СТАНДАРТЫ ОБМЕНА ДАННЫМИ
Стандарты обмена графическими данными можно условно разделить на следующие группы: - графические метафайлы; - проблемно-ориентированные протоколы; - растровые графические файлы. Графический метафайл представляет собой описание изображения в функциях виртуального графического устройства (в терминах примитивов и атрибутов). Он обеспечивает возможность запоминать графическую информацию единым образом, передавать ее между различными системами и интерпретировать для вывода на различные устройства. Характеристики метафайла определяются его функциональными возможностями и способом кодирования информации. Метафайл обычно разрабатывается как составная часть какой-либо графической системы. При этом его функциональные возможности однозначно соответствуют возможностям этой системы. Способ кодирования выбирается по одному из следующих критериев: - минимальность объема кодированной информации; - минимальность времени для кодирования и декодирования; - наглядность (возможность чтения и редактирования). В зависимости от выбранного способа кодирования метафайл может использоваться в качестве средства хранения и передачи изображений, протокола взаимодействия отдельных подсистем, языка описания изображений. GKSM - GKS Metafile CGM - Computer Graphics Metafile NAPLES - North American Presentation Level Protocol Syntax HPG - Hewlett Packard Graphics Language PostScript - Adobe Systems' Language WMF - Microsoft Windows Metafile GEM - GEM Draw File Format PIC - Lotus Graphics File Format SLD - AutoCad Slide File Format GKSM - стандарт de-facto на графический метафайл в рамках системы GKS (приложение "Е" к стандарту GKS). По функциональным возможностям GKSM полностью соответствует системе GKS, поэтому он легко интерпретируется в соответствующих стандарту системах GKS. Кодирование в GKSM текстовое, что позволяет просматривать и редактировать метафайл GKS. CGM - стандарт ISO на графический метафайл. Функционально CGM соответствует стандарту CGI. В CGM предусмотрены три способа кодирования - символьное, двоичное и текстовое. Символьное кодирование наиболее компактно и предназначено для хранения и транспортировки информации. Двоичное кодирование требует минимальных усилий по кодированию/декодированию и предназначено для внутрисистемного использования. Текстовое кодирование наиболее наглядно и обеспечивает возможность визуального просмотра и редактирования графических файлов. NAPLPS - стандарт на представление графических данных в сетях VIDEOTEX. Основными требованиями при разработке этого протокола были следующие: возможность передачи графической информации в потоке алфавитно-цифровых данных, минимальность объема передаваемых данных, минимальность усилий для интерпретации и возможность вывода изображений на простейшие устройства. Обеспечение этих требований привело к тому, что был разработан эффективный способ упаковки графической информации в семи- или восьмибитные коды ASCII. Эти же требования привели к ограничению функциональных возможностей протокола, что не позволяет получить высокое качество изображений при использовании современных графических устройств. HPG - стандарт компании Hewlett-Packard на протокол взаимодействия с графическими устройствами (в первую очередь графопостроителями), выпускаемыми этой фирмой. Он содержит небольшое количество графических функций, легко читается и интерпретируется. В некоторых графических системах на персональных компьютерах HPGL используется в качестве графического метафайла. PostScript - является языком описания страниц для электронных печатающих устройств, в первую очередь лазерных принтеров. Он обеспечивает возможность получения высококачественных документов на устройствах разного разрешения. PostScript обладает широкими возможностям для описания сложных изображений. Естественно, что вследствие наглядности PostScript, как и другие языки программирования, не оптимален в смысле минимальности кодирования информации. Поэтому его использование в качестве графического метафайла представляется нецелесообразным. Однако он становится незаменим при передаче тексто-графических документов, предназначенных для воспроизведения на печатающих устройствах с высоким разрешением. WMF, GEM, PIC, SLD и др. - это локальные стандарты на метафайл в рамках соответствующих программных систем. Прикладные или проблемно-ориентированные графические протоколы обеспечивают наиболее эффективный способ хранения и передачи графических данных в прикладных