Указатель географических названий 11 страница
[748]Евдокс – знаменитый греческий математик, астроном и врач IV в. до н. э.
[749]Манефон – египетский жрец и ученый III в. до н. э. Среди его сочинений известен трактат по астрологии, сохранившийся в рукописи XI в.
[750]В тексте лакуна, переводим по дополнению А. Райффершайда.
[751]Анна пользуется астрологической терминологией своего времени. Получить гороскоп – это установить расположение {520} созвездий в какой‑то определенный момент и истолковать их влияние на судьбу человека или исход какого‑либо предприятия. Центры – это четыре точки на небе, имевшие особо важное значение для гороскопа (Boll, Gundel, Sternglaube..., S. 62). О византийской астрономической и астрологической терминологии см. Neugebauer, Studies...
[752]Столь решительное осуждение Анной астрологии, вполне вероятно, имеет не только теоретическое значение. «Алексиада» частично писалась в период царствования Мануила Комнина, который, как известно, чрезвычайно увлекался астрологией. Сохранилась его переписка с Михаилом Гликой, который осуждал увлечение императора (CCAG, I) и, возможно, в конце концов был из‑за этого ослеплен (Boll, Gundel, Sternglaube..., S. 33). Таким образом, выпад против увлечения астрологией имеет вполне конкретную направленность (см. Любарский, Мировоззрение..., стр. 157–158).
[753]Нам неизвестно, ни кто такой этот александриец, ни упоминающиеся ниже Елевтерий и Катананк.
[754] Астролябия – угломерный инструмент, еще с античности употреблявшийся для астрономических, геодезических и астрологических наблюдений. О средневековой астролябии см. Destombes, Un astrolabe carolingien...
[755] Логическое мышление – τέχνη λογική. В других случаях сообразно контексту мы переводим это выражение «словесное искусство», «словесность» (см. прим. 559). Ф. Дэльгер (рец. на «Buckler, Anna Comnena...», S. 303) предлагает читать τέχνη λογαρική, т. е. «искусство исчисления». Ласкарис Комнено (Lascaris Gomneno, Obseruacion...) считает необходимым заменить τέχνη λογική на τέχνη μαντική (т. е. «пророческое искусство»). Статья Ласкариса Комнено известна нам по аннотации в ΒΖ, 45, 2, 1952, S. 428.
[756] Достойной владыки... Анна вторично (см. Введ., 4, стр. 55) цитирует Еврипида (Эол, фр. 15).
[757] В отсутствии выдержки – ως μικροψυχήσανΐα. Глагол μικροψυχεΐν и существительное μικροψυχία четырежды встречаются в тексте «Алексиады» (см. также X, 2, стр. 287; XI, 3, стр. 268; XIV, 4, стр. 385), и только в последнем случае слово употреблено в своем классическом значении – «малодушие». Шопен и Е. Доуэс переводят μικροψυχία как «легкомыслие».
[758]Т. е. 1 декабря 1083 г. В своем повествовании Анна возвращается на два года назад.
[759]Рождение и крещение детей в императорской семье сопровождались пышными церемониями и народными празднествами (см. Bréhier, Les institutions..., рр. 34–36). {521}
[760]Анна была «удостоена диадемы», поскольку она еще в младенчестве была обручена с Константином Дукой – соправителем Алексея.
[761]См. Предисл., стр. 14.
[762]Имеется в виду Мария.
[763]Между 1 сентября 1087 г. и 31 августа 1088 г.
[764]Будущий император Иоанн II Комнин (1118–1143).
[765]Иоанн был назначен соправителем Алексея и коронован не сразу после рождения, а по крайней мере в возрасте 3–4 лет. Так, Феофилакт Болгарский в речи, обычно датируемой январем 1090 г. (см. прим. 780), упрекает Алексея за то, что он не назначает своего сына соправителем. Сама Анна говорит, что она воспитывалась в доме матери своего жениха Константина до 8 лет (т. е. до 1091 г.) и упоминает о несчастьях, постигших ее в этом возрасте. Можно думать, что эти несчастья были связаны с низложением малолетнего Константина – прежнего соправителя Алексея. А это низложение было, по‑видимому, следствием коронации Иоанна (см. Предисл., стр. 14). В документах неаполитанского архива Иоанн впервые упоминается как соправитель Алексея с 1092 г. (см. Васильевский, Византия и печенеги, стр. 145).
