторимым? — Он начинал в молодежной редакции, и его первая программа «Портрет на фоне» появилась у нас. Я не думал о том, что у него своеобразный вид или манера одеваться и вести себя. Он был непривычным, с очень сильным авторским началом — это факт. — Кем принималось решение о запуске или закрытии программ? — В конечном счете решение о запуске и закрытии программ принимается главным редактором. А вот уже о том, что влияет на то, чтобы он принял то или иное решение, — существует миллион версий: это может быть и финансовая ситуация, и успех или неуспех у публики, и политическая Конъюнктура… Что угодно. У.меня было всякое. — Была ли у вас программа, которую вы очень хотели запустить, но не получилось? — Вы знаете, нет, такой не было. Все, что мне хотелось запустить из того, что мне предлагали, все запускалось. Или не запускалось, но не по- тому, что так разложились звезды (смеется). — Кто в наибольшей степени влиял на форму и содержание передач? — Безусловно, творческая группа. А уж кто там в этой группе — всегда по-разному. Режиссер или автор. Конечно, и я, как главный редактор, влиял или влияю на содержание передач, но только через авторов, убеждая их. — Кто ваш любимый автор и режиссер? — Могу назвать многих. Когда-то меня поразил Ираклий Андроников и его цикл передач. Я.считаю, что уникальна телевизионная программа «Что? Где? Когда?». Помню, когда мы работали с [ее создателем и ведущим] Владимиром Ворошиловым, он долго размышлял над каждой новой деталью, которая появлялась по мере существования передачи. Он сочетал в себе свои навыки, взгляд театрального художника, режиссера-постановщика и автора. Мне кажется, в этом же ряду стоит «До и после полуночи». Владимир Молчанов соединял в себе некое возвышение над жизнью и при этом был чрезвычайно острым и актуальным. Туда же можно отнести «Взгляд»! Безусловно, «Взгляд» — это явление общественной жизни, с одной стороны. С другой стороны, это чрезвычай- но свободная телевизионная форма, которая позволяла в рамках полутора часов органично связать самые разные жанры. «Взгляд» — это ведь не latenight show, и не публицистическая программа. И при этом — не рафинированная «До и после полуночи», а некий достаточно жесткий, прежде всего публицистический журнал. Это тоже явление, над которым можно и нужно размышлять. В том числе надо размышлять и о том, почему оно ушло. — Как вы думаете, сейчас можно возродить что-либо подобное? И будет ли это иметь успех? — Надо по-другому задать вопрос: будет ли иметь успех жесткая, кри-тически настроенная по отношению к власти и всей системе телевизионная программа? Ответ: не знаю. На нашем сегодняшнем телевизионном про-странстве такие опыты осуществляются. Нельзя сказать, что они не замечены публикой, но ведь и обвального успеха тоже нет. Сегодня, если ты серьезно хочешь заниматься критикой существующего, Критикой с большой буквы, то и на телевидении, и в прессе, и на радио такие возможности есть. — Закрытие какой программы вы восприняли особенно тяжело? Почему? — Понятно, что очень тяжело переживал закрытие «Взгляда»: я был их главным редактором. Это было связано с событиями в Тбилиси: «Взгляд» пытался говорить о происходящем там откровенно и все показывать. По- том была Рига… Ну и было принято решение о том, что передача будет закрыта. — Кем было принято решение? — Нам его озвучил первый заместитель председателя Гостелерадио. Я был главным редактором, я с этим не соглашался. Мои аргументы были выслушаны, но, тем не менее, решение было принято. — А кто был первым заместителем председателя в то время? — Петр Николаевич Решетов. Но дело даже не в нем. Не он, так другой озвучил бы это решение. Тогда же это был практически конфликт внутри Политбюро, тогда выступил Эдуард Шеварднадзе [в то время — министр иностранных дел СССР] с резким