Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Язык майя Суйва





Одному богу известно, сколько веков и тысячелетий этим загадочным словам: - «Нанизаны друг за другом драгоценные камни, крас­ные камни, образ небесной влаги, росы небесной образ».

Так начинается один из текстов майянской книги «Чи­лам Балам», который в классическом переводе Ройса на­зывается Заклинанием. По правде говоря, никто точно не знает, действительно ли эти слова служили для древ­них майя заклинанием или имели какую-то другую цель, но в силу своей напевности и завораживающего ритма они действительно производят странное, в некотором смысле даже магическое воздействие на слушателя. Но главное, что в них особенно завораживает — это их непонятность.

Стоит сказать, что у индейцев майя с давних пор в ходу было поклонение камням. В народных летописях майя-киче есть рассказы о том, что первые боги были сделаны из камня. Впрочем, никакой ясности это не добавляет, скорее даже наоборот. Почему именно камни?

Любопытно, что в текстах на языке майя Суйва «Чилам Балам» (а именно в них содержится главная суть всего майянского учения) поклонение каменным богам никогда не поощрялось. Больше того, именно пророк Балам открыто призывал от­казаться от этого древнего культа. Иными словами, пред­ставление о том, что боги жили в камнях, являлось чисто народным поверьем, которое высшие майянские жрецы не особенно поддерживали, тем не менее и пророк Балам в своих текстах на языке майя Суйва всякий раз возвращался к образу камней, связывая их с неким тайным Божественным замыслом.

«Почему я создал твои драгоценные камни? Я создал тебя!» — так продолжается текст того самого Заклинания, с которого мы начали эту главу и которое заканчивается совсем уж загадочной фразой:

•«Желтеют драгоценные камни. Их путь должен идти согласно порядку. Они — владыки порядка. Подчинись тому, как они должны идти, и ты поймешь это».

* В календарной системе майя использовались два различных года: тун и хааб. Тун насчитывал 360 дней и служил для подсчета времени, хааб содержал 365 дней с четвертью и использовался ис­ключительно для земледельческих нужд.

 

Первое понимание приходит после того, как мы обра­тимся к самому майянскому названию камней. Дело в том, что на языке майя драгоценный камень, который именует­ся «тун», имеет еще и другое значение - «год», причем ту­ны являлись именно теми годами, которые использова­лись в майянском летосчислении. И вот что интересно: если допустить, что в упомянутом языке майя Суйва речь идет не о драгоценных камнях-тунах, а о тунах-годах, то в тексте начинают проявляться первые проблески хоть ка­кого-то смысла: -«...идут друг за другом годы».

 

Пока еще не очень понятно, почему в начале эти годы называются красными, а в конце вдруг начинают желтеть, но наша первая, пусть и небольшая удача в понимании смысла наполняет уверенностью в том, что и в этих обра­зах тоже содержится какое-то тайное значение. И это дейс­твительно так. Майянское слово «чак», которое обозначает «красный», имеет также второе значение — «большой», а слово «к'ан», что значит-«желтый», одновременно озна­чает «спелый», происходя от корня «достигать зрелости».

Обратившись ко веем этим значениям, нетрудно заме­тить, что смысл всей магической формулы древнего За­клинания становится очевидным. Эти строки говорят о том, что долгие годы проходят над Землей, смысл их те­чения не очень понятен человеку, но они имеют свой по­рядок, и со временем, когда человек созреет, должно прий­ти понимание того, зачем был задуман весь этот процесс, зачем были созданы люди на Земле. Именно такая мысль заложена в этом древнем майянском тексте.

Собственно говоря, здесь мы впервые соприкоснулись с особенностями тайного языка суйва, которым пользова­лись майянские жрецы, причем значение, которое они придавали этому своему тайному языку, было очень серь­езным. Об этом необходимо сказать отдельно, поскольку понять без этого учение майя и загадки их календаря со­вершенно невозможно. Мы же пока прикоснулись к этому только краешком.