[766]См. Ал., III, 11, стр. 138.
[767]Анна имеет в виду победу над Боэмундом у Кастории (осень 1083 г.).
[768]Абуль‑Касим (’Απελχασήμ) – турецкий эмир (см. Моravcsik, Byzantinoturcica, II, S. 71).
[769]Бузан (Πουζάνος) – турецкий эмир, наместник Эдессы (см. о нем: «Encyclopédie de L’Islam», IV, s. v. Tutush, p. 1035; Moravcsik, Byzantinoturcica, II, S. 256).
[770]Тутуш (Τουτούσης) – сын Алп‑Арслана, брат Мелик‑Шаха, сельджукский эмир в Сирии (1079–1095). См.: Moravcsik, Byzantinoturcica, II, S. 328; «Encyclopédie de L’Islam», IV, s. v. Tutush, pp. 1034–1035; Стэнли Лэн‑Пуль, Мусульманские династии, стр. 127, прим. 4).
[771]Филарет Врамахий (Βραχάμιος, Βαχάμιος) от арм. Vahram. Полководец Романа Диогена, куропалат. Филарет отказался признать власть Михаила VII и постепенно подчинил себе область, включавшую Таре, Мопсуэстию, Аназарв, Эдессу и Антиохию. После вступления на престол Никифора Вотаниата он признал нового императора. О Филарете сообщается в ряде византийских и восточных источников [см. о нем: Grousset, Histoire..., Ι, pp. X–XLIV; Laurent, Byzance et Antioche..., p. 61 sq.; Laurent, Les sceaux byzantins, pp. 115–119 (нам недоступна)]. {522}
[772]По сообщению арабского историка Ибн аль‑Асира, когда Филарета не было в Антиохии, его сын Барсам (содержавшийся в то время в тюрьме) и правитель города, оставленный Филаретом, призвали Сулеймана, который и захватил Антиохию. События относятся к декабрю 1084 г. (см.: Cahen, La première pénétration..., р. 45; Laurent, Byzance et Antioche..., pp. 71–72).
[773]Арабский историк Сибт ибн аль‑Джаузи рассказывает о взятии Синопа неким Каратекином (известен полководец Мелик‑Шаха Каратекин; возможно он идентичен захватившему Синоп). См. Cahen, La première pénétration..., р. 47).
[774]Анна ошибается: Сулейман (сын Кутулмиша) не состоял в близком родстве с Тутушем. Генеалогическую таблицу сельджукских султанов см. в приложениях к Grousset, Histoire..., I.
[775]Сулейман погиб в июле 1086 г.; Ф. Шаландон (Chalandon, Essai..., р. 97) и Б. Лейб ошибочно говорят об июле 1085 г. По одним источникам, Сулейман погиб в бою, по другим – покончил с собой после битвы (см. «Encyclopédie de L’Islam» IV, s. v. Sulaiman, pp. 558–559).
[776] Чауш (Σιαούς); см. Moravcsik, Byzantinoturcica, II, S. 274. Сибт ибн аль‑Джаузи употребляет это слово в значении посол (Cahen, La première pénétration..., р. 51, n. I). Анна вообще часто употребляет имена нарицательные как собственные.
[777]Т. е. грузин.
[778]См. Марк, IX, 18.
[779]Константин Далассин – родственник Алексея по материнской линии (см. о нем Ал., VII, 8, стр. 218; IX, 1, стр. 246).
[780]Πουλχάσης (Moravcsik, Byzantinoturcica, II, S. 256). Пулхас (Бульдаги) упоминается у Матфея Эдесского и в некоторых других источниках (см. Cahen, La première pénétration..., р. 46).