публичным заявлением… И так далее. — А были ли какие-то предложения взамен «Взгляда»? Или просто закрыли — и все? — Нам оставили наше время. Выходили музыкальные и развлекательные программы молодежной редакции. — Какой этап в процессе создания передачи наиболее приятный? — Приятный — это следующий день после показа, в случае если мы видим хорошие цифры. Ну а если серьезно, то это все-таки когда ты видишь результат, когда тебе не то что не стыдно, а когда ты понимаешь, что сказано что-то важное, это услышано и понято. — Для вас важно мнение ваших коллег, друзей, родственников? — По большому счету — да, я на это обращаю внимание. Но все-таки важнее мнение коллег-профессионалов. Одно дело — это оценка «хоро- шо» или «плохо». А другое — когда берут на себя труд проанализиро- вать и высказать свои соображения, почему это получилось, а это не по- лучилось, почему результат такой. — Чем приходится жертвовать, работая на телевидении? — Ничем я не жертвую, работая на телевидении. На все хватает времени. Особенно если ты начальник — можешь сам себе строить рабочий график. — А в чем преимущества, блага работы на телевидении? — Это относительно хорошо оплачиваемая работа. Понятно, что есть занятия, которые приносят намного больше денег, но мы сейчас говорим о нанятом работнике. Преимущества — это огромное количество роскош- ных знакомств. Много знаковых людей, и не важно, имеем мы с ними дол- гие дружеские отношения или это просто короткие или нечастые встречи. Прекрасно отдаю себе отчет, что, не будь я на этом месте, не было бы и возможности у меня как-то к ним прикоснуться. — Какова была популярность и влиятельность телевидения по сравнению с прессой и радио? — Почему — была? Она была, есть и будет еще довольно долго, как мне кажется. Если выстраивать рейтинг, то сначала по степени влияния стоит телевидение, а потом все остальное. — Каким образом осуществлялась обратная связь с телеаудиторией? Учитывались ее интересы? — Обратная связь осуществлялась разными способами во все времена. Когда-то были письма, встречи со зрителями. Я.до сих пор вспоминаю, когда мы с ведущими «Взгляда» проводили встречи. Это был всегда переаншлаг! А ведь когда работаешь с кем-то рядом, общаешься постоянно, как-то приглушается масштаб личности: я-то знаю этих ребят! И мне было удивительно, как взрослые, неглупые люди ловят каждое их слово. Интересы аудитории учитываются всегда. — Насколько лично вам мешала цензура? — Если честно, никогда она мне лично особо не мешала. Я вообще считаю, что слишком часто какие-то творческие неудачи списываются на цензуру. Таких примеров у меня в жизни много было. Поэтому я не склонен винить вообще во всем цензуру, во всяком случае, в той сфере, в которой я работал. Есть, конечно, ужасающие, страшные примеры, когда цензура вторгается в творчество — это трагедия очевидная, но телевизор —прежде всего средство массовой информации. И винить в своих неудачах цензуру в большинстве случаев, с моей точки зрения, — лукавство. — Цензура тогда и сегодня — это разные вещи? — Конечно. Понимаете, тогда было больше формального. Было и сложнее, и легче, кстати говоря. А сегодня это не цензура, это твоя ответственность. Пожалуйста, тебе никто ничего не запретит, только ты будь готов ответить. — Были случаи, когда вас упрекали за политическую невыдержанность? — Что-то я не помню такого. Конечно, у меня были серьезные объяснения на разных уровнях. Были ли случаи, когда меня упрекали? Были! А вот за невыдержанность… — Какая передача считалась наиболее престижной в прежние времена? — Всегда, если говорить про престиж, программа «Время» была про-граммой номер один. — Были ли тогда звезды в современном понимании слова? — Звезды — в том смысле, что кумиры миллионов людей? Были, ко- нечно. Те же «взглядовцы», Александр Масляков… — Что