В частности, в эпоху Возрождения прямой противоположностью взглядам Н. Макиа- велли была внешнеполитическая концепция голландского гуманиста Эразма Роттердамского. Э. Роттердамский провозглашал ограничение применения силы в международных отношениях, полагая, что внеш- нюю политику следует подчинить социальным нормам, учитывающим интересы народов. Практически бы это означало соизмерение монар- хами в вопросах войны и мира своих политических планов и решений с интересами страны. Поскольку народ, как правило, ненавидит войну, то государь, прислушивающийся к его мнению, будет всегда прилагать усилия для сохранения мира. Именно мир, а не насилие и война яв- ляется, с точки зрения Э. Роттердамского, высшей ценностью чело- веческой культуры. Великий гуманист рассматривал борьбу с угрозой 29 мирному развитию как основную внешнеполитическую задачу госу- дарства, выступал за широкое международное сотрудничество в деле сохранения мира
Важную роль в разработке проблем международной политики сы- грал другой голландский мыслитель — Гуго Гроций (1583–1645). Он из- вестен прежде всего как автор капитального труда «О праве войны и мира», не утратившего своего значения до сегодняшнего дня. В этом труде подчеркивается, что международные отношения опираются на выполнение государствами своих обязательств. И особое значение уделяется обязательствам, связанным с применением силы. Г. Гроций полагал, что возможность войны должна быть регламентирована пра- вилами международной жизни, что война не может быть предметом произвольного решения со стороны любого отдельного государства. Во-первых, государства не должны применять силу для изменения политических ситуаций. В этом случае, по мнению голландского гума- ниста, обращение к насилию является преступлением. Примером та- кого преступления был назван поход А. Македонского на персов. Во-вторых, решение о начале военных действий должно быть обо- сновано, причем не каждое правонарушение может служить оправда- нием для применения силы. «Ясно, что войны не следует начинать из-за любого рода правонарушений, ибо не за всякую вину... законы определяют соответствующее наказание»
Сторонником создания международной организации с широкими полномочиями был и другой французский мыслитель — Шарль Ири- не де Сен-Пьер (1658–1743). Он предлагал предоставить этой органи- зации право принуждать государства «подчиняться общему суждению об участии в каких-либо действиях», учредить «судебный трибунал» для принятия обязательных для членов организации постановлений и создать «армию» для предотвращения попыток «сопротивления» союзу 32 со стороны отдельных государств23. Такую жесткую систему контроля Сен-Пьер объяснял коллективным характером решений, которые при- нимаются союзом государств.
Окончательное формирование либерального взгляда на междуна- родные отношения связано с именами Иммануила Канта и Джереми Бентама. В противоположность Гегелю его предшественник немецкий философ И. Кант (1723–1804) отдавал приоритет моральному и право- вому фактору в политике. Вопросы войны и мира он стремился решать с позиций защиты прав и интересов людей. Война в его глазах проти- воречит нравственному определению роли человека как существа, об- ладающего абсолютной ценностью. В то же время война — результат несоблюдения этических правил, поэтому для ее искоренения между- народная политика государств должна следовать требованиям и нор- мам морали. Очень образно И. Кант писал о том, что политика как осо- бая область деятельности государства только тогда «достигнет, хотя и медленно, ступени, где она будет непременно блистать», когда встанет «на колени перед правом»