[781]См. Ал., IV, 4, стр. 145.
[782]Василия была расположена к северу от Никеи (см. Ramsay, The historical geography..., р. 190).
[783]Борсук (Προσούχ). По‑видимому, речь идет о полководце сельджукских султанов, взявшем сторону Бэрк‑Ярука в конфликте последнего с Тутушем (см. «Encyclopédie de L’Islam», Ι, p. 820).
[784]Бэрк‑Ярук (Παργιαρούχ) – старший сын Мелик‑Шаха, сельджукский султан (1092–1104). После смерти отца (ноябрь 1092 г.) вступил с Тутушем в длительную борьбу за власть и окончательно утвердился в качестве султана в 1094 г.
[785]Пренет был расположен на берегу Пропонтиды, примерно в 10 км севернее Еленополя. {523}
[786]При Алексее Комнине главнокомандующий императорским флотом именовался дукой, а затем великим дукой флота (см. Guilland, Les chefs de la marine..., p. 222 sq.). Фамилия Вутумитов, вероятно, происходила из сербского города Будва (греч. Вутома – Βούτομα. Theoph. Cont., S. 289). Некоего Мануила Вутумита упоминает Атталиат (см. Krumbacher, Geschichte..., S. 270).
[787] Место, которое одни называли Алики, другие – Кипарисием (τόπον παρὰ μὲν των ‛Αλυκὰς ονομαζόμενον παρὰ δὲ των Κυπαρίσσιον). Кипарисий был расположен вблизи Киоса. В. Томашек говорит о двух пунктах: Аликах и Кипарисии; видимо, это ошибка, ибо сам ученый не ссылается ни на какие иные источники, кроме цитированного места «Алексиады» (см. Tomaschek, Zur historischen Topographie..., S. 10).
[788]Dölger, Regesten..., 1163 (1092 г.). О датировке этих событий см. прим. 708.
[789]По‑видимому, имеется в виду константинопольский ипподром (Janin, Constantinople byzantine, pp. 177–178).
[790]Т. е. Демосфен. Он действительно рассказывает нечто подобное, но не об Алкивиаде, как пишет Анна, а о Фемистокле (Contra Lept., XX, 73; ср. Thuc., I, 90).
[791]Ф. Шаландон полагает, что город, построенный Алексеем, – Кивот, Civitot – в латинских источниках (Chalandon, Essai..., р. 103, n. 1; ср. Glykatzi‑Ahrweiler, Les fortresses..., p. 184, n. 18).
[792]Мы сохраняем термин скипетры (σκηπτρα); у византийских авторов он нередко употребляется в значении «знамя», «значок» (см. Sophocles, Greek Lexicon..., s. v. σκηπτρον).
[793]Τ. е. Гибралтар.
[794]Мы не в состоянии объяснить, что именно понимает Анна под Дионисовыми столбами, да и вряд ли писательница имеет в виду что‑то определенное, она явно преувеличивает размеры владений Византии.
[795]Мероя (Μερόη) – город на правом берегу Нила, в древности столица Эфиопского царства.
[796] Страна троглодитов (Τρωγλοδιτική) – античное название Эфиопии.
[797]См. прим. 260.
[798] Над головами которых находится северный полюс (οΐς κατὰ κορυφὴν ο Βόρειος ϊσταται πόλος). Ср. слова Пселла о гипербореях (Sathas, Bibl. gr. V, р. 113): «У них над головами находится полюс небесной сферы» (οΐς κατὰ κορυφὴν ο της σφαίρας πόλος εφήστηκε).
[799]Анна значительно преувеличивает как прежние размеры империи, так и достижения Алексея. {524}
[800]Около Никомидии (см. Ramsay, The historical geography..., р. 209).
[801]Имеется в виду Бэрк‑Ярук. Эти события следует датировать летом – осенью 1092 г.: послы императора уже не застали в живых Мелик‑Шаха (см. прим. 708).
