Картография
3. Драматургия съемки Постановочная съемка приближается по своим целям к художественным фильмам: авторы ставят фильм или фотографию, требуя от снимаемых людей следовать определенному сценарию. При появлении фотоаппарата люди часто стремятся перейти к спектаклю «Нас снимают!», с которым они познакомились, посещая еще в детстве фотоателье. Там требуют застыть, изобразив наиболее приятное лицо, поправив одежду, прическу, макияж, посмотреть в камеру, улыбнуться (сказать «кишмиш» или «cheese»), а если фото групповое — то поплотнее прижаться друг к другу, изобразив теплые чувства. Полученные в результате визуальные материалы имеют ограниченную ценность, по ним можно судить только о неискаженных авторским замыслом сторонах жизни людей (например, одежда, в которой они снимаются, содержание стола, за которым они сидят). Люди снимаются часто так, как будто позируют для собственного монумента. Наличие исследователя всегда вносит те или иные искажения (помехи) в изучаемый изнутри или с близкого расстояния объект. Появление же в его руках фотоаппарата или видеокамеры делает эти помехи особенно сильными. Само присутствие фотографа программирует ситуацию на постановочную съемку. Обычно люди знают, «как надо играть», «как надо выглядеть». Они становятся иными, либо неестественными (неопытные актеры), либо «неестественно естественными» (опытные актеры). Они улыбаются больше, чем обычно, ведут себя солиднее, поправляют прически, макияж, избегают слов и действий, которые могут создать негативное впечатление о них или их об их группе (фирме, семье, компании друзей и т. д.). Когда фотограф схватил реальную ситуацию, ему говорят: «Ой! Я не туда смотрела». Если спектакль «Нас снимают!» хорошо поставлен и тянется до конца пребывания исследователя на объекте, то изучаемая ситуация вообще может оказаться недоступной. И самая большая опасность, если исследователь примет спектакль «Нас снимают!» за чистую монету и проанализирует его как социальную реальность, которую он собирался изучать, т. е. спектакли «Работа», «Вечер в семье», «Шоппинг» и т. д. Скрытая камера. Одним из средств преодоления искажающего реальный процесс эффекта присутствия фотографа или оператора является использование метода скрытой камеры в той или иной его форме. Миниатюрные камеры иногда позволяют делать съемки так, что объект этого не замечает. Самый крайний вариант этого типа съемок — «шпионские» мини-камеры. К этому же типу относятся устройства, позволяющие скрывать истинный объект съемок: оператор смотрит в одну сторону, но снимает в совершенно ином направлении. Другой наиболее распространенный вариант скрытой камеры—длиннофокусные телеобъективы, позволяющие снимать с более или менее большого расстояния. Они позволяют производить фото- и видеосъемку, не вызывая у людей подозрения, что они находятся под прицелом объектива. Эффект присутствия снимается также при съемке «на вскидку» (без тщательного «прицеливания»), что позволяет снять человека еще до того, как он настроится на роль модели или возразит против участия. Это уже не скрытая камера, но по характеру получаемой информации и сопутствующим проблемам этот метод очень сходен с ней. Метод скрытой камеры имеет очевидный плюс: он позволяет собрать видеоматериал, не искаженный эффектом присутствия исследователя. Однако он имеет и минусы. Во-первых, часто это сугубо внешний взгляд постороннего человека, взгляд, отражающий его ложные, поверхностные представления, ведущий к ложной интерпретации. Во-вторых, скрытая съемка, если она обнаруживается, может серьезно осложнить отношения с изучаемой средой: люди могут подумать, что за ними следят. Результатом будет труднопреодолимый барьер, который не позволит собрать более глубокую информацию. Скрытая камера, будучи обнаруженной, может стать причиной и настоящего конфликта.
|