системах. Кодирование информации в этих протоколах производится без потери семантики и в наиболее сжатой форме, что обеспечивает минимальность объема хранящейся или передаваемой информации и допускает свободу в выборе различных способов графического представления данных. Сегодня в части стандартизации прикладных графических протоколов наиболее проработанной является область машиностроительных и электронных САПР. Здесь уже имеется ряд отраслевых и международных стандартов: IGES - Initial Graphics Exchange Specification SET - Standard d'Exchange et de Transfer! PDDI - Product Data Definition Interface MAP - Manufacturing Automation Protocol VDAFS - Verband der Deutschen Automobilindustrie-Flachen-Schnittstelle PDES - Product Data Exchange Standard STEP - Standard for Exchange Product Model Data EDIF - Electronic Design Interchange Format DXF - Autocad Data eXchange Format В других отраслях существуют пока только локальные стандарты, используемые в рамках одной или нескольких организаций. Растровые графические файлы стали активно применяться для хранения и транспортировки графической информации, в системах обработки данных и подготовки научно-технической документации, использующих персональные компьютеры, а также лазерные и струйные печатающие устройства. Основными характеристиками растровых файлов являются метод упаковки (сжатия) информации и тип поддерживаемой цветовой модели. Первоначально растровые файлы содержали только статические изображения. В последнее время появились проекты по стандартизации форматов динамических (анимационных) изображений. Сегодня используется уже большое количество разнообразных форматов растровых файлов. Некоторые из них (например GIF, TIFF, PCX) получили широкое распространение и поддержку, другие ждут общественного признания, третьи поддерживаются только их разработчиками. GIF - CompuServe Graphics Interchange Format TIFF - Aldus & Microsoft Tag Image File Format PCX - ZSoft PC Paintbrush format RLE - CompuServe & Teletext Run Length Encoded BMP - Microsoft Windows BitMaP LBM - Deluxe Paint format PIC - Pictor/PC Paint forma MAC - MacPaint format IMG - Gem Paint format CUT - Dr. Halo Cut files TGA - Targa format JPEG - Joint Photographic Experts Group MEPG - Moving Pictures Experts Group FLC - AutodeskAnimator AVI - Microsoft Animation Video GIF формат разработан в CompuServe Incorporation для хранения и транспортировки растровых изображений. Поддерживаемая цветовая модель - индексированные цветные изображения. Использует метод кодирования LZW (Lempel, Ziv & Welch), дающий высокий коэффициент сжатия. Позволяет содержать в одном файле несколько изображений, не связанных между собой. Поддерживается многими разработчиками графических систем. TIFF разработан фирмами Aldus и Microsoft, главным образом для настольных издательских систем. Распространенность этого формата обусловлена его гибкостью в части поддерживаемых способов кодирования и цветовых моделей изображения. TIFF поддерживает двухуровневые (Ы-level), монохромные (gray-scale), индексированные цветные (paletted color), и полные цветные (full RGB) изображения. Для кодирования различных изображений или его частей могут применяться различные методы, в частности LZW. Кроме того, TIFF содержит метрические характеристики изображения - размер, плотность и пр. Предусмотрена возможность записи в один файл нескольких изображений и/или копий одного изображения с различными метрическими характеристиками. PCX формат распространен на ПК и поддерживается множеством графических редакторов и настольных издательских систем. В PCX используется попутное или потоковое сжатие на основе учета повторяющихся серий. Этот метод, по сравнению с LZW дает более низкий коэффициент сжатия, однако время, требуемое для чтения/записи упакованного таким способом файла, практически равно времени чтения/записи исходного файла. Это дает преимущества при использовании PCX формата в интерактивных системах с быстрой сменой изображений. JPEG - стандарт ISO, ориентированный на цифровое описание (сжатие и кодирование) фотоизображений. Он предусматривает возможность частичной потери информации без визуального ухудшения качества изображения. MPEG - стандарт ISO, предназначенный для кодирования динамических изображений и связанной с ними звуковой информации. BMP, IBM, PIC, IMG, CUT, FLC и множество других форматов являются локальными стандартами на представление растровых изображений в рамках соответствующих программных систем.
|