[802] Это река у Лопадия – только в С. Видимо, это интерполяция, представляющая собой неверное объяснение названия Лампи – местности в верховьях Меандра (см. Grégoire, Notes géographique et historique..., pp. 78–89).
[803]Dölger, Regesten..., 1164 (1092 г.).
[804]Хорасан – область на северо‑востоке Персии. Анна так же как и западные хронисты, часто употребляет это название весьма неопределенно, понимая под Хорасаном все восточные страны, захваченные сельджуками.
[805]Хасии (χάσιοι), т. е. ассассины. Ассассины – принятое в Европе название членов фанатичной религиозной секты исмаилитов, образованной во второй половине XI в. Для ассассинов убийство было основным средством достижения цели (см. «Handwörterbuch des Islam», S. 60 sq., s. v. Assassinen). Свидетельство Анны об ассассинах – одно из наиболее ранних.
[806]Мелик‑Шах умер в ноябре 1092 г. Восточные источники сообщают различные версии о причине его смерти, но ни одна из них не совпадает с рассказом Анны (см. «Encyclopédie de L’Islam», III, р. 226, s. v. Malikshach.) По весьма правдоподобному предположению ряда исследователей (см. Buckler, Anna Comnena..., р. 423, n. I), Анна путает между собой два события: смерть Мелик‑Шаха и убийство великого визиря Низам аль‑Мулька, которое было совершено примерно за месяц до гибели Мелик‑Шаха. Эпизодом убийства Мелик‑Шаха Анна заканчивает большой раздел о византийско‑сельджукских отношениях. «Алексиада» в данном случае – единственный наш источник, хронологические указания которого скупы и противоречивы. Последнее точно датируемое событие из упомянутых Анной в этом разделе – гибель никейского султана Сулеймана в июле 1086 г. (см. прим. 677). Затем Анна повествует о следующих событиях. . Великий сельджукский султан Мелик‑Шах отправляет к Алексею посла Чауша с предложением союза. Чауш переходит на сторону императора (VI, 9, стр. 191). . Никейский сатрап Абуль‑Касим захватывает власть в Никее и вступает в борьбу с Византией. Татикий наносит поражение Абуль‑Касиму (VI, 10, стр. 192–193). {525} . Алексей приглашает Абуль‑Касима в Константинополь и воздвигает укрепление неподалеку от Никомидии (VI, 10, стр. 194–195). . Полководец Мелик‑Шаха Борсук осаждает Никею. Алексей посылает на помощь Абуль‑Касиму войско, которое вскоре возвращается назад, опасаясь нового турецкого наступления (VI, 11. стр. 195–196). . Мелик‑Шах отправляет против Абуль‑Касима Бузана. Гибель Абуль‑Касима. Султан через Бузана предлагает Алексею выдать замуж дочь императора за своего старшего сына. Алексей направляет ответное письмо с Куртикием, который не застает Мелик‑Шаха в живых (VI, 12, стр. 196–198). Таким образом, все перечисленные события происходили между июлем 1086 г. (гибель Сулеймана) и ноябрем 1092 г. (убийство Мелик‑Шаха). Попробуем более точно распределить их во времени. Мелик‑Шах отправляет Чауша в Константинополь, как только узнал о гибели Сулеймана, т. е. сразу после июля 1086 г. Борьба Абуль‑Касима с Византией должна была происходить примерно в то же время, ибо, по словам писательницы (VI, 10, стр. 191), турецкие сатрапы (в их числе и Абуль‑Касим) захватили охраняемые ими города, «когда весть о самоубийстве распространилась по всей Азии». Но такой датировке препятствует одна деталь в рассказе писательницы: во время осады Никеи Татикий получает сведения о приближении турецкого войска Борсука, которого послал новый султан Бэрк‑Ярук (τοΰ νεωστὶ γεγονότος σουλτὰν τοΰ Παργιαρούχ – VI, 10, стр. 192). Сын