Сын! Принеси на мою тарелку Солнце, держа его в своей ладони. Пронзи центр его сердца пикой небесного креста. Помести сверху зеленого ягуара, пьющего кровь».
Не знаем, насколько вам подобная загадка представляется сложной, но, по счастью, в том же тексте содержится и готовый ответ на нее: Вот объяснение тайных слов суйвы: Солнце, которое попросят его принести, это жареное яйцо. Пика небесного креста в центре его сердца, о которой он говорит, это благословение. Зеленый ягуар, положенный сверху и пьющий кровь, это зеленый перец чили, яростный, как ягуар. Это слова суйвы».
Такой вот, прямо скажем, незамысловатый ответ, и не совсем понятно, зачем индейцам понадобилось разрабатывать систему подобных загадок. Если речь идет всего-навсего о проверке умственных способностей правителей, то для этого совершенно необязательно было придумывать особый язык. Во всем мире люди используют загадки и любят это занятие, но никто, кроме индейцев, насколько нам известно, не создавал на этих принципах целую языковую систему. Главное отличие образного языка суйва состоит в том, что в реальных текстах никогда не говорится, что в том или ином месте содержится загадка. Изложение ведется так, что совершенно непонятно, нужно ли принимать за истину прямой смысл повествования или же необходимо поискать в словах какое-то второе дно. Этим язык суйва и отличается от всех прочих. Жрецы майя, создавшие его, тем самым как бы говорят: совершенно не важно, что вам кажется, когда вы читаете наши книги. Может быть, они написаны прямо, а может быть, и нет. Второе дно может скрываться буквально в каждом слове, а может и не скрываться. Думайте сами.
Не секрет, что для того, чтобы пользоваться какой-либо вещью, нужно иметь представление о ее устройстве. Не секрет также и то, что чем лучше человек разбирается в устройстве, тем больше возможностей ему открывается. Все это в полной мере относится и к майянскому календарю.
По счастью, устройство этого календаря подробно описано в священных книгах «Чилам Балам», и стоит отметить, что именно эту часть майянские жрецы прописали наиболее ясно. В ней тоже используется тайный язык суйва, но главным образом на уровне совсем несложных загадок. Большая часть этих загадок была решена еще в глубокой древности, и сегодня само описание устройства календаря можно найти в большинстве книг на эту тему. По ним любой желающий может, например, достаточно легко определить, какой знак майянского календаря приходится на ту или иную нашу дату. Другое дело, что характеристики, которые жрецы майя давали к каждому календарному знаку, изложены в виде туманных намеков. Кроме того, некоторые загадки в книгах «Чилам Балам» позволяют предположить, что в этом календаре присутствует второедно и что он таит в себе гораздо больше возможностей, чем это кажется на первый взгляд. Впрочем, мы начнем наше знакомство со священным календарем с самого простого. В первую очередь давайте разберемся, в каком порядке майянские дни сменяют друг друга. Для использования календаря в повседневной жизни, к примеру для того, чтобы с его помощью определять характер человека, родившегося в тот или иной день, этого должно быть достаточно. Ну а к его второму дню мы еще успеем вернуться.
Вот как начинается глава, в которой описывается священный календарь: «Так перечислил первый мудрец Мешчисе, первый пророк Напуктун, священник, первый жрец». В переводе Ральфа Ройса эта часть книги называется «Сотворение Виналя». Виналь — майянское название 20-дневного месяца. Точно неизвестно, отчего это название произошло, оно никак не связано с понятием лунного месяца да и вобще не имеет никакого отношения к любым другим астрономическим процессам. Это просто двадцать дней, которые последовательно сменяют друг друга. Впрочем, сам термин «Виналь» нам кажется не очень удобным. Это название для европейца ни о чем не говорит, а потому в дальнейшем эту главу рукописи «Чилам Балам» мы будем именовать «Книгой порядка дней», ведь само слово «Виналь», судя по всему, происходит от древнего корня «бин» или «вин», что значит «идти», «следовать». В частности, от него же происходит майянское.слово «винан», то есть «порядок». Вообще названия и графические знаки, которые используются в майянском календаре, уходят своими корнями в глубочайшую древность, из-за чего не всегда можно понять происхождение того или иного термина. Сами майя говорили о том, что и ход времени, и значение их календарных символов появились чуть ли не на заре человеческой цивилизации, а может быть, даже и еще раньше. Эта песня о том, —гласят последующие строки„Книги порядка дней", — как еще до пробуждения Земли родился ход времен, как он сам по себе начал свой ход... Эти слова возникли еще до того, как появился человек».
|