Страница 1 из 3
Как вы думаете, что сами майя считали и считают главной своей ценностью? В их истории и культуре есть немало достойного восхищения. Европейцев привлекают их внушительные и впечатляющие здания, в первую очередь пирамиды, которые древние майя возводили среди непро
ходимых джунглей. Францисканский монах Диего де Ланда, записки которого являются главным источником информации о майянской культуре в эпоху конкисты, писал о том, что полуостров Юкатан, где располагался центр культуры майя, мог бы прославиться на весь мир, даже не имея золота и серебра, благодаря одной лишь своей великолепной архитектуре:
•«Эти постройки и их многочисленность — наиболее замечательная вещь из всего, что открыто в Индиях* до сегодняшнего дня; ибо их так много, и в стольких частях страны они имеются, и они настолько хорошо выстроены из тесаного камня по их способу, что удивительно»' *
И это говорил человек, который отнюдь не был поклонником майянской культуры! Напротив, именно Диего де Ланда систематически уничтожал майянские древние рукописи. Вот как он сам рассказывал об этом в своих текстах:
«Мы нашли у них большое количество книг... и, так как в них не было ничего, в чем не имелось бы суеверия и лжи демона, мы их все сожгли; это их удивительно огорчило и причинило им страдание».
Иными словами, Ланду, да и других европейцев, непонятные майянские книги не слишком впечатлили, в отличие от их великолепной архитектуры, поражавшей воображение.
* Первоначально американский континент назывался Западной Индией, поэтому и коренное американское население европейцы стали именовать «индейцы».
** Здесь и далее текст приводится по изданию: Диего де Ланда. Сообщение о делах в Юкатане. М.: Изд. АН СССР, 1955.
Так, скажем, город Мерида, который был основан испанцами на месте древних майянских развалин, получил свое название в честь античной Мериды, поскольку эти Древние индейские руины, по признанию завоевателей, ничем не уступали, а, возможно, даже первосхо-дили лучшие архитектурные памятники Античности.
И при всем при этом, как писал тот же Ланда, индейцы майя не имели даже металла для того, чтобы обтесывать камень, из которого были построены их великолепные здания!
«Эта страна имеет какой-то секрет, — продолжал Лан-
да в своих записках, — до сих пор неразгаданный и недо-
ступный также и местным людям нашего времени. Ибо
говорить, что их (пирамиды и храмы) построили другие
народы,,подчинив индейцев, неправильно, так как есть
признаки, что эти здания были построены народом ин-
дейским». *
Майянские пирамиды действительно не перестают восхищать европейцев и своими гигантскими размерами, и необычной архитектурой, но вот что интересно: сами индейцы относились к этим сооружениям достаточно спокойно. Еще до прибытия Колумба большая часть этих пирамид была заброшена.
Что же касается главной ценности, то таковой для майя всегда был и остается их священный календарь. Именно он используется для различного рода предсказаний и именно его тайны тщательно оберегали и оберегают от нежелательных гостей так называемые Хранители календаря. Нет, сам календарь они не прячут — вот он лежит, совершенно открытый для изучения, но для того, чтобы проникнуть в его тайны, необходимо решить много головоломок.
Тот же Диего де Ланда, не одобрявший индейские науки, писал об этом удивительном календаре:
«Это была наука, которой они верили больше всего и которую считали высшей; в ней не все жрецы умели разбираться».
Эти слова дорогого стоят, ведь если даже для майянс-ких жрецов были недоступны все тайны их календаря, то что уж здесь говорить о современных толкователях?
Бросается в глаза, что календарь этот является очень и очень странным. В отличие от любых календарей, известных на Земле, в нем насчитывается всего-навсего 260 дней. Он на 105 дней короче обычного астрономического года и никак не согласуется со сменой сезонов на Земле! О^н даже не привязан к реальному астрономическому году. Очевидно, что пользоваться таким календарем в сельскохозяйственных целях просто невозможно, больше того, этот календарь даже не имеет подобной цели, а просто отсчитывает 260-дневные периоды, начиная от самого Сотворения мира.
Возникает логичный вопрос: зачем земледельческому народу понадобился столь странный календарь? Неужели они не знали и не могли посчитать, что реальный год длится не 260, а 365 суток? Безусловно, майя прекрасно знали об этом. Более того, для сельскохозяйственных работ у них имелся другой календарь, в котором, как и положено, было 365 дней с четвертью. В соответствии с этим календарем индейцы вычисляли время посева и сбора урожая, священный же календарь велся независимо от него и служил для ритуальных целей