Мелик‑Шаха, Бэрк‑Ярук стал султаном лишь в 1092 г., после смерти отца (см. прим. 686). Это первое хронологическое противоречие в анализируемом отрывке «Алексиады». Обращая внимание на различные взаимоисключающие свидетельства писательницы, Ф. Шаландон (Chalandon, Essai..., р. 110) датирует эти события 1086 г., а Ф. Дэльгер (Dölger, Regesten..., 1163) и Μ. Каэн (Cahen, La première pénétration..., p. 50) – 1092 г. Поход Бузана и обмен письмами между Алексеем и Мелик‑Шахом в представлении Анны происходили непосредственно после 1086 г., ибо Мелик‑Шах отправил в поход Бузана, узнав об измене Чауша (VI, 12, стр. 196), которого он в свою очередь послал в Константинополь, как только ему стало известно о гибели Сулеймана в июле 1086 г. Однако та же Анна сообщает, что ответное посольство Алексея к Мелик‑Шаху уже не застает султана в живых (Мелик‑Шах был убит в ноябре 1092 г.!). Это – второе противоречие у писательницы. Большинство исследователей {526} относят поход Бузана и обмен письмами к 1092 г. Лишь П. Готье датирует эти события 1087 г. (Gautier, Le discours..., р. 101). Вот аргументы исследователя. . Доводы, которые приводит Мелик‑Шах, стремясь склонить к союзу Алексея, соответствуют ситуации 1087 г. В письме, переданном с Бузаном, Мелик‑Шах напоминает императору о его борьбе с «латинянами» (т. е. о кампании против Роберта Гвискара, закончившейся в 1085 г.) и об угрозе со стороны «скифов» (т. е. печенегов, наступление которых на Византию началось в 1086 г.). . Мелик‑Шах предлагает Алексею выдать дочь императора замуж за своего старшего сына Ахмета, а Ахмет умер в 1088 г. Аргументы П. Готье не кажутся нам достаточно убедительными. Во‑первых, Мелик‑Шах вспоминает вообще о врагах, с которыми встретился Алексей, с того момента как взял власть в свои руки, и, следовательно, доводы Мелик‑Шаха не обязательно связывать с ситуацией 1087 г. Во‑вторых, под старшим сыном Мелик‑Шаха может подразумеваться и Бэрк‑Ярук, ведь называет Анна по ошибке первенца Роберта Боэмунда младшим сыном норманнского герцога (см. Ал., I, 14, стр. 85). Таким образом, писательница рассказывает как о непосредственно следующих друг за другом событиях, которые, согласно ее же собственным данным, разделяет промежуток в пять лет. Анна, видимо, плохо представляет себе хронологию, и у нас нет вполне объективных критериев для установления точных дат.
[807]Бузан был убит Тутушем в 1094 г., после битвы последнего с объединенными силами трех турецких эмиров под Тель ас‑Султаном (к северу от Алеппо). См. «Encyclopédie de L’Islam», IV, pp. 1034–1035, s. v. Tutush. Представления Анны о событиях этого времени на Востоке весьма туманны.
[808]Тапар (Ταπάρης) – так Анна называет Мелик‑Шаха (Moravcsik, Byzantinoturcica, II, S. 298).
[809]Ил., III, 23.
[810]ο τὰ Ναυάτου φυσων – фразеологическое сочетание со значением «кичливый» (ср. Ал., X, 7, стр. 279). Новат – карфагенянин, ересиарх III в.
[811]Килич‑Арслан I – сельджукский султан (1092–1107гг.) В период описываемых событий Килич‑Арслан был еще очень юным (Moravcsik, Byzantinoturcica, II, S. 161; «Encyclopédie de L’Islam», II, р. 1065).
[812]См. Moravcsik, Byzantinoturcica, II, S. 200. {527}
[813]Илхан (’Ελχάνης). Как и во многих других случаях, Анна принимает за собственное имя название титула (Moravcsik, Byzantinoturcica, II, S. 124).
[814]По‑видимому, это то же лицо, что и упомянутый Зонарой Форвин Катакалон, отец Никифора, будущего супруга Марии, дочери Алексея (Zon., XVIII, 22).