вы считаете своим главным достижением? — Наличие и благополучие семьи. — Что вы считаете своей главной неудачей? — Не знаю, я об этом даже не задумывался. Неудач у меня много, а вот так чтобы главной, наверное, нет. — Вы можете назвать людей, которые внесли наибольший вклад в развитие нашего телевидения? — Сложный вопрос. Есть Сергей Лапин [председатель Гостелерадио СССР, 1970—1985], например, который очень много сделал, чтобы теле- видение сложилось таким, каким оно сложилось. Но я живу в мире домы- слов и легенд о Лапине. Даже когда о нем говорят как о страшном цензоре или жестоком партийном редакторе, все-таки я слышу уважительные ин- тонации. И все наиболее любопытные и большие явления на телевидении появились при Лапине. С другой стороны — Энвер Мамедов, он был при Лапине куратором телевидения. Человек вообще фантастической судьбы. — Александр Сергеевич, а вы жесткий управленец? — Думаю, что нет. — Был ли у вас учитель, который вас наставлял, давал советы? — Конечно, моя телевизионная жизнь сложилась только благодаря Эдуарду Сагалаеву — это же ясно. Это он меня забрал туда, и он рекомендовал меня на должность главного редактора. Я.долгое время ориентировался на его оценки и мнения. Олег Добродеев — безусловный для меня авторитет. Для меня был открытием Михаил Лесин. Константин Эрнст — кто бы мог тогда подумать, что из него вырастет по-настоящему масштабный руководитель! И понятно, что он получил не последнюю компанию в стране, но то, что она собой представляет сейчас, — это небо и земля, она просто неотделима от него. А Рома Петренко [генеральный директор ТНТ]! Мне кажется, что это чрезвычайно успешный, с одной стороны, рисковый, а с другой —очень талантливый менеджер и руководитель. — Руководители должны нести ответственность перед обществом? — Это очень высокие и абстрактные размышления — об ответствен- ности. Если коротко — должны. — Каким, на ваш взгляд, должно быть телевидение в России: госу- дарственное, общественное, частное? — Ответ давно есть: и первое, и второе, и третье. Вот посмотрите на у же Францию, Англию, Германию — есть и то, и это. И всегда самым по- пулярным будет телевидение, которое тяготеет к разного рода развлече- ниям. Но авторитетом и влиянием пользуется прежде всего то телевиде- ние, которое основной упор делает на информацию и публицистику. У не- го могут быть и цифры меньше, даже доходы меньше — это не означает, что у него меньше влияния. — Как вы относитесь к Российскому информационному каналу? — К «Вестям-24»? Хорошо отношусь. Очень удачный проект. У многих были сомнения, когда его запускали: насколько он будет востребован. А.вот сегодня уже трудно без него представить наше медийное пространство. — «ТВ Центр» считается самым объективным каналом на отечествен- ном телевизионном пространстве… — Я-то как раз так не считаю: у нас есть свои беды. У нас иногда голос ломается, когда мы говорим о Москве. Я не считаю, что мы нашли пра-вильную, оптимальную, точную, идеальную интонацию в разговоре о го- роде. Мы еще не научились говорить о московской жизни так, чтобы это было интересно всей России, мы еще в процессе. По большому счету, речь о том, чтобы говорить о жизни интересно, а Москва, как и многие боль- шие города, интересна тем, что здесь есть все. По сути, если ты изучаешь жизнь мегаполиса, все его взаимосвязи, то можешь грамотно выстраивать свою жизнь в том месте, где таких факторов меньше. То есть у тебя выбор среди трех решений, а здесь — выбор среди 12. И если тебе кто- то рассказывает о том, что за собой тянет выбор одного из этих решений, то ты точнее выберешь у себя. Поэтому Москва — это модель мира, как мне кажется. Мы в новом сезоне предложим цикл программ, где будем рассказывать, как вообще функционирует эта огромная система. Я думаю, что это любопытно людям.
|