Взгляды К. Маркса и Ф. Энгельса на международную политику имели некоторое сходство с воззрениями немецких классических фи- лософов. Так же как и И. Кант, основоположники марксизма считали возможным достижение вечного мира, но путь к нему лежал, по их мнению, не через моральное совершенствование, а через классовую борьбу и революцию. Уничтожение частной собственности и классов должно было стать условием распространения простых нравственных норм, характерных для отношений между частными лицами, на от- ношения между народами. Но пока эта цель не достигнута, К. Маркс и Ф. Энгельс, вслед за Г. Гегелем, считали войны и конфликты между государствами неизбежными и неустранимыми. Марксистское по- нимание проблем мировой политики и международных отношений базировалось на идеях экономического детерминизма. Сама миро- вая политика, по марксизму, могла появиться только после форми- рования мирового рынка. Буржуазия отдельных стран посредством 35 контроля над этим рынком превращается в космополитическую силу, становится господствующим классом в мировом масштабе. Одно- временно и социальный антипод буржуазии — пролетариат — пре- вращается в некую интернациональную общность, не имеющую соб- ственного отечества, но имеющую общие классовые интересы во всех странах. Пролетарская революция, призванная положить конец го- сподству капитала, приобретает, таким образом, всемирный характер. Мировая революция призвана покончить не только с социальными, но и с национальными антагонизмами, превратить все человечество в единую общность, не знающую ни классовых различий, ни государ- ственных границ. Классовая борьба, по мнению классиков марксиз- ма, является движущей силой политического процесса не только на уровне отдельных стран, но и в сфере международных отношений. Национальный же суверенитет и государственные интересы — второ- степенные, преходящие факторы.