[815]Имеется в виду оз. Артиния, из которого вытекает р. Риндак. О мосте, игравшем большую стратегическую роль в середине века, см. Ramsay, The historical geography..., р. 160.
[816]ὰγράρια – небольшие парусные суда (см. Leib, Alexiade, II, р. 80).
[817]См. прим. 944.
[818]Пышный титул иперперилампра («наисветлейший») давался провинциальной знати и второстепенным чиновникам (см. Leib, Alexiade, I, р. CVII). На месте имени в тексте лакуна.
[819]В «Алексиаде» нет никаких указаний о времени выступления Илхана и борьбы с ним Алексея. По мнению П. Готье (Gautier, Le discours..., рр. 103–104), эти события относятся к концу 1086–началу 1087 г., периоду, когда, по словам Анны (VI, 10, стр. 191), после смерти Сулеймана все сатрапы захватили города, которые охраняли.
[820]Анна возвращает свой рассказ на 6 лет назад, к 1086 г., к событиям начала печенежской войны. «Алексиада» – практически единственный источник наших сведений об этом периоде.
[821] Одно из скифских племен (γένος τι Σκυθικόν). Вопрос о том, какой именно народ имеет в виду Анна, вызвал в научной литературе целую дискуссию, основывающуюся, по нашему мнению, на недоразумении. В. Васильевский в статье «Византия и печенеги» (стр. 46 и сл.) говорит о том, что «манихей» Травл заключил союз с печенегами и сосватал себе дочь одного из знатных «скифов». Ученый исходит только из текста «Алексиады» (см. ниже) и, следовательно, под «скифами», упоминаемыми Анной, имеет в виду печенегов (и это совершенно правильно, ибо писательница в дальнейшем именует их πατζινάκοι). Однако в приложении к той же статье (стр. 131 и сл.) Васильевский старается доказать, что γένος τι Σκυθικόν никак не может быть печенежским племенем, потому‑де Анна не могла так непосредственно говорить о печенегах, «слишком хорошо известных из ее истории». Исследователь приводит малоубедительную параллель с текстом Зонары и произвольно предполагает, что узы (у Анны «савроматы» – см. ниже; Васильевский, кстати, это племя отождествляет с куманами – полов‑ {528} цами) могли в то время теснить только русских, и на этом основании считает, что «одно из скифских племен» – русские. П. Голубовский, следуя В. Васильевскому, пытается даже определить, каких именно русских подразумевает Анна (Голубовский, Печенеги, торки..., стр. 206–208). Выдвигались и другие точки зрения. Так, у Н. Йорги (Jorga, La première cristalisation..., рр. 33–46) эти скифы– румыны. Специальную работу этому вопросу посвятил В. Златарский («Какъвъ народь...», стр. 71 и сл.), который справедливо подвергал сомнению аргументы своих предшественников, но сам достаточно произвольно считал это «одно из скифских племен» узами (торками). На наш взгляд, участники затянувшейся дискуссии не учитывают одного – текста «Алексиады», единственного источника по данному вопросу. Ведь не может быть никакого сомнения, что «одно из скифских племен» и те скифы, с которыми заключил союз Травл, – один и тот же народ, т. е. печенеги. Зачем же иначе стала бы Анна сообщать о скифах, поселившихся в Паристрии, если не для того, чтобы объяснить, с кем заключил союз Травл, герой ее рассказа. Возражая В. Васильевскому, следует отметить, что в выражении γένος τι Σκυθικόν нет никакой неопределенности: Анна имеет в виду не всех печенегов (в тексте не εθνος, а γένος), а одно из печенежских племен. Единственным противопоказанием для отождествления одного из скифских племен с печенегами является сообщение самой Анны (см. ниже) о том, что скифы, «утихомирившись (εκεχειρίαν τινὰ σχόντες „пользуясь временем перемирия“), стали возделывать землю, сеять просо и пшеницу». Как известно, печенеги были кочевниками, и у нас нет других свидетельств, что они занимались земледелием. Г. Литаврин относит это замечание Анны не к скифскому племени, а вообще к «народам, жившим по Дунаю» (Литаврин, Болгария и Византия, стр. 420). Возможно, что это так, но надо помнить, что сама Анна говорит именно о печенегах, и, как бы ни относиться к достоверности слов писательницы, перед нами интересное (и еще не оцененное исследователями) свидетельство о переходе печенегов к оседлому или полуоседлому образу жизни.
