Вместе с появлением государства и обособлением политической сферы от других сфер жизнедеятельности общества возникает и фено- мен международных отношений, а сама политика дифференцируется на внутреннюю и внешнюю. Эти процессы находят свое отражение в политической мысли Древнего мира. Поскольку поначалу межгосудар- ственные отношения не носили регулярного характера, а внешнеполи- тическая деятельность выглядела, с точки зрения современных крите- риев, весьма примитивно, то и внешнеполитическая мысль древности оставалась неразвитой и фрагментарной. Можно назвать лишь отдель- ные исключения из этого правила. К таким исключениям относятся внешнеполитические концепции Древнего Китая, которые оказывали значительное влияние на отношения этой самобытной страны с други- ми народами и государствами на протяжении многих веков. В китайской политической мысли наиболее выпукло выделяются два течения — конфуцианство и легизм. Придерживаясь противопо- ложных представлений о принципах и методах осуществления внеш- ней политики, оба направления исходили из китаецентристской мо- дели мира. И это неудивительно, если вспомнить, что окружавшие Китай народы в большинстве своем стояли на более низкой ступени развития. Центральной проблемой внешней политики Китая на про- тяжении многих столетий была проблема отношений с окружавшими Поднебесную варварами. Каждое из двух основных направлений древ- некитайской политической мысли стремилось обосновать свой подход к этим отношениям. Для конфуцианства было характерно представле- ние об этическом превосходстве китайцев над неполноценными вар- варами, окружавшими «Срединное царство». Отсюда логически выте- кала доктрина о мессианской роли Китая, его духовной обязанности 24 просвещения своих соседей. С точки зрения конфуцианства, не могло быть и речи об обратном влиянии варваров на Китай, идея взаимообо- гащения разных культур была для него чужда. Конфуцианский подход оправдывал изоляционистские тенденции во внешней политике тради- ционного Китая. В противоположность конфуцианству легизм ориентировался на более активный характер внешней политики. Первоначально ранние легисты придерживались в отношении варваров тех же взглядов, что и ранние конфуцианцы, но затем их позиции изменились. Под воз- действием реальных условий легисты признали возможность и необ- ходимость заимствования у чужестранцев элементов бытовой культуры или военного искусства, например, техники ведения конного боя, если окружающие народы превосходили в этом китайцев. Такая перемена взглядов вытекала из общей социально- философской и социально-политической концепции легизма. Его сторонники полагали, что по своей природе человек завистлив, алчен и честолюбив, поэтому искусство управления обществом со стороны правителя должно заключаться в умении воздействовать на эти каче- ства, направляя усилия людей на два «полезных занятия» — земледелие и войну. Всякое государство и его правители должны, в соответствии с концепцией легизма, стремиться к своей выгоде, а значит, укреплять свое могущество, опираясь на экономический и военный потенциал
Сходный взгляд на роль силового фактора в международных от- ношениях продемонстрировал древнегреческий мыслитель Фукидид в своей «Истории Пелопоннесской войны». Фукидид также предпо- лагал, что в основе политики государства лежат не столько действия 25 конкретных личностей, сколько объективные и не зависящие от воли людей интересы. Отношения между отдельными государствами по сво- ей природе конфликтны, поскольку каждое руководствуется собствен- ными интересами, а они не могут во всем и всегда полностью совпа- дать. Война обусловлена конфликтностью международных отношений и представляет собой неизбежное явление. Поэтому каждое государ- ство стремится обеспечить свою безопасность и накапливает необ- ходимую для этого силу. Взгляд, в соответствии с которым главными детерминантами внешней политики являются интересы и сила, впо- следствии получил название «реалистического». В связи с этим многие наши современники видят в Фукидиде предтечу школы «политическо- го реализма». В античные времена зародился и противоположный «реалистиче- скому» взгляд на перспективы международных отношений. Если реали- сты полагают, что конфликты и войны в принципе неустранимы из жиз- ни народов, то их оппоненты возлагают надежду на изменение природы международных отношений и преодоление межгосударственной разоб- щенности, на создание единого для всех народов, универсального цен- тра, способного обеспечить всеобщий мир и безопасность. Истоки таких представлений можно найти в Древней Греции, у философов-стоиков в их идеале «космополиса», т.е. государства, власть которого распростра- няется на весь мир. Эта же идея была развита древнеримским мыслите- лем Цицероном, обосновавшим необходимость общих для всех народов универсальных норм международного права, играющих роль регулятора отношений между ними. Такие взгляды на международную политику нашли продолжение в концептуальных подходах, сложившихся в гораз- до более поздние периоды развития политической мысли.