 

 

О том, что жрецы майя использовали тайный язык, никто и никогда не умалчивал. Более того, в книгах «Чилам Балам» особенности этого тайного язТыка суйва описаны более чем подробно — глава, в которой рассказыва­ется о его устройстве, является самой большой во всей книге. В классических переводах она носит название «Испытание вождей» и связано это с тем, что в государс­тве майя существовал четкий закон: правители и вожди каждого поселения, вне зависимости от того, большой это город или простое село, обязаны были владеть этим языком.

Сам язык представляет собой, как уже было сказано, целую систему загадок, ребусов и шарад. Если же прави­тель или претендент на эту должность не проходил экза­мен на знание языка суйва и не мог решить заданные ему загадки, то наказанием за это закон предписывал смерть. Вот как об этом говорится в главе «Испытание вождей»:

 

Вожди селений, если они не поймут (этих зага­док), непременно должны быть схвачены. Итак, эти вожди селений будут схвачены. Это напоминанием они лишатся пищи первых людей города, которая им пола­галась. Они должны быть удавлены за шею, кончики их языков должны быть отрезаны, и они в этот день должны быть лишены глаз. Таков должен быть конец оных» (рукопись «Чилам Балам из Чумайеля», лист 32-33).

 

Подобная суровость на первый взгляд выглядит совер­шенно неоправданной. Во всем остальном мире было не­мало случаев, когда не то что городами, но и целыми стра­нами управляли, мягко говоря, идиоты, и никто их за это смертью не карал — разве что матерились, да и то, как пра­вило, вполголоса. У индейцев же, судя по всему, дело об­стояло иначе.

Конечно, трудно сказать, насколько этот строгий за­кон исполнялся. В России1, к примеру, тоже существуетнемало жестких законов, но, как говаривал небезызвес­тный Салтыков-Щедрин, «суровость российских зако­нов компенсируется необязательностью их исполне­ния», тем не менее уже сам факт наличия у майя подоб­ных суровых мер говорит о том, что они действительно придавали огромное значение своему тайному языку суйва.

Итак, язык суйва представляет собой целую систему загадок. Одни из них кажутся простыми и даже детскими, другие выглядят сложнее, но. главное, что этих загадок у майя очень и очень много. В сущности, подавляющее большинство майянских священных текстов написано по­добными загадками, и, чтобы иметь о них представление, давайте обратимся к тексту главы «Испытание вождей», где устройство языка суйва объясняется на конкретных примерах с готовыми ответами:

«Это первый вопрос, который им будет задан. Их попросят принести еду. Итак, главный правитель обра­тится к начальникам с такими словами:







Дата добавления: 2015-09-06; просмотров: 630. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...


Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...


Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...


Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Принципы резекции желудка по типу Бильрот 1, Бильрот 2; операция Гофмейстера-Финстерера. Гастрэктомия Резекция желудка – удаление части желудка: а) дистальная – удаляют 2/3 желудка б) проксимальная – удаляют 95% желудка. Показания...

Ваготомия. Дренирующие операции Ваготомия – денервация зон желудка, секретирующих соляную кислоту, путем пересечения блуждающих нервов или их ветвей...

Билиодигестивные анастомозы Показания для наложения билиодигестивных анастомозов: 1. нарушения проходимости терминального отдела холедоха при доброкачественной патологии (стенозы и стриктуры холедоха) 2. опухоли большого дуоденального сосочка...

Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды Характеристика отрасли права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм...

Толкование Конституции Российской Федерации: виды, способы, юридическое значение Толкование права – это специальный вид юридической деятельности по раскрытию смыслового содержания правовых норм, необходимый в процессе как законотворчества, так и реализации права...

Значення творчості Г.Сковороди для розвитку української культури Важливий внесок в історію всієї духовної культури українського народу та її барокової літературно-філософської традиції зробив, зокрема, Григорій Савич Сковорода (1722—1794 pp...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.129 сек.) русская версия | украинская версия