[822]Савроматами Анна чаще всего называет узов (торков). См. Moravcsik, Byzantinoturcica, II, S. 270.
[823] Татушем по прозвищу Хали (τοΰ τε Τάτου καὶ Χαλη ονομαζομένου). В. Васильевский полагает, что речь идет здесь о двух лицах: Татуше и Хали (Васильевский, Византия и печенеги, стр. 38). Согласно сообщению М. Атталиата (Attal., р. 205, ср. Skyl., р. 719), этот Татуш пришел к власти в резуль‑ {529} тате восстания жителей Дристры против византийского господства в начале 70‑х годов XI в. (см. Литаврин, Болгария и Византия, стр. 413).
[824]По поводу этнической принадлежности этих живших по Дунаю племен среди исследователей нет единого мнения. В. Златарский называет Татуша печенегом, Сеслава (Всеслава) и Сацу – болгарами; Н. Бэнеску считает всех их влахами (Златарски, История..., II, стр. 183; Banescu, Ein ethnographisches Problem..., Ss. 297–299, 306–307. См. также Литаврин, Болгария и Византия, стр. 420).
[825]Вичина – крепость в нижнем течении Дуная. Вопрос о ее точном местоположении до сих пор остается спорным (см. Литаврин, Болгария и Византия, стр. 420, прим. 18).
[826]См. Ал., VI, 4, стр. 180–181.
[827]Блисн находился в трех днях пути к востоку от Филиппополя на берегу р. Сазлийки (левый приток Марины), которую, по‑видимому, и имеет в виду Анна (Златарски, История..., II, стр. 185, бел. 1).
[828]Гебр – древнее название р. Марицы.
[829] Сверкающие доспехи – τὸ λάμπρον των αμφίων. Дж. Баклер (Buckler, Anna Comnena, р. 494) считает, что τὰ αμφία в данном случае значит «оружие».
[830] Пеший за лидийской колесницей (πεζὸς... παρὰ Λύδιον αρμα) – слова Пиндара, дважды цитированные Плутархом (Plut. Nic., I; Mor., 658).
[831]Σιδηρα или Πύλαι Σιδηραί (Железные ворота) – проход через Балканский хребет, которым часто пользовались в древности. У Анны Сидира упоминается еще дважды (VII, 3, стр. 207; X, 4, стр. 274). Вопрос об идентификации этого прохода по‑разному решался исследователями. Нет единой точки зрения и в вопросе о том, имеет ли в виду Анна во всех этих случаях один проход. О полемике по вопросу о Сидире см. Gyóni, La première mention..., р. 505 sq. Сам М. Дьони считает, что Анна везде говорит об одном проходе и убедительно идентифицирует его с Чалыкавским (Врбицким).
[832]Соломон – венгерский король (1063–1074). Был низложен своими двоюродными братьями и отвергнут женой Юдифью, сестрой Генриха IV. После низложения удалился в изгнание, но попыток вернуть престол не прекращал (см. Homan, Geschichte..., S. 272 sq.). Упоминание имени Соломона как участника похода – единственное твердое основание для датировки этого события. О походе Соломона на «греческого царя» под 1087 г. сообщается в хронике Бернольда (Bernoldus, {530} s. а. 1087; ср. Annalista Saxo, s. а. 1087). По сообщению Бернольда, Соломон был убит в бою, однако саксонский анналист утверждает, что Соломон погиб от руки своих. По другим источникам, Соломон спасся и стал вести подвижническую жизнь (см. Васильевский, Византия и печенеги, стр. 49, прим. 4).
|